Сущность политического процесса

Политическая наука имеет в своем арсенале различные способы описа­ния политики, вычленения тех или иных ее сторон и аспектов. В этом смысле и «политиче­ский процесс», наряду с понятиями «политическая систе­ма», «политическая культура» и другими важнейшими категориями политологии характеризует определенную сторону этой сложнейшей сферы общественной жизни.

Специфика категории политического процесса, преж­де всего, выражается в том, что она сориентирована на отображение реальности, которая выстроена не в соот­ветствии с теоретическими представлениями лидеров и предписаниями науки, а является совокупным результа­том переплетения различных типов политического пове­дения групп и граждан и деятельности институтов вла­сти; реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы, непрерывно вносящие в течение собы­тий нечто новое и нестандартное. В политическом про­цессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, то включающиеся в от­ношения с государством, а то непонятно почему игнори­рующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо пред­определенность в развитии политических событий.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих функций, полити­ческий процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает поверхно­стные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс рас­крывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и про­странстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъек­тов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества.

С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функции выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан. Причем не только признаваемые и поощряемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политический процесс включены и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и проч. Но, как правило, они находятся на периферии политической жизни, выражая те формы политического протеста, которые носят несистемный для общества характер.

Однако и те и другие формы политического поведе­ния субъектов в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принима­емые государственной властью политические решения. Поэтому главная, центральная проблема политического процесса состоит в принятии (и реализации) политиче­ских решений, которые должны интегрировать различ­ные интересы граждан и быть выражены в соответствующей им некой сложной системе общеколлективных це­лей (или иначе — политической воле общества).

Выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий официальных органов и институтов власти, влияния групп интересов, а так же механизмов общественности (профсоюзов, СМИ и т. д.). Тем не менее, центральную роль в данном отноше­нии играют высшие институты государственной власти. Именно эти институты выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработ­ке целей политического развития. Благодаря своей ус­тойчивости и мобильности в политическом процессе, ин­ституты способны поддерживать (и насаждать) даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям раз­вития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету граждан. Харак­тер деятельности институтов, по сути, определяет тональ­ность взаимоотношений политических субъектов, ритмы и темпы политических изменений.

Деятельность институтов обычно задает и характер­ные для конкретных обществ циклы политического про­цесса. Говоря иначе, процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институ­тами. Например, в демократических странах политиче­ский процесс формируется и функционирует, как прави­ло, в связи с избирательными циклами. Пик политиче­ской активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные, и исполнительные органы го­сударственной власти. В то же время при уходе законо­дателей в летние отпуска («парламентские каникулы») политическая жизнь по обыкновению затихает.

В тоталитарных режимах такие циклы может зада­вать деятельность правящих партий. К примеру, в быв­шем СССР очередные съезды КПСС задавали ритм всех изменений на внутриполитической арене, определяя очередные «исторические» задачи, рубежи пятилеток и т.д. Как показал опыт, в ряде афро-азиатских государств циклы политического процесса были связаны с измене­нием всех прежних институциональных структур, присходящих в результате военных переворотов. Эти военные перевороты и задавали темп и характер политических изменений.

Понятый как своеобразный нервный центр всех пол­итических изменений процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании пол­итического процесса крупные структурные звенья, раскрывающие его внутренее строение и природу. Так, в качестве первого такого звена можно рассматривать этап представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические реше­ния. Здесь содержание политического процесса харак­теризует деятельность различных ассоциаций, многооб­разные формы политического участия индивидуумов, ар­тикулирующих и агрегирующих свои властно значимые интересы.

Второй элемент политического процесса представ­ляет собой этап выработки и принятия политических ре­шений, выражающих коллективные цели политической системы и социума в целом. В данном аспекте полити­ческий процесс предстает как сфера деятельности пра­вящих и оппозиционных элит, в своем взаимодействии вырабатывающих общегосударственные постановления и директивы.

Третий элемент политического процесса — этап реа­лизации политических решений, характеризующий слож­ное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных ресурсов, регламентации и регулированию политического поведения населения, осуществлению контроля за деятельностью элит, подве­дению итогов и корректировке политического курса.

Выработка и реализация выбранных правящим режи­мом целей общественного развития выражает также и характер самого политического процесса. Чаще всего различают три режима его существования. Первый — это режим функционирования, не выводящий политиче­скую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. В этом случае политиче­ский процесс отражает способность структур и меха­низмов власти лишь к простому воспроизводству рутин­ных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и преемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом пе­ред любыми инновациями и подвижками в осуществле­нии функций основными политическими субъектами.

Второй режим протекания политического процесса — это режим развития. Здесь структуры и механизмы вла­сти выводят политику государства на новый уровень дви­жения, позволяющий адекватно ответить на вызовы вре­мени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социаль­ной структуре и меняющемуся соотношению политиче­ских сил внутри страны и на международной арене. Пол­итическое развитие сопровождается интенсивным взаи­модействием микро- и макрофакторов власти, борьбой разнообразных течений и тенденций, которые в конеч­ном счете ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений. Не случайно Т. Парсонс считал, что развитие политического процесса отражает не что иное, как нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям.

И, наконец, третьей разновидностью режима суще­ствования политического процесса является режим упад­ка, распада политической целостности или, как говорил П.Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к нормам и условиям целостного существования политической сис­темы характер. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация полити­ческих субъектов и распад режима правления носят здесь необратимый характер. В результате принимае­мые режимом решения утрачивают управленческую способность, а сам режим — свою легитимность.

Классическим примером такого по характеру пол­итического процесса является судьба по сути всех быв­ших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не смогли отыскать адекватных мер, чтобы отреагировать на социально-эко­номические и духовные запросы времени.

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно — та ма­терия, из которой складывается реальный политический процесс.

Наши рекомендации