Функции политической культуры

Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

§ ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;

§ идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

§ нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

§ мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

§ социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

§ коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

17.16 Понятие "индекса политического риска" и его составляющие

Оценочный метод политического риска Делори основан на специальном методе анализа информации, использующем ранжирование выделенных параметров риска и вычислении комбинированного индекса политического риска. На основании такого анализа, проведенного в разрезе различных государств, осуществляется общая оценка благоприятности инвестиционного климата и соответствующее ранжирование стран.
Однако, даже в случае качественных оценок можно применить количественные методы оценки полученных результатов. В частности, существуют сравнительные методы классификации стран по отношению друг к другу в соответствии с двумя основными принципами:

· формирование каждым из экспертов своей классификации стран с заранее определенными общими фундаментальными критериями (инфляция, налоги и т. д.);

· компиляция сравнительных характеристик, предоставленных экспертами.

В качестве примера можно привести две методики расчета индексов, оценивающих политические (страновые) риски.

Первый из них, индекс WPRF (World Political Risk Forecasts), публикуется агентством Frost amp; Sullivan и представляет собой анализ параметров риска. Отдельные показатели агрегируются и каждой стране присваивается индекс риска. Механизм составления индекса заключается в следующем: создается группа специалистов, каждый из которых заполняет анкету. В заключительный отчет заносятся ответы специалистов и их анализ политического риска. Далее к этим результатам применяется так называемая «модель принца», суть которой состоит в следующем:

· на каждый вопрос анкеты эксперт должен дать список из семи человек или организаций (субъектов), которые, по его мнению, могут в наибольшей степени повлиять на решение поставленной проблемы;

· каждому перечисленному субъекту эксперт дает оценку по схеме:

· ориентация: «+» (положительная), «-» (оппозиционная), «=» (нейтральная),

· вероятность реакции: в баллах от 1 до 5,

· сила реакции: в баллах от 1 до 5,

· вовлеченность: в баллах от 1 до 5 (мера степени участия в реакционных действиях);

· проводится анализ информации, предоставленной специалистами; в случае значительных отклонений между результатами назначают дополнительное исследование; все результаты заносятся в таблицу;

· полученные для каждого субъекта показатели перемножаются, и полученное число отражает его влияние на событие (абсолютное значение);

· все положительные факторы складываются и делятся на абсолютное значение;

· по полученным результатам строится график, называемый графиком решений;

· наконец, вся совокупность полученных ответов объединяется в четыре индекса: финансы, промышленность, экспорт, индекс политической стабильности.

Как видно из описанной схемы построения индекса, математическая база расчетов достаточно проста. Это достигается за счет того, что в случае значительных разногласий между мнениями экспертов проводится дополнительное расследование, которое должно уравновесить различные мнения и фактически привести к единому значению.

Второй рассматриваемый индекс — индекс BERI (Business Environment Risk Index), который позволяет измерить отношение стран к деловому миру в общем и к иностранным инвестициям в частности, а также вычислить степень дискриминации между национальными и иностранными участниками рынка.

Кроме общего индекса в BERI входят четыре показателя, отражающие политическую ситуацию, объем торговых операций, финансовую ситуацию и степень национализма. BERI исчисляется как среднее значение 15 показателей. Механизм составления показателей следующий: каждый консультант дает свою оценку поставленной перед ним задачи, принимая во внимание не только современную ситуацию в стране инвестирования, но и прогнозируя ее на год вперед. Оценка дается по шкале от 0 (неприемлемо) до 4 (наилучшие условия).

BERI представляет средневзвешенное полученных результатов. В табл. 1 приведены 15 показателей, 4 подиндекса и веса для каждого из них.

Таблица 1 – Показатели расчета индекса ББШ

Критерии Индекс Веса
Подиндекс
Политич. Операц. Фин. Национ.
Политическая стабильность 3 6      
Экономический рост 2,5   5    
Конвертируемость 2,5   5 5  
Стоимость рабочей силы 2   3    
Долгосрочные займы 2     5  
Краткосрочные кредиты 2     5  
Отношение к иностранным инвестициям 1,5 5     8
Национализация 1,5 5     8
Инфляция 1,5 3   3  
Платежный баланс 1,5 3   3  
Юридические ограничения 1,5   4 2  
Бюрократия 1 3   2 4
Коммуникации (тел., факс, телекс) 1   3    
Менеджмент 1   1    
Профессиональные услуги 0,5   3    
Всего: 25 25 25 25 25

По полученным результатам проводится разделение на 5 категорий. Первая — от 86 до 100 — соответствует идеальной ситуации, а последняя — от 0 до 41 — является неприемлемой для инвестирования.

По методу исчисления индекс БЕИ похож на ШРКР, поскольку базируется только на мнении экспертов. В то же время он более статичен, так как не включает оценку факторов, способных повлиять на планируемый проект инвестирования.

Используя одновременно оба индекса, можно достичь большей точности в оценке риска, поскольку они дополняют друг друга.

Список литературы

1. Баранов Н.А., Пикалов Г.А., Теория политики: Учебное пособие / Авт.-сост. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. 2,5 п.л.

2. Буренко В.И., Журавлева В.В. Политология: Учебник для вузов- М: Издательство «Экзамен», 2004. - 320 с.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 488 с.

4. Кирилюк Ф.М., Обушный М.И., Хилько М.И.Политология, Учебное пособие / К.: Здоровья, 2004. - 776 c.

5. Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 384 с.

6. Ольшанский Д., Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов

7. Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и политологии: учебное пособие - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.

Наши рекомендации