Многообразие подходов к пониманию государства
Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли. До ϶ᴛᴏго использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), сщ^аа (государство-город), геа риЬИса (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии данными терминами стали обозначать преимущественно формы государства. При этом следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как некое геофафическое пространство.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство — божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, кᴏᴛᴏᴩая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти будет не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважат ь права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.
Другой разновидностью теологического подхода будет мусульманское учение, согласно кᴏᴛᴏᴩому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен {халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, кᴏᴛᴏᴩое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит по сути в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, так как государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к государству состоит по сути в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, демонстрирует определенные реальности, связанные с государством, так как осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, я в виде обратной связи — информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход состоит по сути в том, что государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. При этом здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство о) ождсствляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что большинство населения (часть ϲʙᴏбодных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз ϲʙᴏбодных людей с принудительным правопорядком.
Второй вариант социологического подхода состоит по сути в том, что государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — ϶ᴛᴏ организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
Либеральная концепция государства — ϶ᴛᴏ концепция «государства -- ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда.