Российская модель реформирования экономики
Анализ опыта проведения реформ 1992-1996 годов в России показывает, что у политических сил, находящихся у власти, практически отсутствует обоснованная стратегия социально-экономических преобразований, не определены конечные цели реформ, национально-государственные интересы России и приоритеты ее экономической, научно-технической, структурной и инвестиционной политики. В явном загоне оказались вопросы социального развития общества. В последнее время заметно усилилась импульсивность принимаемых решений, подмена последовательных действий методом “латания дыр”.
В большой степени это является следствием некритического восприятия некоторых идеологических догм и априорных представлений сторонников неоклассицизма, неолиберализма, монетаризма в экономике, а также упования на “невидимую руку рынка”.
Сегодня уже не требует особых доказательств, то обстоятельство, что вместе со стимулирующей прогрессивное развитие конкуренцией усиливаются и заключенные в ней негативные силы. Сиюминутные, текущие выгоды конкурирующих на рынке субъектов обостряют элементы неконтролируемого стихийного развития. Поэтому на Западе уже достаточно давно государство развивает многообразные функции экономического действия, направленные на обуздание негативных факторов стихии конкуренции. Вместе с такими старыми формами внесения начал экономической организованности, как государственное регулирование рабочего дня, условий найма рабочей силы, социального страхования, таможенно-пошлинные системы, сегодня все больше применяется в тех или иных формах индикативная и дирижистская деятельность государств, чтобы конкурентно-рыночные силы заключить в организованные рамки. Разрабатываются кратко-, средне-, и долгосрочные планы и реализуются при помощи различных мер стимулирующего характера – [c.93] квоты производства, политика налогов, цен, финансово-кредитные и денежные рычаги воздействия на производство, субсидии и обязательные экономические нормативы, такие как ускоренная амортизация, регулирование экспорта и импорта капиталов и товаров, инвестиционная политика, нормативные формы рыночных отношений и т.д. Кроме того используется прямое планомерное регулирование общественного (государственного) сектора экономики. И, наконец, политика перераспределения общественного продукта и национального дохода, которая охватывает от одной трети до трех пятых общего объема.
Все это убедительно подтверждает, что и в стратегию российских реформ на современном этапе необходимо закладывать не либерально-утопические проекты обвального ухода государства из экономики, а вариант экономических реформ адекватный требованиям времени и условиям страны.
В этой связи, представляет несомненный интерес аналитический доклад Института экономики РАН “Стратегия реформирования экономики России” (6), в котором ставится вопрос о необходимости другой концепции реформирования.
Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует отвести именно социальным целям. Среди них – качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.
Особенно очевидной становится несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности. Социальные расходы – не безвозвратные затраты, не вычет из экономических ресурсов, а общественно-необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные не только в социальном, но и в экономическом смысле. Достижение большего социального равенства и социальной справедливости должно рассматриваться не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий [c.94] большей экономической эффективности. Одним словом должно быть осознано, что социальная сфера не нахлебник экономики, а активный участник экономического роста.
Нужна максимальная целенаправленность на технологическое обновление экономики. Это имеет значение не только как фактор повышения продуктивности производства, но и социально-психологическое, так как технологическая база сейчас определяет перемены в самом укладе жизни людей.
Необходимо создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности людей. В развитии отношений собственности приоритет должен быть отдан эффективности ее различных форм в тех или иных конкретных условиях. Отсюда – плюрализм собственности и многоукладность экономики. При этом, безусловно, должны учитываться российские особенности – коллективизм и общинность, государственность, необходимость экономических скреп для столь многообразной и обширной страны.
Государство, являясь политическим институтом, должно быть и инструментом выполнения общих экономических и социальных функций. Государство должно быть активным субъектом рыночных отношений, а не только “ночным сторожем”.
В связи с этим функции государства в реформировании экономики должны быть следующими:
– создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для субъектов рыночной экономики;
– прямое государственное владение и управление основными компонентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными производствами (оборонная продукция, драгметаллы, алкоголь);
– разработка и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных программах путем полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;
– участие в распределении и перераспределении ВВП через госбюджет, активное использование таких [c.95] инструментов макроэкономического регулирования как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, банковский процент, антимонопольный контроль над ценами, управление денежным обращением;
– проведение гибкой внешнеэкономической политики, в частности, защита основных очагов национальной экономики с помощью протекционистских мер, перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала, предотвращение утечки национального капитала;
– проведение социальной политики и управление социальными процессами (политики в области доходов и их дифференциации, социальные трансферты, программы развития отраслей производства нематериальных форм богатства – науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.).
Изменение экономической роли государства в рыночной экономике, усложнение его функций придают чрезвычайную остроту и актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой и мафиозными структурами.
Главные средства борьбы с этими опасными явлениями – преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных, представительных органов, всемерная поддержка и развитие различных форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата на всех уровнях.[c.96]