Проблемы предмета и объекта ТГП

Проблемы предмета и объекта ТГП

Объектом теории государства и права являются такие важные и многосложные компоненты общества как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга своим предметом, обуславливающим их содержание, назначение, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права является очень важным.

Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей[1] возникновения, разви­тия и функционирования государства и права.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут;

4) предмет теории государства и права отличается сложным взаимо­действием объективных и субъективных характеристик.

Таким образом, предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями, а зависит от целого ряда обстоятельств: объекта; от уровня накопленных знаний; потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической действительности; политической конъюнктуры (например, от влияния западной идеологии); финансирования научных исследований; от степе­ни институционализации теории государства и права (например, от включения ее в государственный образовательный стандарт); от "предпочтений" субъекта познания, т.е. от типа правопонимания (научно­го направления, к которому принадлежит субъект).

Исходя из особенностей предмета данной науки, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

а) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права;

б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

в) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право.

Проблемы методологии ТГП

Методология представляет собой систему особых приемов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Теорию государства и права нельзя рассматривать как собра­ние готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, теория государства и права приближается к осуществлению своей конечной цели - служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.

Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания[2] для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Принципы познания - это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип историзма, принцип объективности, принцип всесторонности, принцип конкретности и принцип плюрализма.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвя­зи.

Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект позна­ния, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании го­сударства и права. В теории государства и права принято подразделять используемые ею методы[3] на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) (см. схему 1).

Проблемы предмета и объекта ТГП - student2.ru

Политический режим

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Иначе говоря, политический режим отражает степень развития демократии в стране. Демократия (гр. demokratia - народ + власть) - форма государства, власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом. С этой точки зрения все политические режимы делятся на демократические и недемократические . В то же время даже в демократических государствах уровень развития демократии может быть различным. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборном органе власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органами государственной власти. В конечном счете, демократия складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии. Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов государственной и общественной жизни (референдум, манифестации, забастовки, петиции и др.). Представительная демократия означает передачу народом части принадлежащей ему власти формируемым им органам государственной власти (парламентам, президентам, учредительным собраниям и т.д.). Даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосред-ственной и представительной демократии.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб - говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia - власть лучших в смысле "знати"). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic - власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие обоих режимов состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного изби-рательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis - свободный). Данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть автократическими (гр. autokrates - самовластный), или авторитарными (лат. auctoritas - устанавливающими режим личной власти). В зависимости от господствующей идеологии такой режим может быть тоталитарным, т.е. авторитарно коммунистическим, фашистским или расистским, а в зависимости от социального состава - военно-диктаторским, диктатурой пролетариата и т.д.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века. Это фашистские государства, социалистические государства периода "культа личности".

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

17. Проблемы определения формы государства современной России

18. Проблемы определения функций государства и их основных признаков

Таким образом, функции государства - это основные направления деятель-ности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из со-вокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций государственных органов (финансовых, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Проблемы предмета и объекта ТГП

Объектом теории государства и права являются такие важные и многосложные компоненты общества как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга своим предметом, обуславливающим их содержание, назначение, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права является очень важным.

Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей[1] возникновения, разви­тия и функционирования государства и права.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут;

4) предмет теории государства и права отличается сложным взаимо­действием объективных и субъективных характеристик.

Таким образом, предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями, а зависит от целого ряда обстоятельств: объекта; от уровня накопленных знаний; потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической действительности; политической конъюнктуры (например, от влияния западной идеологии); финансирования научных исследований; от степе­ни институционализации теории государства и права (например, от включения ее в государственный образовательный стандарт); от "предпочтений" субъекта познания, т.е. от типа правопонимания (научно­го направления, к которому принадлежит субъект).

Исходя из особенностей предмета данной науки, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

а) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права;

б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

в) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право.

Наши рекомендации