Функции политического идеала
Политические идеалы
Политические идеалы - отражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач.
Политические идеалы в ходе динамичного процесса развития общества, постоянно видоизменяясь, отражают уровень развития политического сознания. Появление новых политических идеалов является показателем способности людей формировать более сложные смыслы, принимать более сложные решения на более высоком рациональном и эмоциональном уровне.
Уже в античной философии Гераклит Эфесский в качестве идеала государственного устройства признавал закон, за который «народ должен сражаться... как за стены».
В европейской традиции концепции идеального государственного устройства подчеркивают, что политический идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нормы общественного устройства, политической власти и деятельности. Платон
Великий античный мыслитель Аристотель делил государства на правильные и неправильные, с искаженными формами. Государство правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и добродетели, достигая «общего блага» и соблюдая «естественные законы». У государства неправильной формы цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству в целом достичь общего блага.
В становление теории политических идеалов большой вклад внес выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. По его мнению, идеальный тип государства должен основываться на компромиссе народа и знати.
С точки зрения Канта, идеал— это представление отдельного существа, адекватное той или иной идее.
Кант выделяет идеал чувственности, идеал воображения и трансцендентальный идеал.
Для Фихте идеалом политической жизни общества выступало такое состояние социума, при котором господство разума на основе инстинкта обеспечивало бы человеческому роду состояние невинности.
По мнению Гегеля, идеал— это понимание вещи в себе как единства противоположностей.
Свою лепту в познание идеала внес известный немецкий философ А. Шопенгауэр — он видел политический идеал в положительном праве.
От изложенных подходов отличается теория Л.А. Фейербаха, который связал проблему идеала с проблемой целостного развития человека.
Анализ развития проблемы политических идеалов в истории философской, политической, социологической и психологической мысли позволяет выявить те понятийные ряды, которые полнее и глубже раскрывают значение понятий «идеал» и «политический идеал»:
1) «идеал — идея — идеальное»;
2) «идеал — мировоззрение»;
3) «идеал — образ цели — цель движения»;
4) «идеал — норма, образец».
Основополагающие составляющие политического идеала: идеальный образ, совершенство, образ должного; идеальные цели и стремления людей; образец, норма, определяющий способ и характер поведения человека; состояние эталонного сознания и т.д..
Функции политического идеала.
- регулирующая функция;
- познавательная,
- мобилизационная,
- организующая,
- направляющая и др. функции.
Политический идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы и самих себя, рисует им идеальную конструкцию социальных условий и политических отношений.
Политический идеал — это представление о всеобщей норме, образце политического поведения и отношений между людьми, выражающее исторически определенное понимание цели жизни. Он задает модель политического поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (справедливо — несправедливо).
В политической психологии политический идеал определяется как представление о совершенном политическом строе, совершенный образец чего-либо в политической сфере, высшая конечная цель стремлений в политической деятельности. Политический идеал детерминирует стремления и поведение человека, группы, класса в политической сфере.
Возникновение политических идеалов представляет собой своеобразный ответ общества на усложнение проблем путем создания нового политического основания, политической программы для совместной деятельности, совместных решений.
Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) как течение выступает в роли особого политического идеала, представляющего собой направление общественного мировоззрения, отрицающее необходимость государственной власти как таковой. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.
Анархизм как идеал политического устройства общества воплощает в себе идею свободы личности, идеальной формой которой является отсутствие государственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности.
В качестве политических идеалов могут выступать политические символы.
Существуют различные виды политических символов: символы-идеи, символы-действия (ритуалы), символы-объекты, символы-персоны, символы-звуки.