Осуществление и защита семейных прав.
В семейном законодательстве Российской Федерации важное место занимает осуществление и защита семейных прав членов семьи.
Осуществление и защита семейных прав производится в соответствии с главой второй Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Семейного кодекса РФ граждане имеют право распоряжаться принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), по своему усмотрению, в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено Семейным кодексом РФ.
При этом осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
В соответствии со статьей 8 Семейного кодекса РФ защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.
Таким образом защита семейных прав осуществляется посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Форма защиты семейных прав
Формы защиты семейных прав возможно разделить на:
• Юрисдикционную форму защиты.
Это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных (оспариваемых) прав.
• Неюрисдикционная форма защиты.
Это самостоятельные действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов. Иными словами указанные действия называют самозащитой прав без обращения за помощью в компетентные государственные органы.
Органы опеки и попечительства занимают важную (значимую) роль в защите семейных прав (прав членов семьи). При этом защита семейных прав органами опеки и попечительства выражается в следующем:
• Самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (например, согласие либо разрешение на какие-либо действия);
• Направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;
• Непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Способы защиты семейных прав
Принимая во внимание характер и вид нарушений семейных прав можно выделить следующие способы защиты:
• признание права;
• восстановление нарушенного права;
• прекращение или пресечение каких-либо действий, которые нарушают право и (или) создают угрозу для его нарушения;
• принуждение к исполнению обязанности;
• прекращение или изменение правоотношений.
Понятие брака в семейном праве. Порядок заключения брака.
Понятие брака
Российское законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. Вот одно из них: «Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности», это определение предложил Г.К. Матвеев. Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей.
Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме», не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений.
В советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. В современных исследованиях отмечается, что одним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи, с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц».
С введением в РФ ст. 256 ГК (часть первая) 1 января 1995г. происходит совершенствование правового института брачного договора, а также значительное усиление договорных начал происходит в новом СК, принятом 8 декабря 1995г. на этой почве возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения.
Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М.В Антокольская, которая убедительно доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, которой оно регулируется правовом и порождает правовые последствия, является именно договором. Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака.
Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств.
Вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: «Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи».
Порядок заключения брака
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах загса.
Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния».
Этим же Декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом врачующихся. Исключение Декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса.
СК делает единственное исключение из правила о признании правовой силы только за браком, заключенным в органах загса, для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны до восстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.
Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в Российской Федерации фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его. государственной регистрации в органах загса.
Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения. Фактические браки признавались наряду с зарегистрированными в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Этим Указом устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, в связи с чем фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 8 июля 1944 г.
Другим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» было определено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли были быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства в порядке особого производства. Установление судом фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., не допускается, поскольку закон не связывает с ними правовые последствия.
Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса, как установлено п. 2 ст. 10 СК, возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Подтверждением данного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении брака и выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака.
В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке (ст. 29, 30 Закона об актах гражданского состояния).
Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и — что весьма важно — обеспечивается правовой статус будущих детей супругов.
Только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государственной регистрации заключения брака. В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственно связывает предоставление гражданам определенных льгот и преимуществ. Например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения первого брака выплачивается беспроцентная ссуда на срок 2до трех лет в размере до 12 окладов их денежного содержания.
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи:
§ контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;
§ официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;
§ получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в Российской Федерации и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;
§ приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.
Что касается браков между гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ, то в соответствии со ст. 157 СК они заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом (ст. 6 Закона об актах гражданского состояния) предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Кроме того, ст. 158 СК установлено, что за пределами Российской Федерации браки между гражданами РФ могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места их заключения, в том числе и по церковному обряду. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют препятствия, непосредственно предусмотренные ст. 14 СК.
Сам порядок заключения брака регламентируется ст. 11 СК, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в Российской Федерации не разрешается. Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.
Желающие вступить в брак лично подают об этом совместное письменное заявление установленной формы по своему выбору в любой орган загса на территории РФ. В нем они должны подтвердить взаимное добровольное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст. 14 СК.
Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, а также документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо, вступающее в брак, ранее состояло в браке), и разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния).
Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче заявления обоих лиц, вступающих в брак, невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т.п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. В этом случае подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке.
Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, или нотариусом, занимающимся частной практикой, а также специально уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, т.е. не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган загса в установленный срок для государственной регистрации заключения брака.
Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. После государственной регистрации заключения брака в последующем брак может быть расторгнут или признан недействительным лишь с соблюдением установленного законом порядка.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 СК, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в орган загса заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключения брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить, соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. СК орган загса при наличии уважительных причин может как сократить установленный СК месячный срок для государственной регистрации заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц (ранее этот срок мог быть увеличен до трех месяцев — ст. 14 КоБС). Однако в самой ст. 11 СК не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики.
Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачных отношений, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т.п. Безусловно, что некоторые из этих обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т.п.).
С совместным заявлением о сокращении установленного законом срока для заключения брака обращаются сами лица, вступающие в брак (ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Что касается увеличения срока для заключения брака, то такое допускается на практике из-за нахождения одного из лиц, вступающих в брак, на стационарном лечении вследствие тяжелой болезни, отъезда, необходимости проверки сообщения о наличии препятствий к браку и в других подобных случаях.
Как следует из содержания п. 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, с совместным заявлением о продлении месячного срока обращаются в орган загса также сами лица, вступающие в брак. При увеличении органом загса срока для государственной регистрации заключения брака со дня подачи заявления о заключении брака до дня государственной регистрации заключения брака должно пройти не более двух месяцев.
Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган загса с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии необходимых уважительных причин руководитель органа загса принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.
Новым в порядке заключения брака в Российской Федерации является указание ст. 11 СК навозможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, командировка в так называемые горячие точки и т.п.). Особые обстоятельства, на которые ссылаются лица, вступающие в брак, должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справка медицинского учреждения о беременности или о рождении ребенка, справка о месте работы, о командировке в небезопасные регионы и т.п.).
Вопрос о возможности заключения брака в день подачи заявления решается органом загса в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. В любом случае у лиц, вступающих в брак, нет безусловного права как на сокращение срока государственной регистрации заключения брака, так и на заключение брака в день подачи заявления даже при наличии уважительных причин.
Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах гражданского состояния она производится органами загса в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.
Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа загса об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака.
Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе загса. По желанию лиц, вступающих в брак, орган загса обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.).
Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака, как установлено п. б ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак.
Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).
Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака.
За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда.
В документах, удостоверяющих личность лиц, вступивших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военных билетах военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов), производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака.
В соответствии с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (с изм., внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ) ст. 11 СК устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них.
Жалоба на решение органа загса может быть подана по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по месту нахождения органа загса (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан»). В литературе высказано обоснованное, на наш взгляд, мнение о том, что п. 3 ст. 11 СК нуждается в расширительном толковании, т.е. обжаловать в суд можно и необоснованный отказ органа загса сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованный отказ в государственной регистрации заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.
Семейное законодательство большинства зарубежных стран также предусматривает обязательную государственную регистрацию заключения брака. Однако в некоторых государствах (Англия, Италия, Испания, Австралия, Скандинавские государства) допускается как гражданская, так и церковная форма брака. И лишь в нескольких странах (Андорра, Лихтенштейн, Кипр и др.) заключение брака для лиц определенного вероисповедания возможно только в религиозной форме.
С учетом особой важности заключения брака в конституциях некоторых государств имеется указание на необходимость законодательного регулирования связанной с этим процедуры. Так, в Конституции Испании (ст. 32) закреплено, что форма брака, брачный возраст, правоспособность, необходимая для его заключения, должны регулироваться законом. В соответствии со ст. 24 Конституции Японии законами должны регулироваться выбор супруга и другие вопросы, связанные с браком и семьей. При этом предусматривается, что эти законы должны составляться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов.
Согласно ст. 36 Конституции Португалии закон должен устанавливать необходимые условия заключения брака и последствия вступления в него независимо от формы совершения церемонии. Конституция Люксембурга (ст. 21) устанавливает, что гражданский брак должен всегда предшествовать церковному браку.
Примерно такой же подход закреплен и в конституциях ряда государств Восточной Европы (Албании, Болгарии, Румынии, Республики Словении, Республики Хорватии), которыми предусмотрена необходимость регулирования законом оснований и порядка заключения брака. Аналогичные нормы имеются и в конституциях некоторых стран СНГ.
В частности, в ч. 4 ст. 48 Конституции Республики Молдова закреплено, что условия заключения брака устанавливаются законом. Конституциями Литовской Республики и Республики Словении специально оговорена необходимость законодательного регулирования государственной регистрации брака.
Условия заключения брака.
Условия заключения брака - это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, то есть имеющим правовую силу.
Условиям заключения брака посвящена статья 12 Семейного кодекса РФ. Важно отметить, что данный перечень условий является исчерпывающим.
Первое и самое главное условие - для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины закрепляется в п.3 ст.1 СК РФ.
Добровольность согласия вступающих в брак означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц. В связи с тем, что воля на вступление в брак должна быть выражена лично, не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно. Волеизъявление сторон на вступление в брак должно быть осознанным и они должны отдавать отчет в своих действиях. Всякого рода насилие (физическое, психическое), парализующие волю того, кто брака не хочет, противоречит сущности брака, безнравственно по своей сути, не соответствует требованиям п.3 ст. 19 Конституции РФ, предусматривающего равные права и свободы мужчины и женщины, а также равные возможности для реализации этих прав и свобод. Принуждение может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от родственников, родителей, знакомых и иных лиц.
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса. А если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отдельными письменными заявлениями. Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их подписями.
Второе условие - вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста.
Брачный возраст во всех государствах примерно один и тот же. Так, в Болгарии он одинаков для мужчины и женщины - 18 лет; в Венгрии 18 лет для молодого человека, 16 лет для девушки; в Польше соответственно 21 год и 18 лет; в Японии 18 лет и 16 лет. С 1978г. в Португалии 16 лет, причем лица, достигшие этого возраста, могут вступить в брак только с согласия родителей, а те, кому 21 год и более, вправе сочетаться браком самостоятельно.
В ст. 13 СК РФ установлен брачный возраст, как для мужчины, так и для женщины 18 лет, и совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме, как это предусмотрено ст. 12 ГК РФ. К этому времени брачащиеся, во-первых, достигают необходимой степени физической зрелости, а во-вторых, обладают такой степенью психической зрелости, которая позволяет осознанно подходить к совершаемому ими жизненно важному шагу.
Общим правилом является то, что лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть установленного законом возраста на момент государственной регистрации заключения брака, а не на день подачи в орган загса заявления о вступлении в брак.
В п.2 ст. 13 СК (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ) предусмотрена возможность снижения брачного возраста, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак лицам, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не раскрываются, но на практике чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ребенка, предстоящий призыв на военную службу или убытие в длительную командировку жениха и т.п.
Решение о снижении брачного возраста выносится по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. В решении должно быть указано: кому и насколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. Заявление в орган местного самоуправления с просьбой о снижении брачного возраста должно быть подано самими лицами, вступающими в брак. Согласия родителей несовершеннолетних на брак не требуется.
Субъектам РФ предоставлено право в виде исключения, с учетом особых обстоятельств, допустить вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет. Однако порядок и условия заключения такого брака должны быть определены законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ).
С момента регистрации брака лицо, которому в установленном порядке снижен брачной возраст, приобретает в полном объеме гражданскую дееспособность. Дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако, признавая брак недействительным, суд вправе принять решение и об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности (п.2 ст. 21 ГК РФ).
Сроки в семейном праве.
В теории семейного права классификациясроков осуществляется по различным основаниям. М/о выделить следующие виды сроков: сроки существованияимущественных семейных прав(пресекательные сроки) — право на алименты на содержание несовершних детей сохраняется до достижения ими 18 лет; сроки ожидания(испытательные) — сроки, до истечения которых не могут быть совершены ряд семейно-правовых актов (месячный испытательный срок до заключения брака со дня подачи заявления); сроки,до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и обязанностей (усыновителями могут быть т/о совершеннолетние дееспособные лица); минимальные срокиисполнения семейно-правовой обязанности членами семьи для возникновения у них определенных семейных прав; сроки,установленные для государственных органов, организаций и учреждений по обеспечению защиты семейных прав.
A.M. Нечаева подразделяет семейно-правовые сроки на: разрешительные(например: сроки заключения и расторжения брака в органах ЗАГС);запретительные(например: годичный срок запрета для мужа о возбуждении дела о разводе при беременности жены); обязывающие(например: обязанность суда в трехдневный срок после вступления решения суда в З.ную силу направить выписку о признании брака недействительным в орган ЗАГС).
Ввиду отсутствия в семейном З.одательстве порядка определения сроков возм/о применение, положений ст. 190 ГК, которым установлено, что сроки могут определяться календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Большинство семейных правоотношений являются длящимися и не имеют четких временных границ. Исходя из этого на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется,за исключ.м случаев, когда в СК установлен срок для защиты нарушенного права. Нераспространение исковой давности на семейные отношения означает, что участники семейных отношений практически не ограничены временными рамками при реализации права на защиту нарушенных прав.