Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.
Обязанность родителей по содержанию своих детей, достигших совершеннолетия (18 лет), возникает только в том случае, если эти дети нетрудоспособны и нуждаются в помощи. Как правило, нетрудоспособность связана с тем или иным заболеванием, повлекшим инвалидность, под которой понимается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной утрате профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.
Соответственно под инвалидами понимаются лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. В зависимости от степени утраты трудоспособности (т.е. ограничения способности к трудовой деятельности III, II или степени, определяемой по медицинским показаниям) различается инвалидность I, II и III группы.
В литературе по семейному праву высказываются различные точки зрения по поводу возможности выплаты алиментов совершеннолетним детям, признанным инвалидами III группы. Так, А. М. Нечаева к основаниям признания совершеннолетних детей нетрудоспособными по состоянию здоровья относит только установление у них инвалидности I и II группы. Большинство же авторов полагают необходимым подходить к решению данного вопроса дифференцированно, связывая его с возможностью или невозможностью реального трудоустройства претендующих на получение алиментов лиц, признанных инвалидами III группы.
В обоснование такой позиции приводится довод не о полной, а только о частичной утрате трудоспособности у инвалидов III группы, что позволяет им найти работу, условия которой соответствовали бы состоянию их здоровья. Например, М. В. Антокольская, говоря о таких лицах, признает, что «они тоже считаются нетрудоспособными в строгом смысле этого слова», однако считает, что указанные лица могут работать, хотя и в особых условиях. На этом основании делается вывод о признании за инвалидами III группы права на алименты лишь при невозможности их трудоустройства.
В целом аналогичной точки зрения придерживается и Е. С. Гетман, которая считает необходимым использовать такой подход как при решении вопроса о выплате алиментов нетрудоспособным совершеннолетним детям, так и другим имеющим право на алименты членам семьи — инвалидам III группы.
Поддерживающая рассмотренную точку зрения Е. А. Чефранова ссылается в ее обоснование на то обстоятельство, что инвалидам III группы согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 3б-ФЗ) и ст. 25 Федерального закона 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может быть назначено пособие по безработице на тех же условиях, как и остальным безработным, что, по ее мнению, дает основания признать их частично трудоспособными в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Однако данная ссылка является не вполне корректной, так как в данных законах предусматривается возможность признания безработными не исключительно инвалидов III группы, а инвалидов безотносительно к имеющейся у них группе инвалидности, при условии наличия у них трудовой рекомендации и заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, т.е. речь идет также и о инвалидах I и II группы.
Об этом свидетельствует и то, что в ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» особо оговорены условия труда инвалидов I и группы (сокращенная продолжительность рабочего дня и др.). Кроме того, в п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения, где дан перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными, инвалиды ни одной из групп не названы. Следовательно, органы службы занятости могут принимать решение о признании безработным инвалида любой группы, а не только группы, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Признание гражданина нетрудоспособным возможно только по результатам медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности человека. Как установлено п. 25 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965, всем инвалидам (независимо от группы) выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Различия заключаются, по общему правилу, лишь в сроках установления инвалидности (инвалидам I группы — на два года, а II и III группы — на один год) и степени утраты трудоспособности.
Таким образом, избранный Е. А. Чефрановой критерий отнесения инвалидов III группы к нетрудоспособным лицам (т.е. в состоянии они или нет получить работу, соответствующую их здоровью) не может быть признан верным, поскольку при особых условиях может быть обеспечено трудоустройство инвалидов не только III группы, но также I и II группы, хотя все они являются нетрудоспособными.
В этой связи заслуживает внимания мнение И. М. Кузнецовой, которая, рассматривая закрепленный в п. 3 ст. 1 СК принцип приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи, включает в их число инвалидов не только I и II, но и III группы. На наш взгляд, такая позиция представляется более предпочтительной, поскольку действующее законодательство принципиально не разграничивает правовые последствия признания граждан инвалидами в зависимости от установленной им той или иной группы инвалидности.
Следовательно, речь должна идти не о решении вопроса, имеются или нет основания для выплаты алиментов совершеннолетним детям, признанным инвалидами III группы, а только о их размере, который может быть определен с учетом степени утраты трудоспособности таких детей и их фактической нуждаемости, а также исходя из материального и семейного положения сторон.
Данный вопрос имеет принципиальный характер, поскольку его правильное решение имеет существенное значение не только для выплаты алиментов совершеннолетним нетрудоспособным детям, но и для признания нуждающимися в получении алиментов других членов семьи, признанных инвалидами III группы (нетрудоспособных родителей — ст. 87 СК; супругов и бывших супругов — ст. 89, 90 СК; родных братьев и сестер — ст. 93 СК; внуков — ст. 94 СК; дедушки и бабушки — ст. 95 СК; отчима и мачехи — ст. 97 СК), а также фактических воспитателей.
К числу нетрудоспособных относятся также лица, достигшие пенсионного возраста: женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет. Отсюда следует, что такие лица имеют право на получение алиментов от родителей. Хотя на практике случаи обращения лиц пенсионного возраста к родителям с требованием об уплате алиментов очень редки.
Алименты на совершеннолетних детей могут выплачиваться их родителями по соглашению сторон. Если же оно не заключено, то решение о их выплате и размере принимается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Иски о взыскании алиментов на нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей предъявляются самими совершеннолетними детьми, а если они в установленном законом порядке признаны недееспособными, то лицами, назначенными их опекунами. Поэтому родитель, не являющийся опекуном, не вправе предъявлять иск к другому родителю о взыскании алиментов на содержание своего нетрудоспособного, нуждающегося в помощи совершеннолетнего ребенка.
Алименты с родителей на содержание совершеннолетних детей взыскиваются судом лишь при установлении факта их нетрудоспособности, а также нуждаемости в материальной помощи. Под нуждаемостью совершеннолетних детей в помощи следует понимать ситуацию, когда они самостоятельно не в состоянии обеспечить свое существование, а оказываемая им государственная помощь в виде пенсий и пособий является недостаточной.
Факт нуждаемости нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка (неспособность самостоятельно обеспечить собственное существование) определяется судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.
Размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей устанавливается судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон. При определении материального положения сторон по делам данной категории суд учитывает все источники, образующие их доход. При выяснении семейного положения сторон суд должен установить лиц, которые находятся на иждивении сторон, а также лиц, которым они обязаны по закону предоставлять содержание.
К заслуживающим внимания интересам сторон относятся такие обстоятельства, как нетрудоспособность родителей (ответчиков), тяжелое заболевание совершеннолетнего ребенка, требующее расходов на лечение, усиленное питание, уход и т.п. Однако нетрудоспособность родителей не освобождает их от обязанности уплачивать алименты в пользу совершеннолетнего нетрудоспособного нуждающегося ребенка.
Суд вправе отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление либо недостойно вело себя в семье.
В связи с необходимостью проверки наличия либо отсутствия оснований алиментной обязанности родителей (родственная связь родителей и детей, удостоверенная в установленном законом порядке; нетрудоспособность совершеннолетних детей, их нуждаемость в помощи) алименты с родителей на совершеннолетних детей не могут быть взысканы на основании судебного приказа.Исходя из требований ст. 117 СК размер алиментов устанавливается судом в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, о чем должно быть указано в резолютивной части решения.