Функции политического лидера.

1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.

2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.

3. Лидер принимает решения.

Типы лидерства:

1. традиционное.Основывается на силе традиций, то есть лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. Такой тип характерен для доиндустриального общества.

2. харизматическое. Основывается на вере присутствия у человека исключительных качеств, то есть все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. Такой тип присущ развивающимся странам.

3. легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Легальный лидер – выступает как исполнитель государственной воли (бюрократ, чиновник).

Стили лидерства:

1. авторитарное.Характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет цели общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами.

2. демократическое. Стимулирует активность последователей путем пробуждения у них чувства собственного достоинства, создание у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются.

3. невмешивающееся. Стремление уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников.

Политический лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер.

Такер выделял типы лидеров по направлен их действ на механизм осущ власти:

1. лидер-реформатор(Кинг, Рузвельт, хрущёв)

2. лидер-революционер(Маркс, Ленин, Кастро)

3. лидер-консерватор( брежнев)

По масшт деят-ти выделяют: общенациональн, региональных, внутрипартийн и локальных лидеров.

Выборы– способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц. А также очередные, внеочередные и дополнительные.

Функции выборов:

1. смена власти мирным путем

2. осознание и представление разл. группами св. интересов

3. легимитация и стабилизацияполит системы

4. повышение активности граждан

5. рекрутирование полит элиты

6. формирование эффективно действующей оппозиции

Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.). ИП основывается на принц всеобщности, прямого(косвенного) и тайного голосования.

Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.

Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.

Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.

Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.

Возрастной-это признание за лицом избир права по достижен опредделенн возраста. В РБ это 18 для активного, в Финлянд и Яп 20, а в Бразил, Иране, кубе 16. Для пассивн этот ценз выше, гл гос в Герм может быть гр-н по достиж 40 лет, в РБ и США 35.

Ценз оседлости –избират право предоставл лицу, прожив в данн стране постоянно или в данной местности опред время.Для у в парламентск выб треб постоянн прожив в соотв избир округе США-30 дней, Япи ФРГ-3месяца, Канаде – 12мес.

Ценз гражданства –в выборах мог уч те лица, явл гражд данн гос-ва в теч опред срока. Чл палаты представит Конгресса США мож быть избр лицо, сост в гр-ве страны не менее 7 лет, сенатором-9лет.

Образовательн ценз – к выб допуск лица, обладающ установл объемом образования. В осн огр пассивн избир право. неграмотн гражд Бразилии не мог быть избр в представительн орг.

Имущественный ценз состоит в том, чтобы избир облад опред имуществ или уплач налоги определ размера. Практич не встреч-ся.

Моральн ценз – означ опред нравств требов, предъявл к избирателю. В мексике лиш права наркоманов во Фр лиц, наход под опекой, В нидерл лиц, лишенных родит прав. Лица отбыв наказ в мест лиш свободы(РФ, Великобр).

Ценз пола– означ лишен избир права женщин. В стран Зап этот ценз был отменен в конце 20в. В нек мусульм стр он сущ.

Религиозн ценз – озн принадл избирателя к опред религии. Чл Иранск парламента мог быть избр только лица, испо ислам.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:

- мажоритарная

- пропорциональная

- смешанная

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.

- относительное большинство (Великобр, Канада, Новая Зеландия)

- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)(Австралия)

- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков(Грец, Израиль, Испания). Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае полужестк списков(Австрия, дания, нидерланды), предполагается голосован за весь список целиком, кандидату возгл партийн список гарант мандат, распределен остальн зависит от преференций.В случае открытых списков(Бельгия), избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

В РБ действ мажоритарн си-ма абсолютного большинства.

Избират кампан по отношен к гос включ мероприятия гос по организац и проведению выборов:

1. назнач даты выборов

2. создание избират комиссий

3. организац избират округов, районов

4. регистр кандиатов в депутаты

5. организац финн поддержки

6. печатание бюллетеней

7. охрана порядка в ходе выборов

8. определение результ голосования

9. извещение избират о результ

ИК по отношен к отдельн депут и партиям – это си-ма мероприят, проводимых соперничающими партиями или кандидатами, а также проц общения кандидатов с электоратом.

Этапы ИК: 1. выдвижение кандидатов и и создание основы предвыборн кампании

2. выработка стратегии и тактика избират кампании

3. агитационная кампания

Полит маркетинг – совокупность теорий, средств и методов, посредствам которых корректно и целенаправленно выявляются и подчёркиваются для разл и соц групп именно те реальн качества и достоинства кандидатов, претендентов на лидерство, к кот эти группы проявл особый интерес.

Референдум – особый тип всенародного голосования, объектом кот явл какой-либо важн гос вопрос, по кот необходимо выясн мнение всего нас страны. он может носить обязательный и консультационный характер.

В АВстр и Бельг за абсентизм налог штраф, в Австрии 4-х нед тюр заключ или больш ден штраф.

Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера.

На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

Так,одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений(Алмонд,Краснов,Верба).В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума,не включающая при этом все практические,поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований(С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике(Дж.Плейно). Иными словами,политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна-третья группа ученых понимает политическую культуру как способ,стиль политической деятельности человека,предполагающий воплощение его убеждений,идеалов,принципов(П.Шаран,И.Шапиро,В.Розенбаум)

Альмонд счит, что ПК это совокупн ориентаций на полит си-му. Они дел-ся на познавательн, эмоциональн, оценочн.

Политическая культура –совокупн знаний, идей, идеалов, норм, моделей полит поведения, обеспечивающ единство и взаимодейств участников полит процесса. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

В шир смысле Ку-ра это совокупн матер идух ценностей, созд-х обществом в процессе его истории.В узком это уровень производст и дух жизни людей.

Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздествие на политический процесс,динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов.

К ее наиболее устойчивым функциям относятся:

- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

-коммуникация,обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений,пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

-социализация(становл чел как гражданина)

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое.В стр-ре выделяют:

-историч опыт и полит традиции

- культуру полит сознания

-ку-ру полит участия

-полит менталитет

-полит символику, полит язык

-полит мифы

-полит этику

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

Патриархальная политическаяхарактеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.

Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Правда в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан.

Учитывая особ роль гос в воспроизв-ве традиц,образцов полит мышления различают официальную,поддерживаемую гос-м, и реальную к.

Типы по Баталову:

-рыночная(присущи такие эл-ты рынка как конкуренция, саморегулирование полит отношений и функционирования полит си-мы)

-этатическая(ей хар-ны определяющая ролб гос-ва в регулировании всей полит жизни общества)

Гражданская полит ку-ра предполагает:соблюдение правовых и нравственных норм,выполнение конституционных гражданских обязанностей,формирование чувства личного достоинства,самостоятельность, толерантность, конструктивность критического отношения к власти, способность строить свои отношения с не на правомерной основе,готовность отстаивать свои права исвободы, солидарность(чувство сопричасности к происходящему к обществе).

Политическая социализация – это процесс усвоения личностью полит знаний, норм, ценностей и навыков,позволяющих адаптироваться к полит си-ме и выполн в ней опред функц. ПС осущ-ся под воздействием объективных(эк-их, соц-ых) и субъективн факторов(целенапр воздейств разл обществ институтов).Этапы соц-ии:

-1этап:детский и ранний юношеский(Средства: семья, сверстники, школа, юношеск организ-ии)

-2этап:совпад с учебой в раз луч заведениях.На этом этапе форм-ся основы полит ку-ры

-3этап:хар-ся вовлечением личности в полит деят-ть в кач-ве члена лбщественно полит объединения(избирателя, участн полит акций)

Политическое сознание-совокупн-ть распространенных в общ-ве теории, идей, воззрений, выражающих отношение людей к полит строю, к полит си-ме.Уровни полит созн:теоретический(познавательный(теоретич наука, концепции)), обыденный(эмоциональный)вместе с эмпирическим сост полит психологию, оценочныйсоединенный с полит теорией представляет полит идеалогию.

Типы по направленности:демократическое, авторитарное, традиционное, бюрократическое, лояльное, бунтарское. По субъектам: индив-ое, групповое, классовое, массовое.

Общественное мнение- отношение чл общ к значимым общ-полит событиям.

Полит ку-ра совр Беларуси:она включ эл-ты разн типов:патриархальн, подданнической, активистской, этатическ. Превалируют подданнический и этатическ типы. Больш-во нас проявл довольно живой интерес к политике, но не стремиться возд-ть на власть, предпочитая подчиняться ей.Считает, что от их участия в полит деят-ти ничего не изменится. Другая ч нас относительно немногочисл, пыт-ся активно демонстрировать св полит взгляды и отстаивать их, участвуя в раб общ организаций, движений, полит партиях., в раз полит мероприятиях. Представители отмеченных групп в той или иной степени участв в выборах и референдумах. Третья ч граждан вообще мало интерес-ся политикой, будучи вовлеченной в свои бытовые проблемы.

Тенденции развития ПК в РБ: первая тенд-я напрвлена на консервацию социалистических порядков.Установки и ценности: стабиль обществ жизни,орпиентац на соц справедл-ть и равенство, обществ и личн соц пробл должнл реш гос и глава гос, ориентац на коллективистские формы(колхозы, совхозы, гос предприятия, негатив отн к частн предприним-ву, интернационализм, приоритетн ориентац внешнеэк и внешнеполит деят-ти на восток, непринятие инакомыслия и оппозиции.Носители тенденции: пожилые люди и часть ср возраста,значит ч полит элиты,многие хоз руководители, полит партии левого направл.Сторонники второй новационной тенденции:ориентированы на либ-дем ценности: утверждение реальн прав и свобод гр-н(право на частн собств, на свободу слова), правовое гос-во и гражд-ое общ-во, разделение властей, свободу частного предпринимательства, конкуренц, непринятие авторитар и тоталитаризма, гос суверенитет,приоритетн ориентац внешн политики на Запад. Носители: молодежь, предприниматели. партии правого толка.

Наши рекомендации