Попытки реформирования советской экономики в период Перестройки

Перестройка была задумана наиболее дальновидной частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым как капитальный ремонт системы тоталитарного социализма в надежде преодолеть начавшийся в 1970-е годы ее всеобщий кризис. Она мыслилась как широкая либеральная реформа, которая должна была продолжить и углубить преобразования Н. С. Хрущева, сохранив при этом саму систему.

Официальная версия перестройки ведет отсчет с Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в апреле 1985 года. Подчеркивал это и сам М. С. Горбачев, избранный на пост Генерального секретаря 11 марта 1985 года. Однако если обратиться к материалам пленума, то вряд ли мы сумеем найти в них нечто революционное. Горбачев подтвердил преемственность курсу XXVI съезда и «генеральной линии партии на совершенствование общества развитого социализма». Конечно, он не мог обойти стороной назревшие в обществе проблемы и, в первую очередь, сложность экономической обстановки. Однако причины имеющихся недостатков новый генсек видел лишь в слабой дееспособности и нерешительности прежнего политического руководства СССР, в его нежелании идти на риск крупномасштабных экономических реформ. В связи с этим на пленуме Горбачев изложил систему мер, которые, по его мнению, должны были обеспечить ускорение экономического развития страны:

- интенсификация экономики;

- ускорение научно-технического прогресса;

- перестройка управления и планирования;

- изменение структурной и инвестиционной политики;

- повышение организованности и дисциплины.

Позднее к этим мерам добавился призыв активизировать человеческий фактор, усилить внимание к социальной сфере. Так появилась концепция ускорения социально-экономического развития СССР.

Первые попытки оживить экономику носили чисто административный характер: Горбачеву, который являлся одним из инициаторов Продовольственной программы и три года курировал ее выполнение, трудно было сразу отказаться от прежних подходов. В ноябре 1985 года принимается совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом». Затем появляется программа «Жилье-2000» и «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 гг.». Все они были порождением административно-командной системы, для которой характерны представления о руководящей и направляющей роли партии, вера в силу директив, партийных установок. Это не могло не привести к неизбежному провалу.

В то же время в окружении М. С. Горбачева рождаются предложения, определившие две основных тенденции экономической реформы: повышение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частной инициативы.

«Закон о государственном предприятии» от 30 июня 1987 года, который вошел в силу для всех предприятий с 1 января 1989 года, был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование, предоставлял предприятиям возможность самим планировать свою деятельность, развивать «горизонтальные связи». В действительности же бюрократия центральных министерств сразу стала обходить положения этого закона. Госзаказ почти полностью покрывал производственные мощности предприятий, оставляя за ними весьма ограниченные возможности коммерческой деятельности. Государство имело приоритет в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и ставки налогообложения. Введение «госприемки» еще более расширило сферу централизованного контроля. Реорганизация министерств и некоторых других органов управления фактически не сократила, а перераспределила управленческий аппарат. Не решалась наиболее сложная проблема, обусловливающая переход к подлинной самостоятельности предприятий и рыночной экономике - проблема ценообразования.

Что касается второго направления экономической реформы, то принятым 19 ноября 1986 года и дополненным 26 мая 1988 года законом частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Весной 1991 года кооперативный сектор охватывал 7 млн. граждан (5% активного населения). Однако частная инициатива встретила на своем пути самые разнообразные трудности, среди которых были противодействие местных властей, всеобщий дефицит и многое другое. Колхозы так и не добились самостоятельности. Не получило развития арендное движение в сельском хозяйстве: к лету 1991 года на хозяйства арендаторов приходилось только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота.

К концу 1989 года правительство Н. И. Рыжкова начало понимать, что попытки реанимировать социалистическую экономику старыми административными методами ни к чему не привели. Тогда взоры обратились к рыночной экономике. Началась разработка вариантов перехода к социально ориентированному рынку. В 1990 году были подготовлены два варианта перевода страны на рыночные рельсы: программа, разработанная правительством Н. И. Рыжкова, и другая, более радикальная, - группой экономистов под руководством академика С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского. Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 года обсуждались в Верховном Совете СССР, но ни тот, ни другой не получили поддержки. М. С. Горбачеву было поручено составить из них нечто среднее. В итоге получился весьма пространный документ - «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Это была скорее декларация о намерениях, чем программа перехода к рыночной экономике. К тому же выяснилось, что власти союзных республик не желают принимать эту программу к исполнению.

В конце 1990 года М. С. Горбачев принял решение о реорганизации правительства и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром назначается В. С. Павлов, который разработал свой вариант перехода к рынку - антикризисную программу. В ней предусматривались меры по разгосударствлению, приватизация собственности, стабилизация финансово-кредитной системы, привлечение иностранного капитала. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных событий августа 1991 года и распада СССР.

Между тем, экономическая ситуация продолжала ухудшаться. Только за первый квартал 1991 года национальный доход упал на 13%, снизились добыча угля, нефти, производство проката. Дефицит торгового баланса вырос в 1991 году до 10 млрд. долларов. Практически исчерпанными оказались валютные ресурсы. Неуклонно падал курс рубля: с 10 за доллар в начале 1991 года до 120 в его конце. В этих условиях неудержимо раскручивается маховик инфляции за счет выброса в экономику не обеспеченных товарами денег. В 1990 году она составила 119% и продолжала нарастать. «Региональный хозрасчет» подтолкнул дезинтеграционные процессы между республиками и регионами: в 1991 году товарооборот между ними сократился в 2 раза. Вводятся талоны на соль, мыло, стиральный порошок.

Таким образом, ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. С одной стороны, потому, что эти реформы были продуктом политического компромисса и не получились достаточно радикальными: наиболее болезненные в социальном плане меры (реформа цен, кредита, системы снабжения и т.д.) были отсрочены. С другой стороны, реформы встречали сопротивление на всех уровнях бюрократического аппарата. И наконец, существенную роль в противодействии реформам сыграли идеологические установки и умонастроения в обществе.

Наши рекомендации