Виды административных взысканий

Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждение оформляется иным установленным способом1.

Предупреждение – один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно к лицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей ста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающего административную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматривается в санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство не допускает его примене­ния вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не преду­сматривает возможности замены одного административного взыскания более мяг­ким видом административного взыскания.

Предупреждение – одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложение штрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече­ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицо совершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли­чать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительное административное право­нарушение. Устное замечание не является административным взыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы­несения административного взыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административ­ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названном талоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленных законода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенный проступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специального постановления1.

Штраф

Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый боль­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сяч минимальных окладов2.

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.3 установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:

...если верхний предел штрафа не превышает:

– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...

– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...

– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...

– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...

– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...

– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...

– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...

– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.

Возмездное изъятие

Возмездное изъятие применяется только в отношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том адми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляются обосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы, которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектом административного правонаруше­ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен­ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудия со­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы­ска­нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятие отличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го­сударства.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушение законодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взыскания в виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы­скание – штраф.

Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, со­стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: она производится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотрено санк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде­рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова1, сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по­стольку, поскольку она пре­дусматривает в качестве меры админист­ративной ответственности конфис­кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо­размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалова­нию, вступает в силу немедленно после его про­возглашения, действует непос­редственно и не требует подтвержде­ния другими органами и должностными лицами...

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствую­щими Конституции РФ только три административно-правовые нор­мы, оче­видно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликова­ния постановления в «Россий­ской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов­ления о конфискации в адми­нистративном порядке неконституционны.

Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право­субъектности гражданина в административном порядке за администра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности,каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас­ности дорожного движения"1 право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение. На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международные водитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательством и в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам, имеющим води­тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ние этого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специального права. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управление транспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения. Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от вида транспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом и городским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управление тракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганы гостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственной инспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственный надзор за соблюде­нием пра­вил охоты.

Исправительные работы

Исправительные работы – одно из наиболее строгих админист­ративных взысканий. Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство; злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­ника милиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков в общественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административному взысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иных предметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).

Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судье этого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица, совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации, независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент зара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размер удержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мый процент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циального обеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставление очередного отпуска. Это вытекаетиз содер­жания ст. 299 Ко­декса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправи­тельные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

Административный арест

Административный арест является самым строгим администра­тивным взысканием.Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконные приобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественную нравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалось административному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ного порядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостное неповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).

Указание в данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться как исключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных в соответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершивший деяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

Наши рекомендации