Краткий конспект лекции
ТЕМА: “Социология как наука, ее предмет и методы”
Человек зачастую сталкивается с большим количеством сложных противоречивых ситуаций, в результате которых необходимо делать собственные выводы ,принимать оптимальные решения.
Это невозможно без знания основных социологических понятий, принципов и тенденций общественного развития.
Социология – наука, изучающая общество и процессы в нем происходящие, от древнегреческого «социо» - общество, «логос» - наука.
Предмет социологии:
общество, социальные процессы, индивид, социальные институты, социальные взаимодействия и социальные движения…
Значение знаний по социологии:
1. Помощь специалистам, ориентированным на взаимодействие с различными социальными группами и индивидами.
2. Помощь в управлении поведением людей, разрешении конфликтов, проведении реформ и инноваций на предприятии.
3. Изучение общественных явлений способствует умению применять власть, открытию новых альтернатив для принятия жизненноважных решений.
Социологический анализ необходим:
1. При оценке политических предпочтений.
2. При подборе и расстановке кадров.
3. При оценке эффективности рекламной компании…
Социология как наука возникла в 40-е-50-е г. XIX века в связи с развитием буржуазной формации и функционированием новых демократических органов власти (в первую очередь парламента).
Понадобилось изучение общественного мнения и специальные кадры социологов, работающих на научной основе.
Впервые термин социология появился в работе французского философа Огюста Конта «Курс позитивной философии» в 1842г.
Конт считал, что социология должна помогать эволюционному развитию общества, без потрясений и революций.
Он считал, что социология должна состоять из двух частей:
1. Социальная статика – это изучение общества в определенный момент.
2.Социальная динамика – это изучение общества в развитии.
Принципы социологии:
1. Принцип всеобщности. Означает, что любой факт социальной действительности социология рассматривает как проявление всеобщей закономерности.
2. Принцип целостности. Любой факт рассматривается как часть целого процесса.
3. Принцип конкретности. Любой факт рассматривается в конкретном аспекте: региональном, национальном, половом, возрастном.
Методы социологии:
1. Анализ документов.
2. Наблюдение.
3. Опрос.
3.1. Интервьюирование.
3.2. Анкетирование
4. Эксперимент
Уровни социологического знания:
1. Эмпирический – это сбор фактов социальной действительности. (Фактография)
2. Теоретический – это осмысление фактографии.
Необходимо сочетание двух уровней, т.к. теория без практики «мертва», а практика без теории «слепа».
Общесоциологические теории:
1. Макросоциологическая – это изучение в первую очередь общества в целом,и лишь за тем индивида.
2. Микросоциологическая – это изучение индивида и межличностных отношений.
Необходимо сочетание двух теорий. Впервые заслуга сочетания принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу, создавшим теорию коммунистического общества.
Система исследовательских процедур:
1. Формирование гипотезы.
2. Формулирование цели и задач.
3. Использование методов.
4. Подготовка концепции решений.
5. Принятие решений.
Д.З.: 1. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии : уч. пособ. для ср. проф. уч. зав. / Г.И. Козырев.-М.: Инфра-М, 2008.-239 с., гл. 4 п.2-4
.КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
ТЕМА: “Общество, как социокультурная система”
«?»Общество – обособившаяся от природы часть материала мира…
«?»Общество – это совокупность социальных групп, социальных институтов, индивидов.
Признаки общества:
1. «?»Территория, как географическое пространство.
2. «?»Устойчивость – это способность воспроизводить внутренние взаимосвязи.
3. «?»Социальная стабильность – развитие без кризисов, потрясений, глобальных конфликтов, гражданских войн…
Черты зрелого общества:
1. «?» Автономность – это способность создавать условия:
1.1. Для реализации разумных интересов и потребностей индивидов.
1.2. Для самоутверждения и профессиональной деятельности.
1.3. Для приобщения к материальным и духовым ценностям.
2. «?» Самодостаточность – это способность существовать без внешних воздействий.
3. «?»Интегрирующая сила – означает, что общество приобщает каждое новое поколение к правилам и нормам поведения.
4. «?» Достаточно высокий уровень экономического развития.
Классификация социальных систем:
1. Традиционное общество-
1.1. «?» Преимущественно аграрный тип хозяйства.
1.2. «?»Зачастую низкие темпы экономического развития.
1.3. «?» Низкая мобильность индивида.
1.4. «?» Традиции и обычаи подавляют индивида
2. Индустриальное общество-
2.1. «?» Наряду с сельским хозяйством развивается промышленность.
2.2. «?»Высокая мобильность индивида.
2.3. «?» Более высокие темпы экономического развития.
2.4. «?»Традиции и обычаи рационально сосчитаются с правом и свободой индивида.
3. Постиндустриальное общество-
3.1. «?» Технологическая революция с 70-х годов XX века (автоматизация производства, роботизация, появление различных систем связи, биогенетика и генная инженерная)
3.2. «?» Информационное общество.
3.3. «?» Вместе с тем существует опасность негативного влияния технократической элиты на гражданское общество. (Зомбирование, эффект 25 кадра…)
· Д.З.: Козырев Г.И. Основы социологии и политологии : уч. пособ. для ср. проф. уч. зав. / Г.И. Козырев. - М.: Инфра-М, 2008.-239 с., гл. 3
· Конспект
· Проблемное задание