Многообразие подходов к пониманию государства

Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли. До ϶ᴛᴏго ис­пользовались более конкретные понятия: полис (государст­во-город), сщ^аа (государство-город), геа риЬИса (дело наро­да), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии данными терминами стали обозначать пре­имущественно формы государства. При этом следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как не­кое геофафическое пространство.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной науч­ной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство — божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, кᴏᴛᴏᴩая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти будет не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважат ь права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.

Другой разновидностью теологического подхода будет мусульманское учение, согласно кᴏᴛᴏᴩому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен {халиф, имам, правительство) — не госпо­дин, а слуга мусульманского права, кᴏᴛᴏᴩое он изменить не может.

Юридический подход к государству состоит по сути в том, что го­сударство рассматривается как юридическое лицо, юридиче­ская персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, пер­сонифицированного права народа. Власть есть само право.

При классическом подходе к государству последнее пони­мается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, так как государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.

Кибернетический подход к государству состоит по сути в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках ко­торой движется информация с прямыми и обратными связя­ми. Такой подход, безусловно, демонстрирует определенные реаль­ности, связанные с государством, так как осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде пря­мой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общест­ва, я в виде обратной связи — информация о состоянии уп­равляемых государством систем, процессов.

Социологический подход состоит по сути в том, что государст­во — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. При этом здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство о) ождсствляется с обществом, государство есть само общест­во, особым образом организованное. По Аристотелю, госу­дарство — «сообщество равных, имеющих цель совершенст­вования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным пра­вом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что большинство населения (часть ϲʙᴏбод­ных и рабы тем более) исключается из государства. Государ­ство выступает как власть меньшинства. Отождествление об­щества и государства мы видим у Канта: государство — объ­единение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз ϲʙᴏбодных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит по сути в том, что государство — относительно самостоятельная организа­ция, не совпадающая с обществом, самостоятельный инсти­тут. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государ­ства. Государство — ϶ᴛᴏ организация особого рода, отвечаю­щая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Либеральная концепция государства — ϶ᴛᴏ концепция «го­сударства -- ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

Особое место занимает марксистское понимание государ­ства. Марксизм рассматривает государство как особую орга­низацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда.

Наши рекомендации