Понятие, структура и функции полит. системы общества. Сущность преобразования российской полит. системы
Прежде чем перейти к раскрытию содержания понятия «политическая система», выделим основные признаки термина «система» как таковая. Во-первых, система подразумевает определенную целостность, обладающую структурным строением. Во-вторых, в системе имеют место регулярно повторяющиеся процессы. В-третьих, элементы системы находятся во взаимозависимости: изменение одного из них не остается без последствий для системы в целом. Политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрения. Данное понятие показывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на государственном и негосударственном уровне. След-но, полит. система общ-ва называют целостную, упорядоченную на основе права и иных соц.норм совокупность полит. институтов (гос.органов, полит.партий,обществ-организ), в рамках кот.происходит полит жизнь общ-ва и осуществляется полит власть. Само понятие «полит.система» раскрывает механизм регул-я полит.процессов, форми-я и функции-я полит.власти. Полит.система – это механизм организации и реализации полит.дея-ти. Любая система общ-ва, в том чиле и полит., являет собой целостное, упорядоченное мн-во элементов, взаимодействие которых порождает новое кач-во, не присущее ее частям. Категория «полит.система» позволяет более четко осознать полит интересы классов, соц.групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы полит.явлений. Полит.система в силу ее специфики регулирует производство и распределение благ м/у соц.общностями на основе использ-я гос.власти, участия в ней, борьбы за нее. Характерные элементы структуры полит.сист: 1) полит.орг-я общ-ва, включает в себя гос-во, полит.партии и движения, общ.орг-ии и объед-я, труд.коллективы, (полит. институты образуют материальную основу, каркас всего здания полит. системы, ее властно-управляющих структур), 2) полит.сознание, характеризующее психолог и идеолог.стороны политвласти и полит.системы, 3) соц-полит и правовые нормы, регулирующие полит.жизнь общ-ва и процесс осуществления полит.власти, 4) полит.отношения, складывающие м/у элементами системы по поводу полит.власти (полит. отн-я представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между элементами полит. системы), 5) полит.практика, состоящая из полит.дея-ти и совокупного полит.опыта, 6). полит. культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе; 7). полит. коммуникация структурирует распространение соответствующей информации; 8. полит. участие выражает соответствующую степень поддержки полит. системы или оппозиции к ней со стороны граждан. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую полит.систему, явл.категория «полит.власть» Функции полит. системы: определяет цели и задачи общ-ва, вырабатывает программы его жизнедеятельности; мобилизует ресурсы общ-ва на достижение поставленных целей; интегрирует все элементы общ-ва вокруг общих социально-полит. целей и ценностей господствующей идеологии и полит. культуры; управляет политико - коммуникационными процессами; распределяет ценности в общ-ве в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти, осуществляет полит. развитие в соответствии с ее интересами и его основными политико – культурными доминантами. Рассмотрим особенности формирования политической системы России в 90-е годы. Радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно… Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года. Состоявшиеся затем в декабре этого года выборы Федерального собрания (законодательная ветвь власти) и принятие Конституции РФ фактически означали ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы авторитарного типа с широкими полномочиями Президента. В связи с этим встает вопрос о критериях политической оптимальности проводимых в России преобразований и трансформации политической системы, ее отдельных подсистем. Совокупность критериев оптимальности предлагает американская политическая наука: устойчивость или продолжительность существования системы во времени; адаптивность (приспособляемость) системы, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде; продуктивность означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на выходе» системы; эффективность понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы на ход событий; рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью выработанных решений, затратами на их реализацию Анализируя состояние сегодняшней политической системы России с точки зрения перечисленных критериев оптимальности, следует заметить, что в рамках системы возможен переворот, быстрая или даже резкая смена характера власти, лидеров высшего уровня, элиты, отмена старых и введение новых норм. Это и произошло, собственно говоря, в России. Последовательное формирование качественно новой политической системы возможно при наличии научно обоснованной концепции реформирования и участия в этом процессе большинства населения. Становление политической системы России методом проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет дорогую цену: потеря управления экономикой, падение объемов производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, маргинализация значительной части населения, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Политическое развитие России остается сложным и труднопредсказуемым.