Идеология: ее роль в политике
Существенные особенности политики создают и особый тип ее духовного освоения, способный, во-первых, выражать интересы субъекта политики; во-вторых, отражать проблемы социальной целостности, управления обществом, государством, ведь именно они являются объектом политической активности; в-третьих, иметь систематизированную, теоретическую форму, ибо та действительность, в которой действует субъект политики, системно организована, и ему необходимо четкое представление о своем месте в этой системной организации.
Именно такие черты приносит в политическое сознание идеология, прежде всего благодаря таким ее сущностным чертам, как систематизированный, теоретический характер, способность
==144
целостного отражения интересов классов, других социальных групп, стремление превратиться в элемент массового сознания, мотив политической деятельности. Любой субъект политики нуждается в идеологии — средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, формирует волю, стремление к политическому действию, мобилизуетих активность, способствует социальной интеграции групп, вовлеченных в политическое
действие или готовящихся к нему.
С полным основанием можно назвать идеологию «векторным» направляющим мышлением, приводящим политическое действие в соответствие с определенными интересами. Поэтому идеология, не будучи аналогом политического сознания, не отражая в полной мере все многообразие политической жизни, играет в ней столь важную роль. Это делает ее стержневым элементом политического сознания, наличие которого свидетельствует о способности ее носителя действовать активно, целенаправленно в сфере политических отношений. Благодаря идеологии «политика может, пусть не целиком, но все же в существенной мере «делаться из головы», т. е. осуществляется от имени и во исполнение теоретически формулируемых принципов» . Все остальные элементы политического сознания развиваются под определяющим влиянием идеологии, несут на себе отпечаток ее воздействия. 1
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политическое науки. Общим для них служит то, что и идеология, в политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителе» к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах, в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект; она выражает прежде всего интересы. ; В мировой политологии существуют не только убеждения том, что «так как политика предполагает следование определенной линии поведения, то есть какой-либо взаимосвязанной последовательности проектов действий, значит нет политики без идеологии»4, но и весьма критичные суждения об идеологии вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идее логического сознания присутствием человеческих интересов предпочтений. Многими современными политологами идеологи рассматривается как чисто ценностная форма сознание
==145
кристаллизация убеждений, мнений людей, вовлеченных в политическое действие: «Это мышление действия, но не познания и объяснения» . В идеологии видят оппозицию рациональному, научному постижению социальной действительности, «структуру моральных критериев и политических идеалов» . В рамках такой методологической позиции возникают представления об идеологии как «кристаллизации ложного сознания» (В. Парето), «добровольной мистификации» (К. Мангейм), «секуляризованной религии» (Д. Белл) или «эрзац-религии» (У. Матц), «неузнанной лжи»
(Б.-А. Леви).
В работах классиков марксизма в зависимости от контекста
данный термин используется по крайней мере в трех значениях: 1) ложного, извращенного сознания, 2) всей совокупности сознания определенного класса, 3) вида теоретического сознания.
В центре представлений о специфике идеологии находится понятие ценности — такого элемента мыслительной деятельности, назначением которого служит как раз отражение именно момента взаимодействия, взаимозависимости объекта и субъекта, значимости первого для второго.
Чаще всего в политологической литературе идеологию характеризуют именно как систему ценностей и предпочтений (Д. Истон, М. Дюверже, В. Конноли, П.-А. Шомбар де Лов). Благодаря ценностям осуществляется столь необходимый для стимулирования и направления деятельности людей процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости для
субъекта.
Текучесть идеологических понятий, их зависимость от социальных интересов и предпочтений образует ощутимый налет субъективизма. Наиболее радикально и негативно на этот счет высказался известный французский политолог и философ Бернар-
Анри Леви: «Идеология — этонеузнанная ложь» .
Неудовлетворенность формами идеологического осмысления действительности породила стремление как-то преодолеть его ограниченность и субъективизм, прежде всего за счет постепенного насыщения сознания людей научными знаниями, точной терминологией, снижения зависимости от политических предпочтений, влияния интересов, мировоззренческих позиций. Так возникает идея «конца идеологии», ставшая основанием влиятельной в 60-е годы XX в. концепции деидеологизации, смысл которой заключается в интерпретации очевидного факта: современный человек, становясь все более образованным, в своем социальном и политическом поведении все менее будет склонен руководствоваться непроверенными суждениями, неопределенными понятиями, отдавая свои предпочтения данным науки, точным знаниям.
==146
Однако концепция деидеологизации себя не оправдала, желаемого очищения сознания людей от неясной терминологии и символики не произошло; и в конце XX в. люди, пользуясь достижениями науки, средствами точного анализа, не склонны расставаться с неверифицируемым знанием: ценностями, идеалами, мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, политическими лозунгами. Родоначальник теории деидеологизации Д. Белл в середине 70-х годов нашего столетия приходит к убеждению о неустранимости идеологических факторов из общественной жизни, высказывает мысль, что «истощение старой идеологии вызывает потребность в новой» . На смену концепции деидеологизации выдвигается концепция реидеологизации, смысл которой заключается в признании нарастающей зависимости политической и социальной жизни от того, что люди называют идеологией.
В любом политическом документе содержатся принципы и Термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство
возможностей».
Необходимым компонентом механизма власти делает идеологию ее ориентационная способность. Она придает политическому действию качества последовательности и целенаправленности на основе выдвижения идеалов и целей, соответствующих не только потребностям субъекта политики, но и реальным условиям, в рамках которых происходит развертывание, его деятельности.
В теоретической форме идеология преодолевает неизбежную противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.
3. ПОЛИТИКА И ПРОПАГАНДА. СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ |
Массовое политическое действие невозможно без использования такого инструмента распространения идеологического влияния, как пропаганда, назначение которой заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждении направлять политические действия больших масс людей, создавать в их сознании необходимые политические ориентации, выража-
==147
ющиеся в готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства. рационального и эмоционального моментов в политическом поведении больших масс людей.
Механизм пропаганды строится на внимательном учете и использовании психологических закономерностей, создающих как помехи, так и благоприятные условия для распространения идеологии, наращивания политического влияния ее носителей. А. Грамши обращал внимание на необходимые требования, «которым должно удовлетворять каждое культурное движение, стремящееся заменить житейский смысл и старые мировоззрения вообще: 1) всегда, и без устали повторять собственные аргументы (видоизменяя их литературную форму); повторение есть самое эффективное средство для воздействия на народное мышление; 2) непрестанно трудиться для интеллектуального возвышения все более широких слоев народа, то есть для того, чтобы придать индивидуальность аморфному элементу массы» . Процесс распространения идеологии зависит от ее принятия так называемыми референтными лицами, к мнению которых склонны прислушиваться другие люди, соизмерять с их поведением свои поступки. Отмечается наличие и такой закономерности, как «эффект ореола»: «это значит, что общественное мнение имеет тенденцию относиться с большим доверием к высказываниям тех лиц, которые уже имеют авторитет в той или иной области деятельности. При этом оказывается несущественным, что такие лица высказываются по вопросам, в которых они малокомпетентны» .
Влияние идеологической конструкции на массовое сознание определяется некоторой мерой соответствия взаимодействующих элементов теоретического и обыденного сознания. Ею служит наличие черт общности политических концепций и жизненного опыта людей: «никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит собственная жизнь» . Можно с определенностью считать, что чем это соответствие меньше, тем степень искажения больше.
Успех пропагандистского влияния в значительной степени зависит от умения придать той или иной идее образную форму, способную вызвать позитивный эмоциональный отклик у людей, специально той или иной идеей не интересовавшихся и со всей системой ее обоснования не знакомых. Важное и специфическое для политики средство осуществления такого рода влияния,
==148
особенно в моменты острых и быстротечных политических процессов,— лозунги. Механизм их внедрения активно использует каналы взаимодействия двух уровней политического сознания.
Назначение и содержание лозунгов определяют и характер требований к их форме. Лозунг должен быть кратким, чтобы его могли усвоить люди без специальной теоретической подготовки; понятным — в нем должны использоваться термины из уже распространенной и усвоенной политической лексики; конкретным — указывать на такое преобразование, необходимость которого уже назрела и в разных формах фиксируется общественным сознанием; четким — строго выделять это преобразование из всего комплекса социальных проблем, говорить о вполне определенном образе действия.
Взаимодействие идеологии и обыденного политического сознания — лишь один из аспектов многогранного процесса участия человеческого сознания в регуляции политической деятельности и формировании политических отношений. В его основе — наличие в обществе разнообразных потоков информации и условий для ее влияния на политическую жизнь.
Характер и способ распространения информации определяют и виды пропаганды, среди которых выделяют: белую пропаганду — когда источник идентифицируется правильно, а информация, содержащаяся в послании, точна; серую пропаганду — когда источник может быть, а может и не быть правильно установлен, а точность информации неопределенна; черную пропаганду — когда фальшивый источник (типа «подставных» радиостанций, самозваных представителей официальных органов или политических партий) распространяет заведомую ложь .
Соответствующая действительности и разнообразная информация оказывает мощное воздействие на активизацию деятельности личности в сфере политических отношений, повышает степень самостоятельности людей, служит гарантом, предпосылкой возрастания независимости их суждений. Из широкого доступа к разнообразной информации вырастает стремление к познанию последствий собственной деятельности, ответственность за реализацию решений, принятых при собственном участии.
Современная техника радикально увеличивает скорость распространения информации, придает способность охвата ею огромных масс людей в кратчайшие сроки, что создает возможность возникновения единых порывов, целенаправленных массовых действий. Образность современной политической информации
==149
влияет на остроту восприятия и переживания событий, формирует чувство личной сопричастности и личного отношения к политическим деятелям. Это позволило канадскому теоретику средств массовой информации Маршаллу Маклюэну высказать категоричное, но все более оправдывающееся суждение, что «мы живем в Век Информации и Коммуникации, потому что электронные средства массовой информации мгновенно и постоянно создают всеобщее поле взаимосвязанных событий, в которых участвуют все люди» . При этом следует учитывать, что степень и характер участия зависят не только от средств информации, но и от ее содержания, ведь в принципе использование современных средств информации может обернуться и нарастанием тоталитаризма, манипулированием людьми.
Из факта взаимозависимости информации и политических структур, идей и интересов вытекает необходимость и возможность обратного целенаправленного воздействия политики на информационные процессы в обществе. Но каковы должны быть формы этой регуляции? Самое простое и известное средство воздействия и контроля — цензура, когда государство с помощью специально назначенных и ответственных перед ним чиновников регулирует содержание печатных и иных информационных материалов. Но результатом такого контроля служит столь значительное искажение массовой информации, что она начинает терять многие из своих функций по отражению действительности, выявлению социальных интересов и позиций, социальной и политической ориентации. Решительным противником цензурных ограничений печати выступал К. Маркс, считавший неизбежным последствием такого рода регуляции информационных отношений в обществе ситуацию политического тупика и моральной деградации, нарастающего разрыва народа и власти, наступающих вследствие того, что «правительство слышит только свой собственный голос, оно знает, что слушает только свой собственный голос, и тем не менее оно поддерживает в себе самообман, будто слушает голос народа, и требует также и от народа, чтобы он поддерживал этот самообман. Народ же, со своей стороны, либо впадает отчасти в политическое суеверие, отчасти в политическое неверие, либо, совершенно отвернувшись от государственной жизни, превращается в толпу людей, живущих только частной жизнью» . К сожалению, его последователи здесь у него мало что почерпнули.
Наиболее эффективным средством регуляции отношений между правительством и печатью служит закон, ограничивающий произвол как того, так и другого, предполагающий наличие их взаимных обязательств и ограничений. Практика показывает, что. юридический способ регуляции наиболее эффективен, приемлем и ясно для большинства членов общества. Он в наименьшей
К оглавлению
==150
Степени подвержен искажению в ходе функционирования, его элементы общеизвестны и не сводятся к групповым нормам или произвольным установлениям, а их принятие осуществляется в ходе открытого обсуждения.
•В современных демократических обществах он воплощается в принципе свободы слова и печати, предполагающем наличие права личности на получение полной информации по важнейшим аспектам жизни общества и права на открытое выражение своего мнения по любому вопросу. Если : по теми или иным причинам возможность полноты реализации этих прав отсутствует, информация неизбежно концентрируется в определенных немногих центрах. Они и становятся центрами принятия политических решений, реальной политической власти. Другим участникам политических отношений уготовано в лучшем случае исполнительство.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Отношение к свободе слова и печати как важнейшей социально-политической ценности отражает роль общественного мнения в политике — его активное и непосредственное участие в политических процессах, появление на этой основе возможности эффективного и полного отражения жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития. Многообразие путей и способов воздействия общественного мнения на социально-политические процессы определяется специфическими свойствами этого феномена. Общественное мнение — это одномоментный срез общественного сознания в его динамике, во всем многообразии его связей с действительностью. Сущностными характеристиками общественного мнения, определяющими эти связи, служат, во-первых, публичность, его носителями выступают огромные массы людей, целые социальные группы, имеющие и открыто обменивающиеся своими суждениями по волнующим их вопросам общественной жизни. Во-вторых, в этих суждениях сочетаются, соединяются знания о тех или иных социальных процессах и явлениях и их оценка субъектами — носителями мнений, ведь они воспринимают это знание как свое, выношенное, опирающееся на собственный опыт. В-третьих, в сфере внимания общественного мнения могут находиться практически все явления общественной жизни, его отражательная способность носит целостный характер. Причем отношение к явлениям, попадающим в сферу внимания общественного мнения, далеко не однозначно, интересы, ценности его носителей выступают в качестве своеобразных детонаторов, вызывающих интерес к тем
==151
или иным проблемам, событиям. Этот «оптический эффект» позволяет сфокусировать общественное мнение на строго определенной проблеме, решение которой имеет наибольшую важность именно в данный момент, в силу чего приводятся в действие мощные пласты социальной энергии, в полной мере выявляются преобразовательные возможности человеческого сознания.
Разнообразие и противоречивость мнений открывают возможность выявления отдаленных и негативных аспектов того или иного решения, делают осязаемыми, ощутимыми те различные тенденции, в рамках которых осуществляется политический выбор.
Характер информации, лежащей в основе стимулирования политического действия, образует грань между рациональным и иррациональным поведением людей в политике. Если достоверная информация формирует общественное мнение, то ее недостаток порождает слухи, связанные с распространением анонимных, искаженных сведений о том или ином событии, явлении или личности. Существует довольно четкая демаркация между слухами — признаками широко распространенного политического бескультурья, расползание которых продуцирует политические тупики и политическое отчуждение, и общественныммнением —формой реального воздействия людей на политические процессы, выражением политического участия, дающего оценку политическим событиям на основе точной и полной информации о них и стремящегося ее иметь и наращивать, Если слухи порождаются дефицитом информации или ее отсутствием у многих людей, то общественное мнение формируется на основе полной, неограниченной информации и непредвзятой ее оценке. Слухи, какими бы сногсшибательными и широко распространенными они ни были, страдают неистребимой фрагментарностью, склонностью к односторонности, игнорированию одних фактов и сторон события и гипертрофии
других.
База формирования общественного мнения — именно факты, представленные во всей полноте и противоречивости. При нарастании давления эмоциональных или ценностных моментов в их отборе и интерпретации срабатывает разрушительная для общественного мнения психология выдачи желаемого за действительное, общественное мнение дробится, концентрируется вокруг наиболее сильных в данный момент эмоций и интересов, его отражательные способности связываются, угасают. Оно постепенно превращается в набор слухов, способных вызвать фрагментарное политическое действие небольшой группы людей, но не выработать политическую волю для долговременного и целенаправленного политического действия.
==152