Виды административных взысканий
Предупреждение
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом1.
Предупреждение – один из видов административного взыскания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавливающего административную ответственность. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно со штрафом. Вместе с тем законодательство не допускает его применения вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного взыскания более мягким видом административного взыскания.
Предупреждение – одно из основных административных взысканий, известных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или наложение штрафа с конфискацией запрещенных предметов.
Применение предупреждения, равно как и другого административного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "течение одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.
Предупреждение как административное взыскание следует отличать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего малозначительное административное правонарушение. Устное замечание не является административным взысканием и не влечет связанных с ним отрицательных правовых последствий. Такого рода замечания широко используются и повседневной деятельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.
Действующее законодательство предусматривает письменную форму вынесения административного взыскания в виде предупреждения. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выносится постановление по делу. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления маломерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме просечки "талона" может применяться только за те нарушения правил плавания по внутренним водным путям России, перечень которых указывается в названном талоне. Так, предупреждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления маломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.
Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления1.
Штраф
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.
1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);
2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, например). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;
3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);
4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 тысяч минимальных окладов2.
Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.3 установлен до принятия нового кодекса порядок перерасчета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твердой сумме. В законе назван такой «масштаб» расчета налагаемых на основе КоАП штрафов:
...если верхний предел штрафа не превышает:
– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения;
– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...
– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...
– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда...
– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...
– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...
– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...
– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...
– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда.
Возмездное изъятие
Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санкциях. А поскольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представляются обоснованными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.
Возмездное изъятие как вид административного взыскания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное взыскание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудия совершения или явившихся непосредственным объектом правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взысканием.
По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это изъятие отличается от другого административного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. При конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства.
Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Кодекса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве дополнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст. 175). Причем, если за первое нарушение законодатель предусматривает возможность наложения дополнительного взыскания в виде возмездного изъятия предмета, то за второе нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взыскание – штраф.
Конфискация
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.
В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова1, сказано:
1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.
2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...
4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами...
Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствующими Конституции РФ только три административно-правовые нормы, очевидно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликования постановления в «Российской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постановления о конфискации в административном порядке неконституционны.
Лишение специального права
Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.
Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности,каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения"1 право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее удостоверение. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены законодательством и в отношении права на управление маломерными судами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификационный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостоверения выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государственной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным судном). Водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения водителя, не превышает восьми, предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим обществом.
Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права, на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений), за систематическое нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судоводителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты приметается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).
Рассматриваемое административное взыскание связано со значительными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного взыскания. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.
Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лишения специального права. Ограничивает закон и применение лишения права на управление транспортными средствами. Данное административное взыскание не может, по общему правилу, применяться к лицам, которые пользуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указанного правила есть исключения. Лишение водительских прав названных лиц закон связывает со случаями управления транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования.
Законодательство относит применение рассматриваемого административного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения водительских прав зависит от вида транспортных средств. Лишение права на управление автомототранспортом и городским электротранспортом применяют органы внутренних дел, на управление тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – органы гостехнадзора, на управление маломерными судами – органы государственной инспекции по маломерным судам. Право налагать административное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Исправительные работы
Исправительные работы – одно из наиболее строгих административных взысканий. Перечень административных проступков, за которые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение; незаконная продажа товаров или иных предметов, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).
Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минимальный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не указан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправительных работ установлен один месяц.
Право назначения исправительных работ предоставлено только районному суду и судье этого суда. Фактически законодательство предусматривает назначение исправительных работ судьями.
Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, на предприятии и в организации, независимо от формы собственности: государственной, общественной, муниципальной, частной и др.
Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осуществляют инспекции исправительных работ.
Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная постановлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент заработка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установлен единый размер удержаний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (работающему, например, на ферме), удерживаемый процент заработка определяется исходя из среднего заработка по району (городу).
Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и страхования, и из выплат единовременного характера.
В период отбывания взыскания в виде исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска. Это вытекаетиз содержания ст. 299 Кодекса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вынесения.
Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.
Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уголовного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправительные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.
Административный арест
Административный арест является самым строгим административным взысканием.Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от общества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.
Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.
Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности приближаются к преступлениям: незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному распоряжению, или требованию работника милиции, или народного дружинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка; проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).
Указание в данной статье о том, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным судом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.
В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассматриваться как исключительные. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. В них сказано, что применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправительных работ, будет признано недостаточным.
Если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, это взыскание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.
В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, достиг ли подросток, совершивший деяние, образующее проступок, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбывания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.