Функции политического идеала

Политические идеалы

Политические идеалы - от­ражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач.

Политические идеалы в ходе динамичного процес­са развития общества, постоянно видоизменяясь, отра­жают уровень развития политического сознания. Появ­ление новых политических идеалов является показателем способности людей формировать более сложные смыс­лы, принимать более сложные решения на более высо­ком рациональном и эмоциональном уровне.

Уже в античной философии Гераклит Эфесский в качестве идеала государственного устройства призна­вал закон, за который «народ должен сражаться... как за стены».

В европейской традиции концепции идеального государ­ственного устройства подчеркивают, что полити­ческий идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нор­мы общественного устройства, политической власти и деятельности. Платон

Великий античный мыслитель Аристотель делил государства на правильные и неправильные, с искаженными формами. Государство правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и доб­родетели, достигая «общего блага» и соблюдая «ес­тественные законы». У государства неправильной формы цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству в целом достичь общего блага.

В становление теории политических идеалов боль­шой вклад внес выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. По его мнению, идеальный тип государ­ства должен основываться на компромиссе народа и знати.

С точки зрения Канта, идеал— это представле­ние отдельного существа, адекватное той или иной идее.

Кант выделяет идеал чувственности, идеал вооб­ражения и трансцендентальный идеал.

Для Фихте идеалом политической жизни общест­ва выступало такое состояние социума, при котором господство разума на основе инстинкта обеспечивало бы человеческому роду состояние невинности.

По мнению Гегеля, идеал— это по­нимание вещи в себе как единства противополож­ностей.

Свою лепту в познание идеала внес известный немецкий философ А. Шопенгауэр — он видел политический идеал в положительном праве.

От изложенных подходов отличается теория Л.А. Фейербаха, который связал пробле­му идеала с проблемой целостного развития человека.

Анализ развития проблемы политических идеалов в истории философской, политической, социологической и психологической мысли позволяет выявить те поня­тийные ряды, которые полнее и глубже раскрывают значение понятий «идеал» и «политический идеал»:

1) «идеал — идея — идеальное»;

2) «идеал — мировоззрение»;

3) «идеал — образ цели — цель движения»;

4) «идеал — норма, образец».

Основополагающие составляющие политического идеала: идеальный образ, совершенство, образ долж­ного; идеальные цели и стрем­ления людей; образец, норма, определяющий способ и характер поведения человека; состояние эталонного соз­нания и т.д..

Функции политического идеала.

- регулирующая функция;

- познавательная,

- моби­лизационная,

- организующая,

- направляющая и др. функции.

Политический идеал вдохновляет людей на изме­нение социальной системы и самих себя, рисует им идеальную конструкцию социальных условий и по­литических отношений.

Политический идеал — это представление о все­общей норме, образце политического поведения и отношений между людьми, выражающее исторически определенное понимание цели жизни. Он задает модель политическо­го поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (справедливо — неспра­ведливо).

В политической психологии политический идеал определяется как представление о совершенном по­литическом строе, совершенный образец чего-либо в политической сфере, высшая конечная цель стремле­ний в политической деятельности. Политический иде­ал детерминирует стремления и поведение человека, группы, класса в политической сфере.

Возникновение политических идеалов представляет собой своеобразный ответ общества на усложнение проблем путем создания нового политического основа­ния, политической программы для совместной деятель­ности, совместных решений.

Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвла­стие) как течение выступает в роли особого политиче­ского идеала, представляющего собой направление об­щественного мировоззрения, отрицающее необходимость государственной власти как таковой. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от дав­ления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.

Анархизм как идеал политического устройства об­щества воплощает в себе идею свободы личности, иде­альной формой которой является отсутствие государ­ственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности.

В качестве политических идеалов могут выступать политические символы.

Существуют различные виды политических сим­волов: символы-идеи, символы-действия (ритуалы), символы-объекты, символы-персоны, символы-звуки.

Наши рекомендации