Раздел III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1. О смысле понятия «политический процесс». Основные характеристики политического процесса.
2. Типы политических процессов.
1. О смысле понятия «политический процесс». Основные характеристики политического процесса. Смысл, актуальность и место данной темы лекции в курсе политологии раскрывается в общем контексте знаний о том, что:
- политика есть деятельность и взаимодействие различных и разноуровневых социальных субъектов по поводу обретения, распределения, удержания и использования государственной власти;
- политическая деятельность всех ее субъектов осуществляется в рамках и под влиянием исторически сложившегося типа политической системы общества.
В контексте данных определений ясно, что изучение политики и политических систем необходимо предполагает изучение их динамики, т.е. знания особенностей политических систем в их движении. Считается правомерным разделять политическую теорию на две части:
1. Теория порядка, которая охватывает постоянные величины в мире политики.
2. Теория процесса, изменений движений этих величин.
С этой точки зрения динамику политических систем определяют понятием «политический процесс», которое в свою очередь обозначает совокупность действий всех субъектов политических отношений, связанных с возникновением, функционированием, воспроизводством и развитием политической системы общества. Или иначе: политический процесс – этовзаимодействиебольших и малых социальных групп, государственных институтов, государства и общества, политических партий, политических элит и политических лидеровпо поводу распределения и использования политической власти.
В этом контексте, возвращаясь к содержанию понятия «политический процесс», нетрудно заметить, что его основными моментами являются:
1) возникновение, конституирование политической системы и обретения ею легитимности;
2)воспроизводство компонентов и особенностей политической системы на основе ее стабильного функционирования и преемственности;
3)развитие политической системы, т.е. качественное преобразование, обновление ее политических институтов и функций;
Первая фаза политического процесса имеет моменты одноразовости и постоянства.
Одноразовость – это момент возникновения политической системы, момент практического воплощения воли субъектов политической деятельности, создающих данную систему. Это действие происходит или на основе политических революций, в ходе которых старая политическая система разрушается и создаётся новая, или же посредством политических реформ, с целью адаптации существующей политической системы к изменяющимся условиям.
Но в каких бы формах не проявлялась первая фаза политического процесса, смысл её один: создание в ходе политической борьбы качественно новой государственности, обновленной политической системы в целом.
Фаза конституирования политической системы не исчерпывается моментом её возникновения. Эта фаза политического процесса включает в себя и действия по выражению признания, одобрению и поддержке возникшей политической системы со стороны общества, т.е. то, что в политологии называется легитимностью.
Конституирование политической системы – первая стадия политического процесса – является предпосылкой всех его последующих фаз развития.
Возникнув и получив поддержку со стороны общества, политическая система вступает во вторую стадию политического процесса – стадию воспроизводства. Здесь деятельность субъектов политики имеет в своей основе воспроизведение всех установившихся элементов и признаков политической системы:
- воссоздаются её институты, нормы политических отношений, ценности, господствующая идеология, политические позиции и роли, политический режим в целом.
Здесь политическая система повторяет, сохраняет и укрепляет саму себя. То есть главной особенностью стадии воспроизводства является преемственностьв развитии политической системы.
Главными факторами, которые обеспечивают данный момент политического процесса, являются:
- постоянно действующие основы конституционного строя и политических процедур каждой данной политической системы;
- господствующий в обществе тип политической культуры;
- исторически сложившийся тип политического режима.
Однако, преемственность в политическом процессе, стадия воспроизводства политической системы – это не механическое копирование когда-то сложившихся состояний политической системы и её элементов.
Вместе с моментом повторения здесь неизбежно обновление, перемены и изменение тех или иных сторон политической системы.
Иначе говоря, развитие политического процесса осуществляется не по кругу, а по спирали, винтовой лестнице, ведущей вверх – к прогрессу или вниз – к упадку.
Важнейшей составной частью всех политических процессов является деятельность субъектов по разработке, принятию и исполнению политических решений.
В данном случае, политическое решение– это выбор и обоснование организованными субъектами политических отношений определенного проекта действий, направленных на реализацию собственных интересов.
Или иначе – это осуществляемый коллективно или индивидуально процесс определения задач и целей политических действий, этапов, способов и ресурсов их достижения.
Политические решения различаются по многим критериям, в том числе:
1)по статусу и уровню органов государственной власти – республиканские, областные, городские, районные;
2)по институциональному характеру субъектов, принимающих реше- ния – государственные или партийные;
3)по характеру целей и задач, которым подчинены решения – стратегические или оперативно-тактические;
4)по методам принятия решений в научной литературе выделяют три главных: рационально-универсальный метод; метод «ветвей» и смешанный.
Первый метод предполагает рациональное определение главной проблемы, «основного звена», и выбор путей ее решения. Это своего рода идеальный план решения, результат теоретически правильного мышления.
Главное достоинство этого метода состоит в том, что если решение реализовано, то тем самым поставленная задача решается полностью и радикально.
А недостаток точно определен пословицей – «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Поэтому в реальной политике чаще применяется метод ветвей, смысл которого состоит в принятии частичных решений, направленных на улучшение ситуации, постепенное решение проблемы. При этом выбирается не оптимальный, а приемлемый и реально исполнимый для субъекта политики вариант решения, руководствуясь принципом «Конечная цель – ничто, движение - всё».
Смешанный метод предполагает соединение достоинств и преодоление недостатков рационального и «ветвистого» методов принятия решений.
Ясно, что существенным элементом, важнейшей составной частью политического процесса является практическое осуществление принятых решений, умение субъектов политической власти организовать энергию масс на их исполнение и, одновременно, способность нейтрализовать или существенно ограничить деятельность своих политических конкурентов и оппонентов.
Это умение и способности во многом зависят от тех ресурсов властного влияния, которыми располагают субъекты политического процесса.
Как правило, здесь относительно большим объемом и набором ресурсов влияния располагает правящая политическая элита или, иначе говоря, органы государственной власти, правящая политическая партия.
Многообразие процессов принятия и исполнения политических решений в политологии характеризуется следующими основными типами: популизм, элитарность, радикализм, демократичность.
Популизм как совокупность методов политической деятельности предполагает прямое обращение к простому народу, опору на массовые настроения, социальную демагогию.
Популистские методы нацелены на упрощение ситуации, им присуща понятная и одобряемая массами грубость, показная крутость и жестокость. Они сочетаются с лестью, обращенной к массам в виде формул: «крестьяне – вы наши кормильцы, без вас мы пропадем; студенты – это будущая элита нашей страны» и т.п. Это сочетание грубости, жестокости, лести и душевности можно выразить призывом: «Братья и сестры, будем мочить в сортирах».
Элитарностькак тип принятия и исполнения политических решений характеризуется исключением сколько-нибудь значительного участия граждан в политическом процессе. Здесь гражданам отводится роль послушных, безропотных исполнителей.
Радикализм в политическом процессе означает такие решения и методы их реализации, которые предполагают коренное изменение существующей политической системы и применение крайних, экстремальных мер, которые, как правило, связаны с насилием, политическими репрессиями, террором, нетерпимостью и склонностью к якобы простым решениям, крайним мерам по принципу: « Уж если зло пресечь, то надо собрать все книги, да и сжечь».
Политика радикализма редко когда несет гражданский мир и улучшение жизни, чаще с нею связано нарастание политической конфликтности с ухудшением положения дел во всех сферах жизни общества.
Демократичность политических решений и методов их реализации предполагает ориентацию на реальные потребности граждан, учет их конституционных прав и свобод, что обязывает не только реализацию воли большинства, но и строгое соблюдение неотъемлемых прав меньшинства.
Демократичность политических решений предполагает также гласность, свободу слова, строгое соблюдение правил политических выборов, принципов разделения властей, активное взаимотерпимое взаимодействие государства и гражданского общества. Демократический метод принятия политических решений также имеет свои недостатки, но ничего лучшего человечество еще не придумало.
Определяя типы политических решений, необходимо видеть, что в политическом процессе демократичность легко переплетается с популизмом, элитарность с радикализмом и т.д.
Составной частью процесса принятия и исполнения политических решений является контроль за их исполнением, оценки их эффективности и коррекция политических действий на этой основе.
2. Типы политического процесса.Характеристика политического процесса дополняется определением и знаниями их типов.
По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические.
По характеру преобразования государства выделяют:
Революционные и эволюционные политические процессы.
В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладание насилия при их реализации.
Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивость процедур и институтов принятия решений; преобладание в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса терпимости к инакомыслию и обязательное наличие института политической оппозиции.
Различают также открытый и закрытыйполитические процессы.
Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.
Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.
В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.
Это так потому, что всегда рядом с запланированным результатом обязательно возникает нечто непредвиденное, не планируемое. Лучшим прогнозом в этом контексте является формула: «хотим как лучше, а получается как всегда». Дело также в том, что в политическом процессе существует множество переменных величин, возникновение и поведение которых не поддается учету, прогнозированию. К тому же в политике есть закономерность, что если существуют два или более способов сделать что-либо, и при этом использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь (рано или поздно) изберет именно этот способ.
Тема 11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
1. Природа и функции политических элит и лидеров.
2. Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты.
3. Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров.
1. Природа и функции политических элит и лидеров. Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С XVII века он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала XX века, то есть до появления работ В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941), Р. Михельса (1876-1936).
Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.
Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:
- Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);
- Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);
- Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);
- Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);
- Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);
- Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);
Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».
Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.
Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:
1. Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2. Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;
3. Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;
4. Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;
5. Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;
6. Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;
Итальянский исследователь Г. Моска считал, что элита представляет собой сплоченное меньшинство, которое монополизирует власть и осуществляет все политические функции. Способность меньшинства к организации обеспечивает ему власть. Сплоченность меньшинства обеспечивается собственностью, образованием, происхождением и т.д.
Преимуществами политической элиты являются широкие каналы связи и информации, что позволяет четко и оперативно принимать и реализовывать решения. Отсутствие отмеченных качеств у большинства лишает его возможности самоорганизации и ставит это большинство в положение управляемого.
Таким образом, политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.
Функции политической элиты имеют высшее значение для всего общества и наиболее существенными из них являются следующие:
1.Изучение, анализ и артикуляция интересов определенных социальных общностей: классов, групп, слоев, наций и т.д.
2. Отражение социальных интересов в политических установках (идеалах, выступлениях, обращениях) с целью интеграции общества;
3. Выработка политической программы, доктрины с определенной политической стратегией и тактикой;
4. Определение ресурсов, путей и способов укрепления (либо свержения) существующей политической системы;
5. Идеологическое обеспечение идеалов, ценностей, моделей политического поведения с целью достижения общественного согласия;
6. Создание государственного механизма воплощения политических программ и решений путем назначения кадрового аппарата органов управления, выдвижения из своей среды политических лидеров и их продвижение на высшие государственные посты, корректировки политической системы;
Таким образом, более кратко существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.
В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:
1) По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и не правящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Не правящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.
В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:
- Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;
- Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;
- Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;
- Интегрированность и представительность;
- Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;
- Смена у власти в результате конкурентной борьбы;
2) По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К этой относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений. Однако в современных условиях правящей элите сложно выдерживать показатели однородности и интегрированности. Специализация управления привела к усилению роли функциональных субэлит – менеджеров, интеллектуалов, различных групп давления, которые в конкретных вопросах принятия политических решений разбираются лучше правящей элиты.
3) По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.
4) По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.
5) По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.
Таким образом, подчеркивая важность и значение политической элиты, следует указать те особенности, которые выступают ее неотъемлемыми качественными характеристиками.
- Универсальность и обязательность для всего общества принимаемых политической элитой решений;
- Обособленность от общества и привилегированное положение политической элиты, особенно высшей, в силу выполняемых функций;
- Нетерпимость к конкуренции и постоянная борьба за власть в зависимости от степени интегрированности и способов рекрутирования элиты;
- Стремление к неподконтрольности обществу в силу действия закона «олигархических тенденций»;
- Обладание практически всеми ресурсами государственной власти и использования их с целью господства и управления;