Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия

Парламент РБ наз-ся Нац.собрание РБ. Явл-ся органом представит. и законодат. власти РБ. В РБ парламент избирается сроком на 4 года.

Парламент РБ состоит из 2 палат:

1. Палата представителей. В составе Палаты предст.110 депутатов, избираемых народом РБ.

Депутаты должны быть гражданами РБ в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.

Функции Палаты представителей:

* рассмотрение проектов законов

* назначение выборов Президента

* одобрение кандидатов, назначаемых Пр-нтом на пост Премьер-министра

* оценка работы правительства

* инициация вотумов недоверия.

2. Совет Республики - это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.

Местные Советы избирают 56 членов: по 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси.

Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в в-те от 30 лет, пост. проживать в соотв. регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет

Функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

Правительство – высший орган исполни. и распоряд. власти гос-ва.

В состав бел. Правит-ва, или Совета Министров, входят премьер-министр РБ, его замы, министры, возглавляющие соотве. министерства, а также рук-ли гос.комитетов.

Правит-во подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом.

Премьер-министр назначается Пр-том РБ с согласия Палаты представителей.

Полномочия правит-ва регулируются Конституцией РБ.

СовМин РБ отвеч. за работу гос.органов, в числе кот.:

* гос. административные органы

* министерства

* государственные комитеты

* концерны

* организации, подчин.е правительству

В компетенцию правительства входят:

1. контроль над национальным бюджетом

2. внутренняя и внешняя политика

3. программы эк-го и соц.развития

4. национальная безопасность и оборона

Местное упр-ние и самоуправление.

Единая система органов местного упр-ния на тер. РБ сост. из обл., районных, гор., поселковых и сел. исполн. комитетов и местных админ-ций.Исполнит. и распоряд. органом на тер. области, р-на, города, поселка, с/с явл. исполнит. комитет с правами юр. лица.

Система органов местн. упр-ния имеет 3 ур-ня:

* первичный (сельские, поселковые, городские

* базовый (городские, районные)

* областной

Органы местн. управ. решают вопросы:

1. местного хоз-ва и коммунальной собств-ти

2. экономического и социального развития

3. местного бюджета

4. создания, реорг. и ликвидации пр-тий

5. создания землеустройства и землепольз-ния

6. защиты прав законных интересов граждан

7. охраны здоровья, образ-ия, соц.и культ. обеспечения, торг., трансп-го, коммунального, быт. и иного обслуж-ния

8. законности и обществ. безоп-сти на соотв. тер-рии

9. исполнения законод-ва по ? воен. службы

Органы местного управления принимают решения по ?? местного ур-ня в рамках нац. законодат-ва и в пределах своей компетенции.

Бюрократия, бюрократизм.

Бюрократия в букв. переводе - госп-во канцелярии, власть ап-та упр-ния. Само по себе это слово не несет никакой негатив. нагрузки.

Исходя из букв. знач. слова “б.”, его часто употребляют как синоним админ. управления. Кроме того, им нередко обознач. рац. орг-зованная система упр-ния, в кот. работают компетентные служащие на должном проф. уровне. В наиб. часто употребл. смысле, а также в полит. лексике термин “б.” и все производ. от него употреб. в ярко выраж. негативн. смысле. Причиной тому раздутость и запутанность аппарата упр-ния, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.

Б. сущ. уже очень и очень давно. Зародилась она ещё в Др.Египте, затем сущ-ла в Др.Китае. С развитием кап-ма и приходом к гос. власти буржуазии бюрокр. режим утверждается в сфере полит. жизни.

Впервые научное понимание природы и существа Б. Дал Маркс, считавший что сущность б. заключ. прежде всего в потере орг-цией содержательной цели своей деят-ти Основы немарксистских соц-ких концепций Б. были заложены в работах нем. социолога Вебера, кот. рассматривал Б. как "естественную" и "необходимую" форму всякой соц. организации. Сам термин "Б." приобрёл у Вебера позит. характер и относился к орг-ции вообще.

Полит. партии и партийные системы.

Полит. партия (от лат. partio — делю, разде­ляю) - это основ. на идеологич. и полит. ценностях добров. орг-ция, представл. ин­тересы той/иной общности людей и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.

Отличия партий от других общ образований:

1.наличие цели завоевание власти

2.наличие идеологии, способ полит орга-ции

3.наличие программы действий

4.наличие электората

5.наличие орган-ной структуры.

Структура п-тии: лидеры, парт.бюрократия, мозговой штаб, идеологи партий, партийный актив, рядовые члены, спонсоры, электорат

Функции партий:

1 посредническая между массами и властью

2.представительская

3.институализация участия граждан в политике

4.электоральная-отбор и рекрут. полит. лидеров

5.полит. социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике

6.реализация полит. власти

Типы полит.партий.

1)левые (за перемены в пользу труд-ся

2)правые (за сильное гос, охраняющее частн. собств-ть, консерват.хар-тер (БНФ).

3)центриские - партии компромисов – опир. на ср.класс

Партийн. система- совокупность действ. в общ-ве партий, принципов взаимосвязи между ними.

Типы ПС:

1)однопарт. (в стране действ. 1 полит. партия, обладает монополией на власть, др партии запрещ. Авторит \ тоталит режимы (СССР, Китай, Германия)

2)2-партийные (хар-но для демокр. системы. Наличие в стране 2 оч. сильных партий, кот. борятся за полит. власть, периодич .сменяют др. друга (США)

3)многопарт-сть - хар-но налич. неск. полит. партий. Бывают электоральные, парлам-ские, правительственные.

РБ: многопартийная система, но малочисленны (достат.1000 членов для орг-ции партии) Министерство Юстиций рег-ет партии. Партии не влиятельны, не предст. реал. полит. силы.

Наши рекомендации