Ix. политическое сознание
ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Политическая жизнь расцвечена самыми разнообразными проявлениями человеческой духовности, она вызывает и мощное напряжение человеческой воли, и острые эмоциональные переживания, выражается в согласовании программ, доктрин. проектов, зависит от господствующих в обществе типов религии и мировоззренческих установок.
Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Те или иные компоненты сознания приобретают политическое значение, когда от хода дел в регулируемой ими сфере социальных отношений в решающей степени зависит реализация социальных, национальных интересов, целей, стоящих перед государством. Но только и политическом сознании осуществляется целостное воспроизведение политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться другими формами общественного сознания.
Политическое сознание многомерно и важнейшие наиболее· значимые компоненты его структуры определяются теми
==142
Функциями, которые оно выполняет в политике. Среди них выделяются следующие: 1) объективное отражение политической реальности, которое осуществляется с помощью таких структурных компонентов политического сознания, как политическая наука и политическая теория; 2) ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; 3) эмоциональное реагирование в разнообразных проявлениях политической психологии, ведь именно психологические импульсы побуждают людей к действию.
Интегральным выражением политического сознания, возникающим в ходе взаимодействия его трех важнейших сторон, служит феномен политической воли, которая как осознанная готовность к политическому действию служит выражением активно действующего политического сознания и формируется через убеждение. Отражая назревшие политические задачи, воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия, служит импульсом их развертывания.
В политическом сознании выделяют два уровня организации его компонентов: концептуальный — здесь оно функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений; и обыденный — несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения. Сюда же относятся толкования наиболее используемых в данной политической среде терминов типа «демократия», «суверенитет», «правовое государство», «право человека». 'Известно, что смысл, вкладываемый в эти термины «разными людьми, значительно различается и уж совсем не совпадает с тем значением, которым их наделяет теория. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, большинство людей в своих политических действиях руководствуются как раз именно такими представлениями, и, во-вторых, они складываются, формируются под воздействием двух факторов: исторического опыта и элементов теоретического знания.
Своеобразным проявлением политического сознания, где сломаны границы между его компонентами и каждый из них по разным причинам интенсивно проникает в другой, а все вместе они активно влияют на политическое поведение огромного количества людей, служит феномен массового сознания. Под ним понимается совокупность «самых разнообразных по их политической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь «формами психики, относящимися к разделам», сферам, уровням психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и
==143
реакций, обыденного и теоретического знания, рациональных и иррациональных (в том числе фантастических) представлений» .
Формируясь непосредственно под воздействием экономических, социальных условий политической жизни, массовое сознание в полной мере отражает ее противоречивость и динамизм. Однако в его рамках не происходит необходимый для выработки целенаправленного политического действия процесс теоретического освоения этого многообразия. Реальная противоречивость факторов политического бытия здесь преодолевается, как правило, наиболее доступным способом — за счет абсолютизации значения того или иного элемента политической реальности. Массовое сознание может как стимулировать политическую деятельность многих людей, привлекая внимание и социальную энергию к решению какой-то реальной проблемы, так и существенно затруднять, деформировать ее, если эта проблема на самом деле не столь важна и актуальна.
Следует иметь в виду, что массовое сознание, ярко, непосредственно и быстро отражая действительность, именно в силу этих свойств способно к значительному ее искажению, особенно в момент острых политических событий, радикальных социально-политических изменений; как отмечал Джон Рид, «в период острых кризисов человек не всегда нормальным образом реагирует на происходящие события. Люди самых трезвых суждений, которые в обычное время наугад не принимали тех или иных фактов, не получив предварительного доказательства, верили самым диким слухам, не имевшим под собой никакой почвы»2.
Политическая практика поэтому постоянно и настойчиво рождает потребность выхода за рамки чисто эмоционального реагирования на события непосредственного, фрагментарного отражения политической действительности.