Понятие «политическая система общества», ее структура и функции
АНАПСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По теме: «Политическая система общества»
По дисциплине:Политология
Выполнила:
Студентка 2 курса з\о ПГС
Фёдорова Вадентина Сергеевна
Вариант: 6
Проверила:
Преподаватель
Камерова Наталья Витальевна
г-к. Анапа
2015 год
План:
Введение. 3
1. Понятие «политическая система общества», ее структура и 4
функции.
2. Типологии политических систем. 11
3. Отличия российской политической системы советской 13
(образца 60-80х годов ХХ в.).
Заключение 16
Литература 18
Введение.
В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем«политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.
В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как
государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований.
Понятие «политическая система общества», ее структура и функции.
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.
По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь", которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.
Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использует американский исследователь Т.Парсонс. Другой американский политолог Д. Истон в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система".
Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.
Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества:
- экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);
- политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);
- социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции);
- подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).
Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.
Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:
- состоять из множества взаимосвязанных структурных элементов. Эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единство системы;
- существовать в рамках внешнего окружения или среды;
- иметь границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;
- носить открытый характер (т.е. она подвержена воздействиям, идущим из внешней среды);
- характеризоваться такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.
Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывает влияние внесоциальной - природной среды.
В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем:
- системная;
- структурно-функциональная;
- информационно-кибернетическая.
1. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.
"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".
Истон выделяет два вида легитимности:
- диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
-инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.
И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов, либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.
2. Структурно-функциональную модель политической системы разработал Алмонд. Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений.
Анализ системы должен осуществляться на двух уровнях:
- институциональном (исследование политических институтов);
- ориентационном (исследование политической культуры).
В структурном плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), поведенческие аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.
На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:
- все политические системы имеют собственную структуру;
- политическая система многофункциональна;
- все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;
- все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
- отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.
3. Информационно-кибернетическую модель.К.Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации.
Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:
- этап 1: получение информации и формирование блока данных;
- этап 2: селекция информации: отбор и оценка полученной информации;
- этап 3: принятие решений;
- этап 4: реализация поставленных целей.
Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.