Раздел 2. Россия в XIX – начале XX вв. Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиля

О.В. Кузнецова

Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиля

(очно-заочная форма обучения)

Оренбург

УДК 9(с) (075)

ББК 63.3 (2Рос)я73

Издание рекомендовано учебно-методической комиссией филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге (председатель УМК В.В. Герасименко)

Составитель: к.и.н., доцент ОГ и ЕНД филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге

Рецензенты:

Сафонов Д.А.

д.и.н., профессор кафедры «Новейшей истории России» Оренбургского государственного педагогического университета

Барышникова Н.В.

к.и.н., доцент кафедры философии Оренбургской государственной медицинской академии

Учебно-методическое пособие по «Истории» («Истории России») для преподавателей и студентов нефтегазового профиля (очно-заочная форма обучения). – Оренбург: «Газпромпечать», 2012, - 105 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех направлений очно-заочной формы обучения филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге. Данное учебно-методическое пособие содержит широкий круг материалов для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Цель и задачи преподавания «Истории России»..……………………………..5

Методические рекомендации

по организации изучения «Истории России»…………………………………..7

Тематический план лекционных и семинарских занятий……………………...8

Содержание курса «Истории России»……………………………………….….9

Планы семинарских занятий по «Истории России»………………………..…15

Темы сообщений, докладов и презентаций…..……………………...………...65

Вопросы к экзамену по «Истории России»…………………………………...67

Тестовые задания для подготовки к экзамену……………………………….70

Требования к освоению знаний студентами по направлениям подготовки «РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина»…………………………………..……..94

131000 Нефтегазовое дело………………………………………………………95

220400 Управление в технических системах ……………………….……….97

151000 Технологические машины и оборудование ………………..………..99

240100 Химическая технология………………………………………………101

Правила рейтинговой оценки по дисциплине «История» для всех направлений……………………………………………………………………103

Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие по курсу «История России» предназначено для студентов и преподавателей Филиала «РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина»

Пособие составлено таким образом, чтобы помочь студенту самостоятельно и совместно с преподавателем освоить основные факты, события, их связи и отношения в отечественной истории.

Пособие разбито на несколько частей, первая из которых представляет собой информационный материал по темам курса «История России», вторая - материалы для самостоятельной работы студентов, включающие в себя: перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, задания к ним, материалы для работы с первоисточниками, тестовые задания для подготовки к текущему и итоговому контролю, а также экзаменационные вопросы.

Совмещение информационных и проверочных материалов дает возможность не только усвоить структурировано воспринимать курс, но и позволяет самостоятельно студенту проверить свои знания про пройденной теме.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.) ФГОС третьего поколения.

Дисциплина базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

Цель и задачи преподавания «Истории России»

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется:

во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях;

во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие:

в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе;

При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности.

Задачи курса:

- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;

- привить навык исторического анализа;

- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;

- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- заложить основы для понимания будущего России;

- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.

Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей

Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

- процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

- характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

- формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской;

- процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

- складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

- динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

- развитие самобытной культуры и формирование российской

цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

- исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

- особенности внутренней и внешней политики на современном этапе;

Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.

Методические рекомендации

по организации изучения «Истории России»

Основными методами изучения курса «Истории России» являются:

· чтение лекций и последующая работа с содержанием лекционного курса;

· совместное обсуждение теоретической проблематики на семинарских занятиях;

· работа с первоисточниками и анализ научной литературы.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью оценки подготовленных заданных тем и вопросов методом опроса, результатов тестирования, сообщений и докладов на семинарских занятиях. Итоговой формой контроля занятий по всему курсу «Истории России» является экзамен.

Тематический план лекционных и семинарских занятий

  Тема Лекции (кол-во часов) Семинары (кол-во часов)
Раздел 1. Русское государство в IX-XVIII в.
Тема 1. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития.    
Тема 2. Формирование российского национального государства. XIV – первая половина XVII вв.
Тема 3. Россия в период Нового Времени. Становление Российской империи. Вторая половина XVII – XVIII вв.
Раздел 2. Россия в XIX – начале XX вв.
Тема 4.Россия в XIX в. Переход к капитализму.
Тема 5. Внешняя политика России в XIX в. Идейная борьба и особенности общественного движения в России XIX в.
Тема 6. Россия в начале XX в. и в годы Первой мировой войны. Смена политических режимов. 1900 – 1920 гг.
Раздел 3. Советское государство: сущность социально-экономического и политического развития. Россия в кон. XX - нач. XXI вв.
Тема 7. Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР. 1921 – 1953 гг.
Тема 8. СССР в 1953 – 1991 гг.
Тема 9. Российская Федерация в 1991 – начале XXI в.
Всего:

Содержание курса «История России»

Введение

Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое зна­ние и исторический опыт. Методы и источники изучения истории, классификация исторического источника.

Отечественная историческая школа в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

История России как неотъемлемая часть Всемирной истории.

Раздел 1. Русское государство в IX-XVIII в.

ТЕМА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО И

ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ранняя этническая история восточноевропейского региона. Великое переселение народов.

Этнокультурные и социально-политические процессы, основные этапы становления русской государственности. Соседи восточных славян (кочевни­ка, Византия) и проблема взаимовлияния.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Кня­жеская власть и ее функции. Оседание дружины на землю и формирование военно-феодальной элиты. Города в системе социально-политических отно­шений. Проблема вече. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевла­дения в X – XIII вв.

Формирование государственной феодально-крепостнической системы эксплуатации. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура России в период политической (фео­дальной) раздробленности. Крупнейшие политические центры. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Европейская экспансия в Западную и Северо-западную Русь. Русь и Великое княжество Литовское.

Проблемы Древней Руси в отечественной и зарубежной историогра­фии.

ТЕМА II. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО

НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

РОССИЯ В XIV – ПЕР. ПОЛОВИНЕ XVII в.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе и формиро­вания целостности европейской цивилизации. Россия и средневековые госу­дарства Европы и Азии.

Особенности политического объединения и централизации русских зе­мель. Возвышение Москвы. Формирование сословной структуры. Оформле­ние централизованной системы государственного управления. Становление самодержавной власти. Местничество.

Иван IV Грозный – первый царь всея Руси. Альтернативы реформиро­вания страны: «Избранная рада» и опричнина. Складывание и эволюция сословно-представительной монархии в России.

Россия и ее соседи в начале XVII в. Причины «великой смуты». Кризис власти и специфика ее организации в 1605 – 1612 гг. Проблема самозванства. Общественные движения начала века как особая форма социального протеста. Роль внешнего фактора в национальном кризисе. Проблема выбора аль­тернатив политического развития России и путей выхода из кризиса.

Земский Собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий «великой смуты». Дискуссии о генезисе самодержавия.

ТЕМА Ш. РОССИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ.

СТАНОВЛЕ­НИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII – XVIII вв.

Общая характеристика Нового времени.

Альтернативы и особенности организации политической власти во вто­рой половине XVII века. Предпосылки и начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Новые явления в экономике. Идеи и реформы А.Ордин-Нащокина и В.Голицына.

XVIII в. европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царст­во разума». Особенности модернизации страны при Петре I. Проблемы зако­номерности, преемственности и прогрессивности петровских реформ в отечественной и зарубежной историографии. Эволюция социальной структуры общества. Укрепление абсолютизма.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и по­следствия. Возвышение дворянства.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: истории и сущность. Со­циальный и правовой статус основных сословий российского общества. Уси­ление позиций российского дворянства в политической и экономической жизни страны. Экономика России во второй половине XVIII в. Мануфактурно-промышленное производство.

Раздел 2. Россия в XIX – начале XX вв.

ТЕМА IV. РОССИЯ В XIX в. ПЕРЕХОД К КАПИТАЛИЗМУ.

Россия и мир в первой половине XIX в. Альтернативы развития страны в начале века.

Попытки реформ «сверху» при Александре I. М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев. Основные направления внешней политики в первой четверти XIXв.

Особенности социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. Кризис феодально-крепостнической системы.

Реформы 60 – 70-х годов XIX в.: предпосылки, буржуазные черты, социально-политические последствия. Соотношение либеральной и консерва­тивной тенденции во внутренней политике самодержавия во второй полови­не XIX в.

Становление индустриального общества в Европе и России: общее и особенное. Россия - страна «второго эшелона» развития капитализма. «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразо­ваний. Усиление государственного регулирования экономики. Проблема ин­дустриализации «сверху» и «снизу». Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

ТЕМА V. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ В XIX в.

Основные направления внешнеполитической деятельности России в XIX в. Отношения с Англией и Францией. Борьба с французской агрессией в Европе. Отечественная война 1812 г. Отношения России с Турцией и Ираном за влияние на Кавказе и в Закавказье (1804-1813, 1826-1828- русско-иранские войны; 1806-1812, 1828-1829 – русско-турецкие войны). Обострение восточного вопроса. Крымская война 1853-1856 гг. Сдержанность внешней политики России во второй половине XIX в. В отношениях со странами Европы. Поиск союзников, сближение с Пруссией. «Союз трех императоров». Изменение географических приоритетов Росии: активизация в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Присоединение Средней Азии и историческое значении этого события. Балканский кризис 70-х гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878. Итоги внешней политики XIX в.

Верховная власть и общественные силы как составляющие историче­ского процесса. Основные этапы организации общественных сил.

Охранительная идеология и политика государственной власти. Н.М.Карамзин, М.И.Погодин, К.П.Победоносцев, С.С.Уваров. Теория «официальной народности».Проблема соотношения в охранительстве реакцион­ного и национально-патриотического начал.

Российский либерализм. Идейное наследие П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин, В.И.Чичерин, А.И.Кошелев, К.А.Аксаков. Ста­новление либеральной идеологии. Либеральная бюрократия и ее роль в ре­формах 60-70-х годов XIX в., земское движение. Особенности российского либерализма.

Эволюция революционного российского движения и идеологии. Де­кабристы. Предпосылки и источники социализма в Росси. «Русский социа­лизм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. С.Н.Нечаев и «нечаевщина». На­родничество: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Политические документы и революционная деятельность народнических организаций в 70-х в нача­ле 80-х гг.

Оформление марксистского течения в русском общественном движе­нии. Г.В.Плеханов. Социал-демократические кружки в России. Начало дея­тельности В.И.Ульянова (Ленина). Развитие рабочего движения. Созревание социальных сил российской революции.

ТЕМА VI. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРО­ВОЙ ВОЙНЫ. СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ (1900 – 1920 гг.).

Социально-экономическое развитие Росси на рубеже XIX – XX веков. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Реформы С.Ю.Витте.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Социально трансформация общества. Революции и реформы. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Развитие тенденции к сближению оппозиционных самодержавию революционных и реформистских сил. Проекты реформ П.Д.Святополк-Мирского.

Предпосылки, характер и последствия революционного кризиса 1905-1907 годов. Изменения в политической системе. «Третьеиюньская монар­хия». Правительственные реформы П.А. Столыпина. Политическая партия в

начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Формирование

многопартийности.

Мировой политический кризис 1914 г. Россия в первой мировой войне.

Истоки общенационального кризиса в России. Победа февральской (1917 г.) революции. Характер и особенности организации власти весной и летом 1917 г. Корниловский мятеж. Большевистская альтернатива и причины ее победы в октябре 1917 г. II съезд Советов. Первые декреты Советской вла­сти.

Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война: причины, основные этапы. «Белое движение», «Красное дви­жение», «демократическая контрреволюция» в годы гражданской войны. Ин­тервенция: причины, формы, масштаб. Политика «военного коммунизма».

Основные этапы формирования большевистского режима. Российская эмиграция.

Отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России.

Наши рекомендации