Доклад по истории россии
Эдуард Бернштейн
Родился в еврейской семье. В ранней молодости служил в банках. С 1872 г. активный член социал-демократической партии. С 1878 по 1881 г. был частным секретарем богатого мецената-социалиста и радикала Гехберга (H?chberg), основателя ряда социалистических изданий. В 1881—1890 гг. был редактором выходившего в Цюрихе издания «Sozialdemokrat». В то время он был представителем крайнего, наиболее радикального крыла германской социал-демократии и считался одним из наиболее сильных её теоретиков. За оскорбление величества в одной газетной статье германской прокуратурой было возбуждено против него преследование; это не позволяло Бернштейну вернуться на родину раньше 1901 г., когда обвинение было наконец погашено давностью. В 1888 г. был выслан из Цюриха и поселился в Лондоне, где стал близким личным другом Энгельса, завещавшего ему бумаги свои и Маркса .
В 1901 г. поселился в Берлине и с того же года состоит ближайшим сотрудником журнала «Sociahstische Monatshefte» (Берлин), ставшего по преимуществу органом бернштейнианства, между тем как «Die Neue Zeit» стала органом ортодоксального марксизма.
В 1902 г. избран в рейхстаг на дополнительных выборах, в 1903 г. переизбран на общих.
Основные идеи
В 1891—1893 гг. редактировал по поручению социал-демократической партии сочинения Ф. Лассаля и написал для этого издания биографию Лассаля. Во второй половине 1890-х гг. в убеждениях Бернштейна начался перелом, сказавшийся в многочисленных статьях в «Neue Zeit», в письме к штутгартскому социал-демократическому партейтагу (1898) и наконец в книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В этих произведениях он подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущей постепенно к социализации общественного строя (между прочим — через муниципализацию). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.
Фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных стеснений — это все ступени общественного развития. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиции, то это свидетельствует не о том, что она достигла высокого уровня развития, а только об её политической отсталости. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся практическая программа партии должна быть пересмотрена; в частности следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма. Этот тезис был верен раньше, нынче же он с каждым днем теряет значение; пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта, и притом некрасивая»; даже армия, поэтому, не является таким институтом, который безусловно и во что бы то ни стало подлежит уничтожению. «Пора наконец социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистическою партией реформы».
В брошюре «Wie ist wissenschaftlicher Socialismus m?glich» (Берлин, 1901) отрицает самую возможность научного социализма. Вокруг книги завязалась страстная борьба, расколовшая всю германскую социал-демократию на два крыла: бернштейнианское, или ревизионистское, и ортодоксальное. Она велась на каждом партайтаге, и заканчивалась принятием резолюций, направленных против Бернштейна, но на каждом следующем возобновлялась с прежней силой. Неправильно было бы, однако, без оговорок называть Бернштейна «умеренным социал-демократом», бернштейнианство — умеренной фракцией социал-демократизма. Призывая свою партию к союзным действиям с буржуазными партиями, отрицательно относясь к резкому противоположению социал-демократии и буржуазной демократии, приглашая социал-демократию стать мирной партией реформы, Бернштейн по чисто практическим вопросам отстаивал иногда решения наиболее радикальные; так, в противоположность большинству ортодоксальных социал-демократов, он являлся горячим сторонником генеральной стачки для завоевания политических прав (высказался за неё на бременском партайтаге в 1904 г.), сторонником пропаганды в войсках и т. д.
Перед штутгартским партайтагом Плеханов предложил в «S?chsische Arbeiterzeitung» исключить Бернштейна из партии, но предложение это не встретило поддержки.
Из других работ выдаются:
«Очерки из история и теории социализма» (СПб., 1902; перевод неполон);
«Общественное движение в Англии XVII в.» (СПб., 1899);
«Zur Frage: Socialliberalismus oder Kollectivismus» (Б., 1900).
Из многочисленных произведений социал-демократической литературы, направленных против Бернштейна, наибольшее значение имеет работа Карла Каутского «Бернштейн и социал-демократическая программа» (1899).
Доклад по Истории России
На тему:
«Эдуард Бернштейн»
Работу выполнила
Ученица 9 «А» класса
Пименова Светлана.