Тема 14. политические элиты и политическое лидерство
ПЛАН
1. Понятие политической элиты и современные теории элит.
2. Социальная представительность и результативность элиты.
3. Природа и основные теории политического лидерства.
4. Типология и функции лидеров.
Понятие политической элиты и современные теории элит
Различные субъекты политики оказывают на нее явно не одинаковое воздействие. Общеизвестно, что большая часть людей, а также целые социальные группы обычно не принимают повседневного участия в политической жизни. Этим занят особый слой людей, который называют «политической элитой».Что же такое «политическая элита»?
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В своем первоначальном, этимологическом значении понятие «элита» не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Например, говорят об элитном зерне, элитных лошадях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, обусловливающие их неодинаковые способности к управлению, неодинаковое влияние на политические процессы. Уже это дает основание ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Первые современные концепции элит возникли в конце XIX – начале XX веков. Они связаны с именами Г. Моски, В. Парето, Р.Михельса.
Г. Москапопытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. «Во всех обществах, - писал он, - начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым… и поставляет ему … материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».
Моска считал, что главным при формировании класса управляющих является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Существует две тенденции в развитии этого политического класса: аристократическая и демократическая. Аристократическая проявляется в стремлении политического класса стать наследственным. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, его вырождению и, как следствие, к общественному застою. А это вызывает активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих сил в обществе.
Вторая, демократическая, тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом.
Независимо от Моски в это же время теорию политических элит разрабатывал В. Парето.Он, как и Моска, исходит из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство – элиты. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности и составляют, по мнению Парето, элиту.
Элита делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту – людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством чередования, «циркуляции» двух главных типов элит: «лис» - гибких руководителей, использующих методы переговоров, уступок, лести, убеждения и т.п., и «львов» - жестких, решительных, опирающихся на силу правителей.
Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды общественного развития, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты – «львов», которая с помощью мобилизации недовольных правительством масс свергает правящую элиту и устанавливает собственное господство.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс. Разделяя точку зрения Моски на причины появления элит, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он приходит к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.
В обществе, указывает Михельс, действует «железный закон олигархических тенденций».Его суть состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов. Человеческая цивилизация невозможна без наличия крупных организаций. Руководство же ими не может осуществляться всеми членами организаций.
Эффективность таких организаций требует рационализации функций, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам руководства, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Массы же членов организации недостаточно компетентны, пассивны к политике в целом. В результате любым, даже демократическим, обществом всегда правит олигархическая, элитарная группа.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса положили начало «макиавеллистской школе элит»,концепции которой современны и в наше время.
Общими чертами этих концепций являются.
1. Признание элитарности любого общества, его разделения на привилегированное властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство.
2. Особые психологические качества элиты.Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
3. Групповая сплоченность. Элита представляет собой более или менее сплоченную группу, объединяемую не только общностью профессионального статуса и социального положения, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
4. Легитимность элиты,более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
5. Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.Хотя персональный состав элиты изменяется, ее отношения господства в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бии и ханы, бояре и дворяне, парламентарии и министры, народные комиссары и партийные секретари и т.п., но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохраняются.
6. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами, однако никто не хочет добровольно уступать им посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
Макиавеллистские теории подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, за переоценку роли руководителей и недооценку активности масс, циничное отношение к борьбе за власть.
Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются сторонникиценностных теорий элиты.Они, как и макиавеллисты, считают элиту главной конструктивной силой общества, пытаясь вместе с тем приспособить теории элит к реальной жизни современных демократических обществ.
Многообразные ценностные теории элит, несмотря на существенные различия, имеют ряд общих моментов, установок, главными из которых являются:
1. Элита – это наиболее ценный элемент общества,обладающий высокими способностями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности.
2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества,поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения, обладающая, как правило, более высокими нравственными устремлениями.
3. Формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизм отбора, вести поиск достойных представителей, рациональной, наиболее результативной элиты.
4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.Социальное равенство здесь понимается как равенство возможностей, а не результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократии важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время, с разными результатами. Неизбежно появятся социальные чемпионы и аутсайдеры.
Ценностные тории элиты претендуют на наибольшее соответствие реальности современного демократического общества. Их идеал, как пишет один из сторонников одной из концепций – В.Ропке, - «это здоровое спокойное общество с неизбежной иерархической структурой, в котором индивид обладает счастьем знать свое место, а элита – внутренним авторитетом».
На основе ценностных представлений об элитах разработаны концепции демократического элитизма,получившие широкое распространение в современном мире.
В теориях демократического элитизма руководящий слой рассматривается не только как группа, обладающая необходимыми для управления качествами, но и как защитница демократических ценностей, способная сдержать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
Некоторые установки демократического элитизма развиваются и существенно обогащаются концепциями множественности, плюрализма элит.
Концепции множественности элит базируются на следующих утверждениях:
1. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. Существует множество элит.
2. Элиты находятся под контролем базисных, материнских групп – профессиональных, региональных, религиозных, демографических и других. С помощью разнообразных демократических механизмов: выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. – можно ограничить или вообще предотвратить действие открытого Р.Михельсом «железного закона олигархических тенденций» и удержать элиты под контролем масс.
3. Существует конкуренция элит, которая развертывается на основе признания всеми ее участниками «демократических правил игры», требований закона.
4. В современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами.
5. Различия между элитой и массами относительны, условны и часто достаточно размыты.
Нетрудно заметить, что эти концепции идеализируют действительность.
Существуют и другие концепции политических элит.