Функции политической культуры
Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.
Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.
Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:
§ ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;
§ идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;
§ нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;
§ мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);
§ социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;
§ коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.
17.16 Понятие "индекса политического риска" и его составляющие
Оценочный метод политического риска Делори основан на специальном методе анализа информации, использующем ранжирование выделенных параметров риска и вычислении комбинированного индекса политического риска. На основании такого анализа, проведенного в разрезе различных государств, осуществляется общая оценка благоприятности инвестиционного климата и соответствующее ранжирование стран.
Однако, даже в случае качественных оценок можно применить количественные методы оценки полученных результатов. В частности, существуют сравнительные методы классификации стран по отношению друг к другу в соответствии с двумя основными принципами:
· формирование каждым из экспертов своей классификации стран с заранее определенными общими фундаментальными критериями (инфляция, налоги и т. д.);
· компиляция сравнительных характеристик, предоставленных экспертами.
В качестве примера можно привести две методики расчета индексов, оценивающих политические (страновые) риски.
Первый из них, индекс WPRF (World Political Risk Forecasts), публикуется агентством Frost amp; Sullivan и представляет собой анализ параметров риска. Отдельные показатели агрегируются и каждой стране присваивается индекс риска. Механизм составления индекса заключается в следующем: создается группа специалистов, каждый из которых заполняет анкету. В заключительный отчет заносятся ответы специалистов и их анализ политического риска. Далее к этим результатам применяется так называемая «модель принца», суть которой состоит в следующем:
· на каждый вопрос анкеты эксперт должен дать список из семи человек или организаций (субъектов), которые, по его мнению, могут в наибольшей степени повлиять на решение поставленной проблемы;
· каждому перечисленному субъекту эксперт дает оценку по схеме:
· ориентация: «+» (положительная), «-» (оппозиционная), «=» (нейтральная),
· вероятность реакции: в баллах от 1 до 5,
· сила реакции: в баллах от 1 до 5,
· вовлеченность: в баллах от 1 до 5 (мера степени участия в реакционных действиях);
· проводится анализ информации, предоставленной специалистами; в случае значительных отклонений между результатами назначают дополнительное исследование; все результаты заносятся в таблицу;
· полученные для каждого субъекта показатели перемножаются, и полученное число отражает его влияние на событие (абсолютное значение);
· все положительные факторы складываются и делятся на абсолютное значение;
· по полученным результатам строится график, называемый графиком решений;
· наконец, вся совокупность полученных ответов объединяется в четыре индекса: финансы, промышленность, экспорт, индекс политической стабильности.
Как видно из описанной схемы построения индекса, математическая база расчетов достаточно проста. Это достигается за счет того, что в случае значительных разногласий между мнениями экспертов проводится дополнительное расследование, которое должно уравновесить различные мнения и фактически привести к единому значению.
Второй рассматриваемый индекс — индекс BERI (Business Environment Risk Index), который позволяет измерить отношение стран к деловому миру в общем и к иностранным инвестициям в частности, а также вычислить степень дискриминации между национальными и иностранными участниками рынка.
Кроме общего индекса в BERI входят четыре показателя, отражающие политическую ситуацию, объем торговых операций, финансовую ситуацию и степень национализма. BERI исчисляется как среднее значение 15 показателей. Механизм составления показателей следующий: каждый консультант дает свою оценку поставленной перед ним задачи, принимая во внимание не только современную ситуацию в стране инвестирования, но и прогнозируя ее на год вперед. Оценка дается по шкале от 0 (неприемлемо) до 4 (наилучшие условия).
BERI представляет средневзвешенное полученных результатов. В табл. 1 приведены 15 показателей, 4 подиндекса и веса для каждого из них.
Таблица 1 – Показатели расчета индекса ББШ
Критерии | Индекс | Веса | |||
Подиндекс | |||||
Политич. | Операц. | Фин. | Национ. | ||
Политическая стабильность | 3 | 6 | |||
Экономический рост | 2,5 | 5 | |||
Конвертируемость | 2,5 | 5 | 5 | ||
Стоимость рабочей силы | 2 | 3 | |||
Долгосрочные займы | 2 | 5 | |||
Краткосрочные кредиты | 2 | 5 | |||
Отношение к иностранным инвестициям | 1,5 | 5 | 8 | ||
Национализация | 1,5 | 5 | 8 | ||
Инфляция | 1,5 | 3 | 3 | ||
Платежный баланс | 1,5 | 3 | 3 | ||
Юридические ограничения | 1,5 | 4 | 2 | ||
Бюрократия | 1 | 3 | 2 | 4 | |
Коммуникации (тел., факс, телекс) | 1 | 3 | |||
Менеджмент | 1 | 1 | |||
Профессиональные услуги | 0,5 | 3 | |||
Всего: | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
По полученным результатам проводится разделение на 5 категорий. Первая — от 86 до 100 — соответствует идеальной ситуации, а последняя — от 0 до 41 — является неприемлемой для инвестирования.
По методу исчисления индекс БЕИ похож на ШРКР, поскольку базируется только на мнении экспертов. В то же время он более статичен, так как не включает оценку факторов, способных повлиять на планируемый проект инвестирования.
Используя одновременно оба индекса, можно достичь большей точности в оценке риска, поскольку они дополняют друг друга.
Список литературы
1. Баранов Н.А., Пикалов Г.А., Теория политики: Учебное пособие / Авт.-сост. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. 2,5 п.л.
2. Буренко В.И., Журавлева В.В. Политология: Учебник для вузов- М: Издательство «Экзамен», 2004. - 320 с.
3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 488 с.
4. Кирилюк Ф.М., Обушный М.И., Хилько М.И.Политология, Учебное пособие / К.: Здоровья, 2004. - 776 c.
5. Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 384 с.
6. Ольшанский Д., Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов
7. Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и политологии: учебное пособие - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.