Опорный конспект лекции

Взаимодействие между спросом и предложением происходит на рынке. Решения продавцов (покупателей) о цене и объёме производства (закупки) будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

В основу классификации рынков положена степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара, то такая рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия.

1. Имеется много продавцов и покупателей данного товара, причём каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объёма.

2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.

3. Свободное вступление в отрасль новых производителей и возможность свободного выхода из отрасли.

4. Полная информация всех участников рынка.

5. Все участники рынка преследуют собственные интересы, их сговор в какой-либо форме исключается.

На практике совершенная конкуренция редка, но она позволяет построить идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.

К рынкам несовершенной конкуренции относятся следующие.

1. Монополия (чистая монополия): в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объём предложения товара и очень сильно влияет на цены. В реальной экономике чистая монополия — такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда существует конкуренция с иностранными производителями, есть и потенциальные конкуренты.

Если на рынке выступает один покупатель, то такая рыночная структура называется монопсонией.

2. Олигополия: в отрасли имеется незначительное количество производителей. Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

3. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.

Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур — совершенной конкуренции и чистой монополии.

Целью любой фирмы является максимизация получаемой прибыли (П):

П = ТR — ТС, (4.1)

где ТR — общая выручка (Таблица 4.1);

ТС — общие издержки.

Таблица 4.1 — Выручка фирмы

Выручка Обозначение Формула Определение
Общая (валовая) TR (Total Revenue) TR = P × Q Полная сумма выручки от реализации всех Q произведённых единиц товара
Средняя AR (Average Revenue) Опорный конспект лекции - student2.ru Выручка от реализации одной единицы товара
Предельная MR (Marginal Revenue) Опорный конспект лекции - student2.ru   Прирост общей выручки при изменении количества выпускаемой фирмой продукции на единицу
Опорный конспект лекции - student2.ru Если функция ТR непрерывна и дифференцируема, то МR — её первая производная

Условие максимума функции — равенство нулю её первой производной:

Опорный конспект лекции - student2.ru (4.2)

Отсюда: MR — MC = 0 или MR = MC.

Таким образом, величина прибыли фирмы достигнет своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором предельная выручка (МR) равна предельным издержкам (МС).

Правило MR = MC соблюдается в условиях рынков как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Разница же в поведении конкурентной фирмы и фирмы-монополиста (даже при условии одинаковых функций издержек) связана с совершенно различным характером функции спроса, а следовательно, и дохода.

Наши рекомендации