Виды избирательных систем в Российской Федерации
Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения итогов голосования на выборах - это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система – это система, при которой избранным является тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Эта система является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов палаты парламента, избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос.
В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре.
В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ"[6] повысил указанный минимум до 25 %.
Однако в неблагоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии,им трудно провести кандидатов в выборные органы общенационального уровня. В результате отдельные группы населения лишаются в законодательном собрании представительства или оно оказывается крайне незначительным.
Таким образом, мажоритарная система «поощряет» крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения.
Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система.
При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирателей округа. Каждая партия выставляет на выборах списки из двух, трех и более кандидатов. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратели выбирают не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосуют за список кандидатов. Реально политики не могут не считаться с тем, что пропорциональная система частично способствует дроблению политических сил, сохранению множества мелких партий. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.
Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины.
Установление границ избирательных округов, правила определения итогов голосования оказывают значительное влияние на результаты выборов, потому-то эти вопросы становятся предметом политической борьбы. В условиях проведения свободных, демократических выборов их итоги позволяют выявить расстановку политических сил в стране, определить, каково доверие избирателей к той или иной партии, к ее предвыборной программе и лидерам. Безусловно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки,но они не всегда являются проявлением неконституционности.