Либерализм и его эволюция

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к эпохе Ренессанса, Реформации. У его истоков стояли Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Т. Медисон, А. де Токвиль.

Как политическое течение либерализм оформился после Великой Французской революции и выражал интересы идущего к власти третьего сословия, то есть буржуазии. В наше время одним из главных теоретиков либерализма является английский политолог А.Ф. Хайек.

С момента своего зарождения либерализм написал на своем знамени «наука и прогресс» и, исполненный оптимизма, с помощью рынка постарался решить все проблемы общественного развития. Слово «либерализм» происходит от латинского «liberalis» - свободный. Суть либерализма состоит в установке на индивидуальность как высшую ценность, свобода каждого отдельного человека рассматривается как главный фундаментальный принцип. Свобода понималась в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Эту позицию сформулировал А. Берлин «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

Такой подход предполагал для всех членов общества равные возможности самореализации и равные права в достижении своих целей и интересов. Отсюда принцип laisser faire, laisser passer, свободного рынка и свободной конкуренции в социальной и экономических сферах. Предполагалось, что свободный капитализм сам собой приведет к процветанию общества, гарантируя людям свободу. Поскольку их успех или неудачи в данном случае зависят лишь от них самих, то тем самым будет обеспечена социальная справедливость.

Реализация этих целей предусматривала ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, в рыночные механизмы. Государству отвели роль «ночного сторожа» (обеспечение порядка, охрана субъектов экономической жизни, защита частной собственности).

Провозгласив абсолютную ценность человеческой личности и естественное («от рождения») равенство всех людей, существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, справедливость), либерализм при реализации этих принципов на практике столкнулся с неразрешимыми противоречиями. Равенство прав, в том числе и на частную собственность, которое является для либерализма основным, в реальной жизни порождало не просто неравенство, а вело к неприкрытой хищнической эксплуатации наемного труда. Свобода и равенство не желали уживаться друг с другом, одна ценность противоречила другой.

Общество „Laisser faire”, общество безграничной конкуренции породило глубокую социальную дифференциацию, которая достигла своего пика в «эру великой депрессии» (конец 20-х годов прошлого столетия). Свобода и равенство обернулись нищетой миллионов.

Все это потребовало пересмотра теоретических и политических принципов либерализма, заставило либерализм внести коррективы в свои программные установки. И на смену «классическому либерализму» была разработана концепция «нового» или «социального либерализма», которая опиралась на идеи английского экономиста Д. Кейнса.

Отсюда – необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами (через налоги, бюджет, планирование и др.), широкие социальные программы (бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование и др.). Реальным воплощением этой политики стал «новый курс Рузвельта». Но главная установка «социального либерализма» на общество «всеобщего благоденствия» к концу 70-х годов потерпела фиаско и пришедшие к власти неоконсерваторы резко сменили курс.

Дело в том, что после второй мировой войны были достигнуты впечатляющие успехи в реализации основополагающих либеральных идеалов и концепций (утверждение демократических норм и принципов в большинстве передовых стран). Существенно изменился социально-политический ландшафт Запада. Консервативные партии де-факто приняли нововведения в государственной политической системе, реализованные большей частью по инициативе либералов.

На авансцену выступают демократические партии, которые взяли на себя функцию по дальнейшему развитию начинаний, реализованных либералами. Другими словами, ряд важнейших принципов либерализма был буквально «растаскан» консерваторами справа и социал-демократами слева.

И либерализм вновь вынужден пережить эволюцию. Вообще вся история либерализма связана с его постоянными изменениями и перевоплощениями. В настоящее время его новая форма, получившая название неолиберализма, базируется на следующих принципах:

- в экономической сфере – мягкое раночное регулирование. Теперь уже государство полностью не отстраняется, но его вмешательство должно носить не запретительный характер, а поощрительный (с помощью налогов, финансовой политики и т.д.);

- в политической – правовое государство, где обеспечено верховенство закона, защита прав и свобод личности;

- в социально-идейной – установка на индивидуальность и личностные моменты.

Вообще либерализм отдает предпочтение равенству возможностей перед социальным равенством. Ему так и не удалось решить извечную антиномию между равенством и свободой, между равенством, свободой и справедливостью. Но едва ли стоит либерализм упрекать. Ведь это одна из кардинальных проблем самого человеческого существования. А кардинальные проблемы не имеют окончательного решения.

Наши рекомендации