Тема 15. политические технологии
План
1. Роль политических технологий в политическом процессе.
2. Анализ ситуации как основа политических технологий.
3. Выборные технологии.
1. Роль политических технологий в политическом процессе
Управление всегда представляет собой процесс, т. е. определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решения. В этой главе нам предстоит показать роль политических технологий в управленческом процессе, раскрыть сущность некоторых из них.
Любой вид политического менеджмента представляет собой политико-технологический процесс, состоящий из набора определенных операций. Термин "политические технологии" вобрал в себя совокупность приемов и способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических целей. Главным объектом здесь всегда являются люди, т. е. политические технологии — это способы воздействия на людей с целью изменения их поведения.
Воздействовать на людей можно: а) применяя насилие и принуждение, б) изменяя существующие законы, в) внося в массовое сознание новое представление и духовные ценности, формируя новые убеждения, г) манипуляцией. Политические технологии — это искусное воздействие на мотивацию людей, на их сознание, подсознание. Это умение побуждать людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта и при этом поддерживать у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.
Мы будем рассматривать политический технологический процесс как разворачивающееся в пространстве и времени вза
имодействие между субъектом и объектом управления. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер, когда, например, организуется встреча кандидата с избирателями или когда одна из конфликтующих сторон вступает в переговоры с другой, или когда встречаются для консультации лидеры политических партий.
В случае прямого взаимодействия субъект управления может наблюдать реакцию людей, поведение которых он намеревается изменить, видеть ответные действия и соответствующим образом выстраивать дальнейшую линию поведения. Часто взаимоотношения между управляющим субъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта, а опосредованно, например в виде газетных публикаций, распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сути взаимодействия, состоящего из демонстрации своих намерений, интерпретации намерений и действий противоположной стороны, реакции на эти действия.
Термином "субъект управления" обозначают того или тех, кто принимает управленческие решения, пытается реализовать их на практике, оказывая воздействие на тех, от кого зависит достижение поставленных им целей. Достижение политических целей всегда требует коллективных усилий. Нельзя рассчитывать на успех в избирательной кампании, на обеспечение лидерских позиций, на получение возможностей влиять на настроения и поведение людей, действуя в одиночку. Поэтому в качестве субъекта политического управления всегда выступают организованные группы.
Любой потенциально возможный объект политико-технологического управления можно условно представить в виде пяти слоев, различающихся по степени поддержки субъекта управления.
1. Активно поддерживающие, т. е. люди, которые в силу ряда причин осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъектом управления, поддерживать его действия, посильно помогать. Это или твердый электорат партии, который при любых условиях проголосует за ее кандидатов, или преданные сторонники политического лидера, поддерживающие все его действия, или законодатели, тесно связанные особыми интересами с лоббистской группой.
2.Пассивно поддерживающие, т. е. люди, сочувствующие субъекту управления, но не ведущие активных самостоятельных действий в его поддержку.
3.Занимающие нейтральную позицию, т. е. люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к лидерам или партиям, слабо информированные о целях субъектов политики, полностью погруженные в свои личные проблемы.
4.Настроенные недоверчиво, т. е. люди, либо симпатизирующие другим политическим партиям и лидерам, либо с предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности государственных и политических деятелей.
5.Враждебно настроенные, т. е. люди, сделавшие свой политический выбор и превратившиеся в активных сторонников других политических лидеров и политических партий.
Любое взаимодействие предполагает активность и субъекта, и объекта процесса. Эта активность может проявиться в действиях, а может протекать на уровне мыслительных процессов, эмоциональных переживаний. Каждое взаимодействие по-своему уникально и вряд ли может быть полностью восстановлено в иной ситуации и в другое время. Однако в основе любого взаимодействия лежат некоторые общие процессы, знание которых может помочь субъекту управления приближаться к поставленным целям наиболее эффективным путем.
1. Люди, вступающие во взаимодействие в роли субъекта и объекта, должны обладать мотивацией. Только наличие мотивации делает человека потенциально готовым к взаимодействию. Процессы мотивации — это внутриличностные, психические процессы, ведущие к появлению мотивов, которые побуждают индивидов включаться в политико-технологический процесс, занимая в нем либо ведущие, лидирующие позиции, либо играя роль ведомого, управляемого объекта.
Взаимодействие — это всегда обмен информацией, т.е. своеобразный коммуникационный процесс. Нельзя побудить или принудить индивида к политическому действию без передачи соответствующей информации. Процессы коммуникации — это обмен информацией между участниками взаимодействия, их сигналы о своих намерениях, симпатиях и антипатиях, о понимании действий. Нарушение коммуникации ведет к негативной реакции участников взаимодействия, снижает эффект управления.
2. Взаимодействующие в социуме индивиды стремятся к структурированию своих отношений. Процессы структуризации — это создание относительно устойчивых, поддающихся прогнозированию, отношений между субъектом и объектом управления, это принятие обоими участниками взаимодействия общих правил игры.
Итак, в основе взаимодействия субъекта и объекта управления лежат три группы процессов. Мотивационные процессы указывают на наличие или отсутствие потенциальной внутренней готовности, предрасположенности к политическому взаимодействию. Коммуникационные процессы позволяют актуализировать необходимые для данного случая мотивы путем распространения информации, вызывающей в сознании людей образы ситуаций, требующих от них определенного реагирования. Процессы структуризации ведут к закреплению определенных моделей взаимодействия, делают возможным их воспроизводство без дополнительных усилий в новой ситуации.
2. Анализ ситуации как основа политических технологий
Как уже говорилось, под политическими технологиями понимаются совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для воздействия на людей с целью достижения политических целей. Среди распространенных политических технологий:
- выборные технологии;
- технологии создания политического имиджа;
- технологии управления политическими конфликтами;
- технологии оценки соотношения политических сил и оппозиции;
- политическое консультирование;
- мониторинги социально-политической ситуации;
- организация и проведение РК-кампаний;
- технологии формирования общественного мнения;
- технологии лоббирования законопроектов.
Считается, что эффективность политического менеджмента напрямую зависит от того, сможет ли управляющий субъект получить достоверную, достаточно полную информацию об объекте своего воздействия. Понимание важности информации нередко толкает политических технологов в крайность. Они стремятся собрать огромный массив информации, который затем в значительной своей части оказывается невостребованным. Как избежать этой ошибки? Для этого необходимо вести направленный поиск информации, подчиняя его решению важной методологической задачи — аналитическому конструированию ситуации.
Ситуация всегда конкретна, она включает ожидания, настроения, интересы людей, живущих в определенном месте и в конкретное время. Ситуация всегда уникальна, неповторима. Подвижность, изменчивость ситуации составляет главную проблему для политических технологов, которым каждый раз необходимо заново ее исследовать, изучать. Эффективный способ отслеживать ситуацию, "держать руку на пульсе" — вести мониторинг.
Вопрос о необходимости мониторинга за состоянием общества активно и давно обсуждается в социальных и управленческих науках, предлагаются различные модели и схемы проведения мониторинга. Большинство авторов считают, что сердцевиной этой системы должны быть социологические исследования, направленные на отслеживание социального самочувствия граждан, их социальных установок и ориентации, отно-
шения к органам власти, удовлетворенности качеством государственных и социальных услуг. Такая информация позволяет оперативно реагировать на изменения в обществе, учитывать состояние общественного мнения при тактическом и стратегическом планировании, эффективно контролировать исполнение социально-экономических планов и программ.
Сбор информации при аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов. Эмпирия (греч. етреггга — опыт) — это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные. Эмпирические методы принято подразделять на количественные ("жесткие") и качественные ("мягкие"). К первым относятся наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ; ко вторым — глубинные интервью, работа с фокус-группами.
Метод наблюдения — это направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются (например, наблюдение в ходе избирательной кампа-' нии за действиями соперников). Научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости событий, определять их характер.
Анкетный опрос позволяет узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения.
Контент-анализ — числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Метод позволяет выявить, какая информация по определенной тематике и в каком объеме содержится в газетах, на плакатах, в заявлениях политика, отражают ли эти документы состояние общественного мнения. Метод хорош, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной организации или лидера.
Глубинное интервью — это опрос, когда исследователь непосредственно беседует с респондентом, предлагая последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. Политтехнологи прибегают к этому способу при подготовке анкетного опроса или в условиях, когда нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос.
Метод фокус-группы или групповой дискуссии используется для выявления отношения различных групп к тому или иному событию, лицу. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные на основе обоснованной выборки.
Аналитическое конструирование ситуации — необходимое условие для принятия решений. Только зная реальные настроения людей, их установки, ценностные ориентации, стереотипы, можно влиять на мотивацию и поведение этих людей. Знание о ситуации является главным ресурсом субъекта управления. Широко известна поговорка: "Кто имеет информацию — тот владеет ситуацией".
В качестве примера посмотрим, как можно провести анализ ситуации в избирательной кампании по выборам мэра города. Выборную кампанию кандидата технологически принято делить на два этапа: первый — до разработки предвыборной стратегии, второй включает разработку стратегии и ее реализацию.
Первый этап реализуется исключительно силами привлекаемой социологической службы. Его главной целью является сбор необходимой фоновой социальной информации о городе. Конечный успех кампании не в последнюю очередь зависит от того, насколько точными и объективными были данные, полученные аналитическим центром на первом этапе.
Нередко первый этап реализуется силами самих политических консультантов или к нему привлекаются социологи, чьи услуги имеют в глазах клиента финансовые преимущества. Такой подход подразумевает создание импровизированных бригад интервьюеров, он опасен тем, что, как правило, это непрофессиональная, плохо структурированная команда, которую трудно контролировать. Наименее эффективными интервьюерами являются столь часто привлекаемые к опросам студенты.
Оптимально, если этим делом заняты специалисты, обязательным критерием участия в такой команде является опыт участия интервьюеров в 5-6 исследованиях. Недопустима ситуация, когда интервьюер пытается навязать респонденту свою точку зрения, "подсказать" ответ. Особое внимание следует обратить на разработку анкеты, она обязательно должна осуществляться специалистами-социологами, владеющими специальной технологией построения анкет и шкалами для минимизации субъективного воздействия. Известно, к примеру, что вопросы особенной важности и сложности необходимо помещать в середину анкеты. Шкалы при этом используются в соответствии со статистическими программами обработки данных, чтобы избежать проблем на этапе анализа. Исключительное значение имеет и профессионализм в построении репрезентативной выборки.
Итак, на первом этапе предвыборной кампании единый центр осуществляет следующие виды работ.
- Сбор фоновой социальной информации в городе, определение электоральных настроений в отдельных его округах.
- Выяснение иррациональных факторов, определяющих психологический настрой избирателей.
- Анализ ожиданий электората.
- Измерение рейтинга текущей известности кандидата и его основных конкурентов.
- Оценка восприятия кандидата электоратом.
- Анализ текущего имиджа кандидата.
- Выявление возможных "целевых групп" воздействия.
- Сегментация электората в рамках муниципального образования.
- Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.
Во время проведения исследований первого этапа используются как количественные, так и качественные методы, однако предпочтение отдается количественным, потому что практика установила их максимальную эффективность в условиях временного цейтнота предварительной диагностики.
Основными задачами политических консультантов на этапе разработки и реализации выборной кампании являются:
- Разработка модели выборной кампании кандидата в соответствии с официальными периодами избирательной кампании.
- Координация деятельности консультантов.
- Коррекция имиджа кандидата в соответствии с базовыми ценностями и ожиданиями электората города.
- Психологическое сопровождение кандидата: коммуникация, речь, невербальная коммуникация, стиль.
- Работа со средствами массовой информации в соответствии с медиаконцепцией и медиапланом.
- Создание позитивных информационных поводов, связанных с кандидатом.
- Разработка и запуск политической рекламы кандидата.
- Разработка и распространение всей полиграфической продукции.
- Организация встреч с избирателями по намеченному плану.
- Определение круга "реальных дел", которые должны выполняться кандидатом во время кампании.
- Отслеживание деятельности конкурентов и ее эффективности.
- Организация контрпропагандистских мероприятий.
- Оперативное реагирование на все возможные неожиданные ситуации.
На втором этапе социологическая служба контролирует эффективность хода кампании, оценивает деятельность отдельных мероприятий, оценивает кампании основных конкурентов, что дает возможность избирательному штабу оперативно реагировать на происходящие события. Это значит, что из второстепенного по важности и нерегулярно используемого инструмента социологические исследования становятся интегрированной частью предвыборной кампании, активно задействованной на всех стадиях ее планирования и осуществления. Именно такой подход признан мировой практикой политического консультирования как наиболее результативный.
3. Выборные технологии
Мнения и взгляды избирателей формируются и изменяются под воздействием текущих событий политической жизни страны в промежутке между одними и другими выборами. Представителям элиты и претендентам на вхождение в нее приходится задумываться о собственном политическом будущем задолго до момента выборов; зачастую новая избирательная кампания начинается сразу с момента окончания предыдущей. Выборы на различных уровнях становятся повседневным событием, центральным действием в общественной жизни муниципальных образований, областей и страны в целом. От выборных технологий, их эффективности применения во многом зависит характер избирательного процесса, его ход и результаты выборов.
К числу определяющих тенденций выборных технологий мы относим:
- комплексный подход к проведению избирательных кампаний, сочетающий административные методы с партийным и политтехнологическим воздействием;
- переход на график "непрерывной" рекламной кампании;
- формирование целостных мифологий политических лидеров и движений, определяющих стратегию и тактику выборных кампаний;
- сочетание методов прямой работы с избирателями с технологиями "паблик рилейшнз".
Каждый кандидат после принятия решения баллотироваться на выборах начинает заниматься созданием выборного штаба. Кандидаты создают штабы, которые могут отличаться друг от друга большей или меньшей централизацией, принципами распоряжения финансами, разделением ответственности. На практике в большинстве случаев к работе в штабе привлекаются родственники, друзья, подчиненные или просто "крепкие хозяйственники". Кандидаты руководствуются логикой типа "я знаю его давно и доверяю только ему" или просто в целях экономии денежных средств прибегают к услугам работников из числа знакомых. На практике четких представлений о том, чем они должны заниматься и как это делать, они не имеют. Такие "организаторы штабов" понятия не имеют, зачем вообще нужна эта структура, какие у нее функции, и уж тем более не знают, какие технологии существуют для выполнения конкретных заданий.
В качестве примера приведем перечень должностей в одном из выборных штабов с перечислением их функций:
Начальник регионального штаба: осуществляет общее руководство работой регионального штаба; утверждает планы работы заместителей начальника регионального штаба; осуществляет взаимодействие между региональным штабом и Центральным избирательным штабом; организует взаимодействие с региональным молодежным штабом; руководит работой аналитической группы; контролирует исполнение плана избирательной кампании.
Первый заместитель начальника регионального штаба: исполняет обязанности начальника регионального штаба в его отсутствие; руководит работой местных избирательных штабов; руководит реализацией проекта партийной мобилизации.
Заместитель начальника регионального штаба: координирует работу с руководителями муниципальных образований в целях поддержки местных штабов; координирует работу со структурами, представительствами федеральных органов власти.
Заместитель начальника регионального штаба по сетевой работе: обеспечивает методическую помощь местным штабам; организует обучение актива партии; организует массовые мероприятия; организует работу мобильных групп; формирует и организует работу полевой структуры.
Заместитель начальника регионального штаба по агитационной работе: организует работу со средствами массовой информации; разрабатывает план-график пропагандистских акций, выпуск агитационных материалов; организует разработку агитационно-пропагандистских материалов; организует брифинги, пресс-конференции, выступление доверенных лиц.
Заместитель начальника регионального штаба по адресной работе: руководит проектом "Депутатский актив"; организует реализацию адресных проектов; координирует деятельность общественных приемных.
Заместитель начальника регионального штаба: организует взаимодействие с областной избирательной комиссией; организует работу с референтными лицами; организует работу со сторонниками партии; реализует план совместных действий с общественными организациями".
Основной принцип, по которому должен формироваться состав небольшого выборного штаба, — соответствие структуры информационным потокам. Под информационными потоками в среде политтехнологов принято понимать способы, которыми можно донести информацию до глаз, ушей, мозгов избирателей. Таких потоков в стандартной ситуации не так много, и если принято решение агитировать избирателей на улице, то должны быть наняты люди именно для этих целей в нужном количестве. Если решено агитировать по принципу "от двери к двери", на работу принимаются люди соответствующей квалификации и психологическими характеристиками, с объяснением им их функций.
Деньги — это, пожалуй, самый важный ресурс для избирательной кампании. На одной известности и "любви народа" выборы не выиграть. В последнее время налицо тенденции многократного удорожания кампаний. Но даже когда деньги найдены, для достижения результата необходимо грамотно распорядиться средствами. Зачастую бывает, что выборы выигрывают кандидаты с более скромными бюджетами, чем их поверженные соперники.
Среди статей расходов есть "обязательные" (т. е. статьи, которые обязательно должны войти в отчет для избиркома), которые необходимо оплачивать полностью, например изготовление и размещение агитационных материалов. Есть расходы, которые обязательно должны быть, но цены на которые "варьируются": оплата сбора подписей, аренда штабного помещения (хотя штабом может быть квартира кандидата), печать продукции в типографиях, оплата агитаторам за доставку листовок избирателям и т.п. А есть и такие расходы, которые могут и не пройти официально: оплата работы сотрудников штаба (работали на общественных началах), "джинса" (скрытая реклама в СМИ), офисные расходы (бумагу оплатили, но компьютер кандидат принес свой) и т.п.
В общем случае расходы на выборную кампанию могут состоять из следующих пунктов:
1. Гонорар политических менеджеров и консультантов. Так, нужен руководитель кампании, начальник штаба, главный консультант, "печатник" (работа с типографиями), "смишник" (работа со СМИ) — это ключевые должности. Как говорится, возможны варианты.
2. Оплата труда работников штаба. Сюда входят расходы на распространение печатной продукции и другие, зависящие от размера избирательного фонда и кошелька кандидата. Сюда же плюсуем райтеров, дизайнеров и прочий "креатив", хотя дизайнера можно не нанимать, а использовать типографского.
3. "Непроизводственные" расходы, сумма которых мало зависит от объема и технологий агитации. Орграсходы — аренда офисов под штабы, закупка канцелярских принадлежностей. Транспортные расходы. Связь. Командировочные расходы.
4. Дополнительные расходы, точнее дополнительные проекты, такие как тренинги для агитаторов, специальные акции, приглашение столичных звезд в поддержку и т.п.
5. Непредвиденные расходы. Те расходы, которые невозможно предусмотреть, но необходимо предвидеть. Это могут быть ответные акции на действия соперников, восстановление наружной рекламы, испорченной недоброжелателями и т.п. Как правило, резервный фонд на непредвиденные расходы составляет процентов десять от сметы кампании.
При обсуждении финансирования выборных кампаний вспоминается сюжет сказки Андерсена "Новое платье короля": "Обманщики поставили два ткацких станка и ну показывать, будто работают, а у самих на станках ровнехонько ничего нет. Не церемонясь, потребовали они тончайшего шелку и чистейшего золота, прикарманили все и продолжали работать на пустых станках до поздней ночи... Король разделся, и обманщики сделали вид, будто надевают на него одну часть новой одежды за другой".
Уже появилось много практических методов, позволяющих с известной долей вероятности оценить эффективность избирательных технологий и даже рассчитать "результативность вложений". Приведем пример подобных расчетов: охват избирателей мероприятиями. Так, считается, что кандидат может провести в день пять встреч по сто человек на каждой, за 30 дней это дает 100 х 5 х 30 = 15 000 человек. Берем эффект от встречи равным 50% (коэффициент 0,5), умножаем на "коэффициент распространения на друзей и родственников" = 1,2, применяем "коэффициент забывания" = 0,7, и умножаем на "коэффициент явки" = 0,3. Формула готова: 15 000 х 0,5 х 1,2 х 0,7 х 0,3 = 1890 человек. То есть кандидат за счет личных встреч может обеспечить себе две тысячи голосующих за него.
Существенным ресурсом, напрямую влияющим на стоимость кампании и вероятность победы, является временной фактор. Во-первых, это связано с законодательством, согласно которому зарегистрированный кандидат имеет ограничения в выборных действиях, но до регистрации у него "развязаны руки". Во-вторых, наличие запаса времени позволяет с меньшими затратами и "мягко" знакомить кандидата с его избирателем, не рискуя перенасытить его внимание в агитационный период. Называются разные сроки начала неофициальной выборной кампании — от 9 месяцев до года.
В современной практике имеется масса выборных технологий. В этом деле нельзя обойти молчанием технологии со знаком минус, антитехнологии, "грязные технологии". Применительно к выборным технологиям следует поговорить о фальсификации выборов.
Фальсификация выборов представляет собой действия, направленные на нарушение порядка, предусмотренного для получения и заполнения избирательных бюллетеней; процедуры, предусмотренной для подсчета и утверждения результатов голосования. Большинство случаев фальсификации выборов происходят в связи со стремлением незаконным путем получить пост в органах власти. Фальсификация наиболее часто происходит там, где выступают относительно равные по силе политические фракции и там, где многое зависит от того, кто займет данную выборную должность.
1) Фальсификация выборов без вовлечения избирателей. К данной категории относятся случаи фальсификации, когда без использования избирателей применяется заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями и голосование "мертвых душ". Как правило, такие преступления совершаются следующим образом.
- Внесение фиктивных имен в списки избирателей — такие "мертвые души" позволяют получить подложные бюллетени, которые затем могут быть брошены в избирательные ящики. Кроме того, могут вноситься данные об умерших людях.
- Использование фиктивных бюллетеней за не проголосовавших лиц.
- Подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата.
- Порча бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата. Сейчас графы "против всех" нет, поэтому бюллетень с галочками напротив фамилий двух кандидатов считается просто недействительным.
- Перестановка результатов голосования, когда голоса, полученные кандидатом А, приписываются кандидату Б. Голоса же, полученные кандидатом Б, регистрируются как полученные кандидатом А.
- Подмена некоторого числа бюллетеней бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата.
- Изъятие бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата.
- "Виртуальные" нарушения, когда в итоговый протокол заносятся такие цифры голосовавших за кандидатов, какие кажутся желательными членам избирательных комиссий.
2) Фальсификация выборов с участием избирателей.
- Покупка голосов.
- "Миграционное голосование" (т. е. избиратель, меняющий место жительства).
- Оказание "помощи" избирателю, когда желания избирателей игнорируются и не учитываются.
- "Карусель" — люди выносят с участка чистый бюллетень, другие люди его заполняют, передают следующему "обработанному", тот бросает его в урну, выносит чистый — и так по кругу.
- Голосование по паспортным данным. Если избирательным комиссиям известны не только ФИО и адреса избирателей, но и их паспортные данные, не исключено, что недобросовестные члены комиссий смогут внести в список за не пришедших на участок избирателей их данные, взять бюллетень и проголосовать.
- Выездное голосование на дому (если в нем не принимают участия наблюдатели). Рассчитано на инвалидов и пожилых людей с плохим зрением и слухом. Им можно услужливо подсказать, где поставить галочку (хотя законом это запрещено).
К сожалению, фальсификации на выборах еще не редки, поэтому сегодня актуально стоит вопрос о средствах защиты против фальсификаций. Также огромную роль играет введенная демократическая процедура формирования составов избирательных комиссий. Избирательная комиссия должна состоять из представителей партий, представленных в законодательном органе субъекта Федерации по одному от каждой партии. Данная норма позволяет обеспечить "систему сдержек и противовесов" внутри избирательной комиссии. Необходима грамотная работа наблюдателей, при необходимости имеющих право потребовать пересчета голосов. Пожалуй, наблюдатели — наиболее действенный способ сокращения фальсификаций.
Политические технологии постоянно совершенствуются. Этот процесс можно сравнить с тем, как увеличение мощи артиллерии ведет к увеличению толщины броневой защиты, что имеет свои пределы как для одной, так и для другой стороны. На замену оружию массового поражения пришло высокоточное оружие. В нашей стране "суверенной демократии" политические технологии также стали носить характер более локальный, выборочный. Все чаще объектами политического менеджмента и политических технологий становятся отдельные слои и группы населения. Фактически происходит процесс выбора целевых групп, которые становятся главными "мишенями" информационной политики субъекта политического менеджмента.