Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия
Парламент РБ наз-ся Нац.собрание РБ. Явл-ся органом представит. и законодат. власти РБ. В РБ парламент избирается сроком на 4 года.
Парламент РБ состоит из 2 палат:
1. Палата представителей. В составе Палаты предст.110 депутатов, избираемых народом РБ.
Депутаты должны быть гражданами РБ в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.
Функции Палаты представителей:
* рассмотрение проектов законов
* назначение выборов Президента
* одобрение кандидатов, назначаемых Пр-нтом на пост Премьер-министра
* оценка работы правительства
* инициация вотумов недоверия.
2. Совет Республики - это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.
Местные Советы избирают 56 членов: по 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси.
Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в в-те от 30 лет, пост. проживать в соотв. регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет
Функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.
Правительство – высший орган исполни. и распоряд. власти гос-ва.
В состав бел. Правит-ва, или Совета Министров, входят премьер-министр РБ, его замы, министры, возглавляющие соотве. министерства, а также рук-ли гос.комитетов.
Правит-во подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом.
Премьер-министр назначается Пр-том РБ с согласия Палаты представителей.
Полномочия правит-ва регулируются Конституцией РБ.
СовМин РБ отвеч. за работу гос.органов, в числе кот.:
* гос. административные органы
* министерства
* государственные комитеты
* концерны
* организации, подчин.е правительству
В компетенцию правительства входят:
1. контроль над национальным бюджетом
2. внутренняя и внешняя политика
3. программы эк-го и соц.развития
4. национальная безопасность и оборона
Местное упр-ние и самоуправление.
Единая система органов местного упр-ния на тер. РБ сост. из обл., районных, гор., поселковых и сел. исполн. комитетов и местных админ-ций.Исполнит. и распоряд. органом на тер. области, р-на, города, поселка, с/с явл. исполнит. комитет с правами юр. лица.
Система органов местн. упр-ния имеет 3 ур-ня:
* первичный (сельские, поселковые, городские
* базовый (городские, районные)
* областной
Органы местн. управ. решают вопросы:
1. местного хоз-ва и коммунальной собств-ти
2. экономического и социального развития
3. местного бюджета
4. создания, реорг. и ликвидации пр-тий
5. создания землеустройства и землепольз-ния
6. защиты прав законных интересов граждан
7. охраны здоровья, образ-ия, соц.и культ. обеспечения, торг., трансп-го, коммунального, быт. и иного обслуж-ния
8. законности и обществ. безоп-сти на соотв. тер-рии
9. исполнения законод-ва по ? воен. службы
Органы местного управления принимают решения по ?? местного ур-ня в рамках нац. законодат-ва и в пределах своей компетенции.
Бюрократия, бюрократизм.
Бюрократия в букв. переводе - госп-во канцелярии, власть ап-та упр-ния. Само по себе это слово не несет никакой негатив. нагрузки.
Исходя из букв. знач. слова “б.”, его часто употребляют как синоним админ. управления. Кроме того, им нередко обознач. рац. орг-зованная система упр-ния, в кот. работают компетентные служащие на должном проф. уровне. В наиб. часто употребл. смысле, а также в полит. лексике термин “б.” и все производ. от него употреб. в ярко выраж. негативн. смысле. Причиной тому раздутость и запутанность аппарата упр-ния, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.
Б. сущ. уже очень и очень давно. Зародилась она ещё в Др.Египте, затем сущ-ла в Др.Китае. С развитием кап-ма и приходом к гос. власти буржуазии бюрокр. режим утверждается в сфере полит. жизни.
Впервые научное понимание природы и существа Б. Дал Маркс, считавший что сущность б. заключ. прежде всего в потере орг-цией содержательной цели своей деят-ти Основы немарксистских соц-ких концепций Б. были заложены в работах нем. социолога Вебера, кот. рассматривал Б. как "естественную" и "необходимую" форму всякой соц. организации. Сам термин "Б." приобрёл у Вебера позит. характер и относился к орг-ции вообще.
Полит. партии и партийные системы.
Полит. партия (от лат. partio — делю, разделяю) - это основ. на идеологич. и полит. ценностях добров. орг-ция, представл. интересы той/иной общности людей и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.
Отличия партий от других общ образований:
1.наличие цели завоевание власти
2.наличие идеологии, способ полит орга-ции
3.наличие программы действий
4.наличие электората
5.наличие орган-ной структуры.
Структура п-тии: лидеры, парт.бюрократия, мозговой штаб, идеологи партий, партийный актив, рядовые члены, спонсоры, электорат
Функции партий:
1 посредническая между массами и властью
2.представительская
3.институализация участия граждан в политике
4.электоральная-отбор и рекрут. полит. лидеров
5.полит. социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике
6.реализация полит. власти
Типы полит.партий.
1)левые (за перемены в пользу труд-ся
2)правые (за сильное гос, охраняющее частн. собств-ть, консерват.хар-тер (БНФ).
3)центриские - партии компромисов – опир. на ср.класс
Партийн. система- совокупность действ. в общ-ве партий, принципов взаимосвязи между ними.
Типы ПС:
1)однопарт. (в стране действ. 1 полит. партия, обладает монополией на власть, др партии запрещ. Авторит \ тоталит режимы (СССР, Китай, Германия)
2)2-партийные (хар-но для демокр. системы. Наличие в стране 2 оч. сильных партий, кот. борятся за полит. власть, периодич .сменяют др. друга (США)
3)многопарт-сть - хар-но налич. неск. полит. партий. Бывают электоральные, парлам-ские, правительственные.
РБ: многопартийная система, но малочисленны (достат.1000 членов для орг-ции партии) Министерство Юстиций рег-ет партии. Партии не влиятельны, не предст. реал. полит. силы.