Сущность политического процесса
Политическая наука имеет в своем арсенале различные способы описания политики, вычленения тех или иных ее сторон и аспектов. В этом смысле и «политический процесс», наряду с понятиями «политическая система», «политическая культура» и другими важнейшими категориями политологии характеризует определенную сторону этой сложнейшей сферы общественной жизни.
Специфика категории политического процесса, прежде всего, выражается в том, что она сориентирована на отображение реальности, которая выстроена не в соответствии с теоретическими представлениями лидеров и предписаниями науки, а является совокупным результатом переплетения различных типов политического поведения групп и граждан и деятельности институтов власти; реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы, непрерывно вносящие в течение событий нечто новое и нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, то включающиеся в отношения с государством, а то непонятно почему игнорирующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо предопределенность в развитии политических событий.
Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества.
С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функции выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан. Причем не только признаваемые и поощряемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политический процесс включены и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и проч. Но, как правило, они находятся на периферии политической жизни, выражая те формы политического протеста, которые носят несистемный для общества характер.
Однако и те и другие формы политического поведения субъектов в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная, центральная проблема политического процесса состоит в принятии (и реализации) политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей им некой сложной системе общеколлективных целей (или иначе — политической воле общества).
Выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий официальных органов и институтов власти, влияния групп интересов, а так же механизмов общественности (профсоюзов, СМИ и т. д.). Тем не менее, центральную роль в данном отношении играют высшие институты государственной власти. Именно эти институты выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, институты способны поддерживать (и насаждать) даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету граждан. Характер деятельности институтов, по сути, определяет тональность взаимоотношений политических субъектов, ритмы и темпы политических изменений.
Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Говоря иначе, процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные, и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска («парламентские каникулы») политическая жизнь по обыкновению затихает.
В тоталитарных режимах такие циклы может задавать деятельность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС задавали ритм всех изменений на внутриполитической арене, определяя очередные «исторические» задачи, рубежи пятилеток и т.д. Как показал опыт, в ряде афро-азиатских государств циклы политического процесса были связаны с изменением всех прежних институциональных структур, присходящих в результате военных переворотов. Эти военные перевороты и задавали темп и характер политических изменений.
Понятый как своеобразный нервный центр всех политических изменений процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса крупные структурные звенья, раскрывающие его внутренее строение и природу. Так, в качестве первого такого звена можно рассматривать этап представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Здесь содержание политического процесса характеризует деятельность различных ассоциаций, многообразные формы политического участия индивидуумов, артикулирующих и агрегирующих свои властно значимые интересы.
Второй элемент политического процесса представляет собой этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели политической системы и социума в целом. В данном аспекте политический процесс предстает как сфера деятельности правящих и оппозиционных элит, в своем взаимодействии вырабатывающих общегосударственные постановления и директивы.
Третий элемент политического процесса — этап реализации политических решений, характеризующий сложное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных ресурсов, регламентации и регулированию политического поведения населения, осуществлению контроля за деятельностью элит, подведению итогов и корректировке политического курса.
Выработка и реализация выбранных правящим режимом целей общественного развития выражает также и характер самого политического процесса. Чаще всего различают три режима его существования. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. В этом случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизводству рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и преемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями и подвижками в осуществлении функций основными политическими субъектами.
Второй режим протекания политического процесса — это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, позволяющий адекватно ответить на вызовы времени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием микро- и макрофакторов власти, борьбой разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений. Не случайно Т. Парсонс считал, что развитие политического процесса отражает не что иное, как нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям.
И, наконец, третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка, распада политической целостности или, как говорил П.Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы характер. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят здесь необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают управленческую способность, а сам режим — свою легитимность.
Классическим примером такого по характеру политического процесса является судьба по сути всех бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не смогли отыскать адекватных мер, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.
Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно — та материя, из которой складывается реальный политический процесс.