Виды, формы, ресурсы и основания власти.

Типы политической власти:

По функциям органов власти:

· Законодательная (принимает законы)

· Исполнительные (осуществляет эти законы)

· Судебная (правосудие)

По социальным механизмам осуществления:

· Авторитарная

· Тоталитаризм

· Демократия

· Олигархия

По способу организации:

· Монархическая

· Республиканская

По степени институционализации:

· Правительственная

· Городская (муниципальная)

· Районная

· Местная

По правовому признаку

· Законная

· Незаконная

С точки зрения признания обществом

· Легитимная

· Нелегитимная

Формы государственной власти:

· Господство - общество делятся на управляемых и управляющих

· Руководство – принятие важных решений для всех, принятие программ, решений, этим занимается небольшая группа людей.

· Управление – исполнение утвержденных планов, программ, повседневная функция

· Организация – согласованные действия отдельных государственных институтов

· Контроль – государство наблюдает за тем, как исполняются законы, правила, нормы.

Очень важно наличие определенных ресурсов. Ресурсы власти – это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Типы ресурсов:

1. Утилитарные ресурсы (полезные). Предоставление материальных социальны благ: деньги, земля, ископаемые, социальный статус, жизнь, здоровье человека.

2. Нормативные (статусные) ресурсы – подчинение статусу.

3. Силовые ресурсы – власть использует силу, насилие, возможны наказания.

Ресурсы могут использоваться в комплексе.

Мотивы подчинения:

· Страх (за здоровье, имущество, перед наказанием)

· Привычка повиновения (в традиционном обществе)

· Личный интерес, выгода (в добровольном выполнении поручения органа власти)

· По убеждению (из религиозных, нравственных побуждений)

· Из-за авторитета (органа власти, политического лидера)

Чтобы возникла власть нужно:

1. Не менее 2 субъектов

2. Приказ

3. Определенные правила

4. Повиновение

Легальность и легитимность.

легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Наши рекомендации