Методические указания обучающимся
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции, включающая в себя: внимательное прочтение вопросов темы лекции по учебнику, учебно-методическому пособию; критический анализ прочитанного материала; постановку интересующих вопросов. Приступая к изучению административная ответственность, студент должен иметь общие представления об объекте, предмете, методах, и структуре данной науки; о ее месте в системе юридических наук и ее соотношении с другими науками; о ее практическом применении юристами; о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучить. Итак, тщательная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал» или воспользоваться Лекционное занятие прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто, не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.
Внимательное слушание лекции, уяснение основного её содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента.
Поэтому студенты, присутствующие на лекционное занятие по административной ответственности, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и зачету по финансовому праву, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал.
Как уже указывалось, конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных, кардинальных вопросов темы, излагаемой в лекции по административной ответственности Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания. Не говоря уже о том, что такая запись требует не лекции, а диктовки, что недопустимо и невозможно по административной ответственности. Главный порок такой системы заключается в том, что при ней основное внимание студента сосредоточивается не на усвоении содержания лекции, а на механическом воспроизведении текста, прочитанного преподавателем, поскольку студент не обращает внимания на смысл и содержание лекции, а следит лишь за тем, чтобы она была дословно записана в тетради, материал, излагаемый лектором, остается для него непонятным, а само впечатление о содержании излагаемой темы - отрывочным, смутным и далеко неполным.
Основная цель лекции, таким образом, остается недостигнутой, к тому же следует иметь в виду и другое: как бы медленно ни читал лекцию лектор и как бы ни старался студент её дословно записать, последнего достигнуть почти невозможно, а так как при такой записи главной целью является – правильно записать лекцию, а не уяснить её смысл, то текст конспекта в ряде случаев искажает смысл и содержание многих разделов лекции по административной ответственности.
Рекомендуется поэтому высказываемое лектором положение по курсу административной ответственности записывать своими словами. Перед записью надо постараться вначале понять смысл сказанного, необходимо стараться отделить главное от второстепенного и, прежде всего, записать главное. Качество записи лекции, конечно, во многом зависит от навыков записывающего и от его общей подготовки, от сообразительности, от умения излагать преподносимое преподавателем своими словами и от многих других факторов чисто индивидуального характера.
Главное для студента, состоит в том, чтобы выработать свой стереотип написания слов, однако при записи надо по возможности стараться избегать различных ненужных сокращений и записывать слова, обычно не сокращаемые, полностью. Если существует необходимость прибегнуть к сокращению, то надо употреблять общепринятые сокращения, так как произвольные сокращения по истечении некоторого времени забываются, и при чтении конспекта бывает, в связи с этим, очень трудно разобрать написанное.
Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию
Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.
Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия.
Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.
Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие. Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, осмысливания приобретаемых знаний.
Каковы бы ни были индивидуальные склонности студентов, плодотворной работе над книгой непременно должны научиться все без исключения. Правда, этому нельзя научиться за один-два дня, прочитав чьи-нибудь советы и «рецепты»; для этого, безусловно, необходимо много и терпеливо самому работать с книгой, постепенно совершенствуя свои навыки.
Без систематической и упорной работы нельзя по-настоящему овладеть культурой плодотворного чтения книги.
В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и т.д.). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами.
Можно выделить ряд правил, которые помогут студентам в самостоятельной работе с рекомендованной литературой по административной ответственности.
Правило № 1. Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней.
Правило № 2. Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой.
Правило № 3. Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий.
Правило № 4. Книгу нужно читать вдумчиво.
Правило № 5. Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения.
Правило № 6. При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного.
Правило № 7. Самоконтроль и закрепление учебного материала.
Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.
Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по финансовому праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные, но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные.
В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, нравственного), рожденные в результате активной самостоятельной работы, осмысления прочитанной лекции, обсуждения вопросов темы на семинаре. Стремление студента более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные положения темы, как правило, способствует возникновению у него вопросов, требующих разрешения на консультации.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем.
Как построить свои самостоятельные занятия по курсу административной ответственности, чтобы они с самого начала обучения в вузе шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче.
В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты.
Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу финансового права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана.
В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Академии права существуют справочно-правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс», «Эталон», которые содержат нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, существует программа «Библиотека», представляющая собой электронный каталог (ведется с 1997 г.). Он состоит из двух разделов: книги и журнальные статьи. Поиск необходимой информации осуществляется по автору (коллективу авторов), заглавию, предметной рубрике и ключевым словам.
Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности.
Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по финансовому праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.
Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее:
-- Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию.
-- Желательно, чтобы подготовка к занятию по финансовому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление.
-- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств.
-- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время.
Отметим, что, правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом административное право.
Фонд оценочных средств
9.1. Вопросы для проведения зачета (экзамена)
1. Понятие административного права, его предмет и метод.
2. Источники административного права: понятие, виды, классификация.
3. Административное право в системе российского права.
4. Понятие науки административного права. Ее предмет и метод.
5. Понятие государственного управления как разновидности социального управления.
6. Основные функции и принципы государственного управления.
7. Административно-правовые нормы: понятие и виды, структура.
8. Основные способы реализации административно-правовых норм.
9. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды.
10. Понятие и виды субъектов российского административного права.
11. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права.
12. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
13. Понятие, основные принципы и этапы прохождения государственной службы.
14. Понятие и система государственной службы Российской Федерации.
15. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
16. Права и обязанности государственного гражданского служащего.
17. Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
18. Особенности административно-правового статуса правоохранительного служащего.
19. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
20. Система и функции федеральных органов исполнительной власти.
21. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, основные вопросы компетенции.
22. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
23. Общественные объединения как субъекты административного права.
24. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
25. Формы государственного управления: понятие, виды.
26. Нормотворчество органов исполнительной власти РФ.
27. Административно-правовой акт: понятие, признаки, виды.
28. Порядок подготовки, принятия и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти.
29. Методы государственного управления: понятие, виды, особенности.
30. Убеждение как метод государственного управления.
31. Принуждение как метод государственного управления.
32. Понятие и виды мер административно-правового принуждения.
33. Меры административно-правового предупреждения.
34. Административно-пресекательные меры.
35. Поощрение в системе методов государственного управления.
36. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
37. Система правоохранительных органов РФ.
38. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.
39. Особенности административной ответственности юридических лиц.
40. Административная ответственность физических лиц.
41. Административная ответственность должностных лиц.
42. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
43. Особенности административной ответственности сотрудников правоохранительных органов.
44. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
45. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
46. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
47. Обстоятельство, освобождающее от административной ответственности.
48. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
49. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
50. Административные правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности.
51. Система мер административных наказаний.
52. Основные административные наказания.
53. Административный штраф.
54. Дисквалификация.
55. Административный арест.
56. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
57. Предупреждение.
58. Исполнение постановления о лишении специального права.
59. Административное приостановление деятельности.
60. Общие правила назначения административного наказания.
61. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях.
62. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
63. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
64. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
65. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
66. Протокол об административном правонарушении: основные требования, сроки составления.
67. Назначение административного наказания без составления протокола.
68. Административное расследование.
69. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
70. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.
71. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
72. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.
73. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
74. Роль прокуратуры Российской Федерации в производстве по делам об административных правонарушениях.
75. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
76. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
77. Административное задержание.
78. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
79. Временный запрет деятельности.
80. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
81. Организация управления отраслями промышленности в условиях переходного периода России к рыночным отношениям.
82. Организация управления транспортом.
83. Организация управления связью.
84. Организация управления торговлей.
85. Организация управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
86. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.
87. Правовые основы и организация управления в социально-культурной сфере.
88. Организация управления в области образования.
89. Организация управления в области науки и технической политике.
90. Организация управления высшим образованием.
91. Организация управления культурой.
92. Организация управления здравоохранением.
93. Организация управления в области труда и занятости населения.
94. Организация управления в области социальной защиты населения.
95. Правовые основы и организация управления в административно-политической сфере.
96. Паспортная система, правила регистрации учета граждан.
97. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
98. Организация противопожарной службы.
99. Правовой режим чрезвычайного положения.
100. Организация управления в области юстиции.
101. Понятия и виды межотраслевого государственного управления.
102. Организация государственной таможенной службы.
103. Организация управления финансами и кредитом.
104. Организация управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Административное право» учебным планом не предусмотрены.
Примерная тематика письменных работ (рефераты, выпускные квалификационные работы)
Рефераты
1. Понятие государственного управления.
2. Исполнительная власть в системе разделения властей.
3. Содержание исполнительной и распорядительной деятельности.
4. Основные принципы государственного управления.
5. Основные функции государственного управления.
5. Основные принципы государственного управления.
6. Стадии государственного управления.
7. Взаимосвязь функций и стадий государственного управления.
8.Современное состояние и тенденции развития государственного управления в России.
9. Предмет и система административного права.
10. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
11. Систематизация норм административного права.
12. Административное право в условиях рыночной экономики.
13. Понятие и виды административно - правовой нормы.
14. Содержания и структура административно-правовых норм.
15. Понятие и виды источников административного права.
16.Понятие, виды и особенности административно - правовых отношений, их отграничение от других видов правоотношения.
17. Основания возникновения, изменения и прекращения административно - правовых отношений.
18. Общая характеристика субъектов административного права.
19.Сравнительная характеристика субъектов административного права, административно-правовых отношений и субъектов управления.
20. Президент РФ и исполнительная власть в государственном управлении.
21. Граждане как субъекты административного права.
22. Общественные объединения как субъекты административного права.
23. Понятие, виды и система органов исполнительной власти, как субъектов административного права
24. Сущность разделения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти различных уровней.
25. Понятие, принципы и виды государственной службы.
26. Организация и прохождение государственной службы.
27. Понятие, виды и организация негосударственной службы.
28. Государственные служащие, как субъекты административного права.
29. Понятие и виды форм государственного управления.
30. Взаимосвязь правовых и неправовых форм государственного управления.
31.Понятие, юридическое значение и виды актов государственного управления.
32. Подготовка, издание, вступление в силу и действие актов государственного управления.
33.Основания признания актов государственного управления недействительными.
34.Последствия признания актов государственного управления недействительными.
35. Понятие и назначение методов государственного управления.
36.Убеждение и принуждение в государственном управлении.
37. Классификация административного принуждения.
38. Взаимосвязь форм и методов государственного управления.
39.Понятия, основания и виды ответственности по административному праву.
40. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
41. Материальная ответственность государственных служащих.
42. Понятие и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
43. Административная ответственность военнослужащих.
44. Юридический состав административного правонарушения.
45. Цель и виды административных взысканий
46.Основания, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
47. Освобождение от административной ответственности.
48.Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (общая характеристика).
49. Понятие и основные черты административного процесса.
50. Принципы административного процесса.
51. Понятие и классификация субъектов административного процесса.
52. Понятие, виды и стадии административных производств.
53. Производство по делам об административных правонарушениях.
54. Производство по жалобам, заявлениям и предложениям граждан.
55.Административно-процедурные производства.
56. Направления деятельности государства по обеспечению законности в государственном управлении.
57. Способы обеспечения законности в государственном управлении.
58. Государственный контроль и его виды.
59.Надзор прокуратуры, как способ обеспечения законности в государственном управлении.
60. Административный надзор.
61.Административный и судебный порядок рассмотрения обращений граждан.
62.Общая характеристика государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.
63.Общая характеристика государственного управления в социально-культурной сфере.
64. Общая характеристика государственного управления в административно-политической сфере.
65. Сущность и содержание межотраслевого управления.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА