Бихевиоральные модели политических систем

Создание теории политической системы стало возможным в середине 50-х годов ХХ столетия, благодаря бихевиористскому подходу к анализу политики, а также использованию в рамках этого подхода системного и структурно-функционального методов.

Политика, по мнению бихевиористов, - это действия людей в политической жизни, а не различные виды институтов и структур, через которые действуют граждане. К основным достижениям бихевиристского метода можно отнести следующее:

- рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования;

- максимальное применение статистических и количественных формулировок;

- разработка теорий, способных объяснить политические события.

В рамках бихевиористского подхода появились и развивались системный и структурно-функциональный методы. Исходным пунктом системного анализа является признание четырех функциональных требований, обеспечивающих сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.

На уровне социальной системы функцию адаптацииобеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели – система верований, мораль и органы социализации (семья, институты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы общества необходимо в контексте с этими основными функциями.

Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:

- система состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, т.е. между разнообразными аспектами политики и политических явлений существует относительно устойчивая связь.

Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод, конверсия или преобразование и вывод.

В современной политической науке нет универсального определения политической системы, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория «политическая система». Но есть нечто общее для всех определений политической системы: политическая система ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. Во всех определениях подчеркивается законное право политической системы наказывать, принуждать и подчинять.

Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Дэвидом Истоном.

Согласно Истону, политическая система – это взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества.Он выделяет два основных качества политической системы:

- политическая система должна быть в состоянии распределять ценности в обществе;

- политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальной системы.

Отталкиваясь от схемы работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод», Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к исходящим – решения и действия.

бихевиоральные модели политических систем - student2.ru

Упрощенная модель политической системы по Истону.

Окружающая среда Окружающая среда

 
  бихевиоральные модели политических систем - student2.ru

бихевиоральные модели политических систем - student2.ru Требования

Решения и действия

бихевиоральные модели политических систем - student2.ru бихевиоральные модели политических систем - student2.ru Поддержка

бихевиоральные модели политических систем - student2.ru бихевиоральные модели политических систем - student2.ru Ввод Вывод

Обратнаясвязь

Окружающая среда Окружающая среда

бихевиоральные модели политических систем - student2.ru

Система, по мнению Истона, - это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ресурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Конверсия «ввода» в «вывод» - это не способность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, - это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональный метод, который во многом дополнял системный анализ.

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода в политологии по праву считается американский ученый Габриэл Алмонд. По Алмонду, политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.

В отличие от Истона, Алмонд интересуется не столько происходящими процессами, сколько определяющим значением устойчивых структур политической системы. Под «структурой» Алмонд подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Ту конкретную часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, он называет ролью.Роли – это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья – это роль, а суд – структура ролей.

Главным для структурно-функционального подхода является определение функциональных требований к системе. Существует некое количество целей, выбранных из ограниченного числа альтернатив и необходимых для жизни общества. Чтобы эти цели были переведены в конкретные действия, система должна выполнять определенные функции. В общественных науках функция – это целесообразная деятельность. Целесообразность определяется рамками системы. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, выполняемых политическими субъектами.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы. Он ставит вопрос: кто (т.е. какие структуры) какие функции выполняет? И каким образом?

Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Концепции Истона и Алмонда позволяют сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

Наши рекомендации