Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти – это любые средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших компонентов власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Первоначальная значимость ресурсов в осуществлении власти отражена в теории «социального обмена».Согласно этой теории в основе власти лежит неравномерное распределение ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов. Тем самым они подпадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных агентов (субъект – объект власти).
Ресурсы власти так же многообразны, как многообразны средства удовлетворения потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, они делятся на утилитарные, принудительныеинормативные.
Утилитарные ресурсы– это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).
В качестве принудительных ресурсовобычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатываютресурсы утилитарные, Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсывключают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них – на поведение людей, то третий ресурс – с влиянием непосредственно на сознание человека.
Другая классификация ресурсов власти базируется на соответствии их важнейшим сферам жизнедеятельности и выделяет экономические, социальные, политико-силовыеикультурно-информационные ресурсы.
Экономические ресурсы– это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.д.
Социальные ресурсы –это способность повышения или (понижения) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они включают в себя должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др. Социальные ресурсы часто совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем, характеризуют и социальный статус – социальный ресурс.
Культурно-информационные ресурсы– это знания и информация, а также средства массовой информации (СМИ) и др.
Политико-силовые ресурсы– это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества.
Различные ресурсы власти применяются ее субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени все названные мною ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты и делает реальностью четвертый компонент – процесс власти, который характеризуется, прежде всего, способом и механизмом властвования.
Способы властвованиямогут быть различными: демократическими(власть осуществляется при участии исполнителей ее решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона),деспотическими(всевластие, произвол и опора на насилие), либеральными (уважение свободы личности, ее фундаментальных прав) и другими.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности.Применительно к такому сложному социальному субъекту как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом, которые будут рассмотрены нами в последующих темах.
При анализе политической власти в политологии принята ее классификация, основывающаяся на особенностях различия элементов власти – субъекта, объекта, ресурсов. Так, в зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейнуюи т.п. Можно классифицировать власть по функциям ее органов, например, законодательная, исполнительная и судебнаявласти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти – демократическая, авторитарнаяи т.п. власти.
Особенно содержательной классификацией власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную.
Политическая власть характеризуется следующими отличительными признаками.
1) легальностьв ее использовании;
2) верховенство, обязательность решений для всякой инрой власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной (частной), личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричность, наличие одного центра решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
5) многообразие ресурсов. Политическая власть, особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии, однако важнейшей среди них является экономическая власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену в денежном выражении, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии– прямого политического правления небольшой группы богатеев.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект– усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.