Краткое описание дисциплины
На рубеже тысячелетий происходит процесс мировой интеграции, который носит объективный и закономерный характер. Во всепланетарных масштабах усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике. Интеграционные процессы проявляются, прежде всего, в образовании множества международных и неправительственных организаций.
Цель дисциплины: показать развитие современного мира в интеграционном процессе. Объяснить, как в различных регионах мира образуются интеграционные, торгово-экономические, валютные, таможенные и политические объединения.
Основными задачами дисциплины являются:
-научить студентов связывать отдельные знания процессов интеграции, особенностей, механизма практической деятельности интеграционных институтов;
- научить умению быстро воспринимать, правильно оценивать и использовать в своей практической деятельности зарубежный опыт в условиях, когда Казахстан усиливает сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях.
В результате изучения дисциплины «Процессы мировой интеграции» студент
должен знать:- сущность, возможности, границы, перспективы и основные виды мировой интеграции;
- сущность мировых интеграционных процессов и роль в них отдельных стран;
- основные термины и проблемы процессов мировой интеграции;
- основные интеграционные концепции.
должен уметь: - ориентироваться в многомерном процессе мировой интеграции современности, четко зная фактический материал;
ориентироваться и аналитически воспринимать явления процесса мировой интеграции;
- использовать на практике полученные знания;
- анализировать и самостоятельно принимать решения;
- ориентироваться и аналитически воспринимать процессы мировой интеграции;
-анализировать и правильно оценивать сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях;
- логично (устно и письменно) излагать учебный материал;
бакалавр должен знать:
-выполнять основные виды письменных работ (аннотация, рецензия, обзор, реферат, научный доклад и т.д.).
- работать с первоисточниками
3. Пререквизиты дисциплины: политология, история Казахстана, философия.
4. Постреквизиты дисциплины: Внешняя политика РК, Методика и технология написания и защиты дипломной работы, история дипломатической службы РК.
5. Календарно-тематический план.
№ | Наименование тем дисциплины | недели | Аудиторные занятия | Вид задания (описание) | Всего (ч.) | ||
лекции (ч.) | Сем./прак./лабор (ч.) | СРСП | СРС | ||||
Введение в дисциплину | |||||||
Теоретические основы интеграции . | |||||||
3-4 | Европейский союз как модель современной интеграции | ||||||
Опыт интеграционных образований в Северной и Латинской Америке | |||||||
Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. | |||||||
Интеграция арабского мира | |||||||
Становление и развитие Содружества Независимых Государств | |||||||
9-10 | Региональные интеграционные объединения (ЕврАзЭС, ГУУАМ, Союз Белоруссии и России, ОДКБ, СВМДА) | ||||||
Центрально-азиатская интеграция: опыт и перспективы развития | |||||||
ШОС – важнейший актор в становлении нового международного порядка | |||||||
Выводы к дисциплине «Процессы мировой интеграции» | |||||||
Всего |
Литература для изучения
Основная литература:
1.Европейский Союз и Центральная Азия. – Алматы, 2000.
2. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Европейский Союз во внешней политике Республики Казахстан. – Алматы, 2000.
3. Исингарин Н.И. СНГ: десять лет. – Алматы, 2001.
4. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967-1997) – три политики. –М., 1997.
5.Морозов Г.И. Международные организации. – М.,1969.
6. Шреплер Х.А. Международные организации. Справочник. – М., 1995.
7. Арыстанбекова А.Х. Казахстан в ООН: история и перспективы. Алматы: Дайк – Пресс, 2004. - 434 с.
8.Казахстан сегодня: монография / Под общ. ред. Б.К. Султанова. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – 416 с.
10. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства / Пер с англ. – М.: Весь мир, 2005. – 416 с.
Дополнительная литература и электронные ресурсы
11. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века. - Алматы, 1996.
12. Договоры, учреждающие Европейские Сообщества. – М., 1994.
13. Уткин А.И. Стратегия США для 21 века. – М., 2000.
14. Мировая политика: проблемы теории и практики.- М., 1995.
15. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003.
16. Цыганков П.А.Международные отношения.Новая школа.М.1996.
17. Гаджиев К.С.Геополитика,международные отношения.М.,1997.
18. Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан: проблемы и перспективы. - Алматы,1998.
19. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. - М., 2002.
20. Жаркынбаева Р.С. Концепция человеческого развития: истоки и сущность // Евразийское сообщество. – 2004. – №4. – С. 118-126.
21. Хрестоматия. Современные международные отношения / Сост. Д.В. Кузнецов. В 2-х книгах. Книга 2. Россия. – Благовещенск, 2014. – 2614 с. [Электронный ресурс] // Сайт Д.В. Кузнецова. – Режим доступа: http://kuznetsov.ucoz.org/ (дата обращения: 14.05.2014).
Критерии оценки
№ | Вид работы | Оценка (max балл) |
СРСП | ||
Аудиторные работы | ||
Рубежный контроль | ||
Итоговый рубежный контроль – это средняя арифметическая от суммы: 1) оценок по СРС; 2) оценок по сем.занятиям и 3) оценки по рубежному контролю | ||
Итоговый экзамен |