Международные отношения
С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до сих пор ведут поиски путей создания на Земле «вечного мира», «общеевропейского дома», «единого мирового правительства» и т. д. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, находящихся на разных стадиях исторического, экономического, политического и культурного развития. В связях между ними устанавливаются различные взаимоотношения, возникают проблемы, противоречия. Все это составляет особую сферу политики, которую называют международные отношения.
Что же такое международные отношения? Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений на международной арене. Это относительно самостоятельная область общественных отношений, целостная система взаимодействия на мировом уровне, обусловленная социально-экономической природой, интересами и целями участников международных отношений.
Кто же выступает в роли субъектов международных отношений?
В политологии выделяют три основных субъекта международных отношений: государства, межгосударственные объединения и международные организации. Давайте остановимся подробнее на этих субъектах.
Основными субъектами международных отношений являются государства. Именно они определяют развитие всех форм международных отношений.
Государство является главным субъектом международных отношений потому, что только оно одно обладает суверенитетом. Суверенитет государства означает, что оно не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взяло на себя добровольно или под влиянием особых обстоятельств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти. Отсюда вытекает главная особенность международных отношений – это отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии, поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Межгосударственные отношения имеют первостепенное значение в системе международных отношений. Вместе с тем, в наше время наблюдается тенденция усиления роли другого субъекта международных отношений – межгосударственных объединений. Межгосударственные объединения создаются для реализации определенных целей государств – участников. В таких объединениях может сложиться ситуация, когда чей-то интерес преобладает, лидирует, а союзники обещают свою поддержку лидеру в обмен либо на покровительство, либо в расчете на его поддержку в осуществлении собственных целей.
Второй важной особенностью международных отношений является их противоположная направленность. Что это значит?
Дело в том, что в современном мире общие для всего человечества проблемы (о которых я скажу позже) заставляют государства укреплять международное сотрудничество на основе учета взаимных интересов. Вместе с тем у каждого государства имеются свои специфические интересы, которые они стремятся всячески защищать, в том числе и силой оружия.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь привели к расширению взаимосвязей между государствами и созданию третьего субъекта международных отношений – международных организаций.
Международные организации – более сложные субъекты международных отношений, чем межгосударственные объединения. В отличие от межгосударственных объединений, которые выступают только от имени государств – участников, международные организации могут выступать от своего собственного имени. Число международных организаций постоянно растет. В настоящее время их насчитывается более 2500.
Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. Это проблемы войны и мира, защиты природной среды, проблемы народонаселения и ресурсов, проблема преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами и многие другие.
Международные организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями.
Неотъемлемым элементом международных отношений является международное право, т. е. система договорных, юридически закреплённых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими субъектами международных отношений. Соблюдение международного права обеспечивается индивидуальными или коллективными мерами государств в пределах и формах, установленных в международном праве.
Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), созданный в 1875 г. с центром в Брюсселе. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях. В качестве примера таких организаций можно привести: Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС или Общий рынок), Организация Исламская Конференция, к которой присоединился и Казахстан – это региональные экономические организации; Международный Валютный фонд (МВФ) – финансовая организация.
Примером международных организаций в области отдельных отраслей мирового хозяйства могут служить МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) или ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти )
К профессиональным организациям можно отнести ИНТЕРПОЛ (Международная организация криминальной полиции); к демократическим (Всемирная организация демократической молодежи – ВФДМ); в области культуры и спорта – ЮНЕСКО и МОК (Международный олимпийский комитет); в военной области НАТО; в области экологии – ГРИНПИС и т.д.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация объединенных наций (ООН). ООН – практически первый в истории механизм широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Членами ООН являются 170 государств. С марта 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом этой организации. В Уставе ООН поставлена цель: объединить политическую волю и возможности государств-участников, стать центром согласования их действий в целях поддержания международного мира и безопасности, утверждать в международном общественном мнении идею взаимозависимости наций и народов, общего блага человечества.
В конце восьмидесятых – начале девяностых годов в связи с окончанием «холодной войны» появились условия для позитивных перемен в международных отношениях. Возросли авторитет и влияние ООН в мировых делах, упрочилась роль военных наблюдателей и вооруженных сил ООН по поддержанию мира.
В последнее время в международных отношениях все шире применяется метод консенсуса как метод переговоров и принятия решений. Консенсус означает согласие в принципе, хотя возможно несогласие с отдельными формулировками и пунктами.
Внешняя политика
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном счете, международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые, как я уже говорил, являются основными субъектами международных отношений.
Как вы уже знаете, политика по своему содержанию является явлением сложным, единым, неделимым. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений. Поэтому различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она формировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу – обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Что же такое внешняя политика?
Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших себе право выступать в международных отношениях от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.При анализе внешней политики, важное значение имеют такие понятия, как «национальный интерес» и «национальная безопасность».
Мы уже отмечали, что государства являются основными субъектами международных отношений. Отсюда становится ясным, что общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. А из этого можно сделать вывод, что понятие национальной и государственной безопасности являются тождественными. Однако это не совсем так, ибо при определенных условиях понятия «национальная» и «государственная» безопасность, так же как и понятия «национальный» и «государственный» интерес могут не совпадать. Например, участие России в первой мировой войне не было связанно с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Другими словами,государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.
К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов – задача внешней политики государства и это подчеркивает ее неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически внешняя политика призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем, внешняя политика оказывает обратное воздействие на политику внутреннюю. Особенно это влияние сказывается в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.
Каковы цели и функции внешней политики?
Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности. Достижение этой цели осуществляется с помощью охранительной функции внешней политики. Охранительная функция связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Для реализации этой функции государство должно иметь возможность определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Для этого государства имеют специальные институты: посольства, консульства, правительства, разведку, контрразведку и т. д.
Важнейшей целью и задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. В задачу внешней политики входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более выгодных условий сбыта товаров и т. д. Другими словами, второй функцией внешней политики является экономическая функция.
Назову еще две функции внешней политики: информационно-представительскую и регулирующую функции.
Информационно-представительская функция внешней политики реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключение международных договоров. Она выражается в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в других странах. Специальные органы (посольства, атташаты, корреспондентские пункты, разведка) информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами.
Регулирующая функция направлена на создание благоприятных внешне-политических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особая роль здесь принадлежит министерствам иностранных дел, посольствам, консульствам.
Деятельность государства по достижению поставленных внешнеполитических целей осуществляется с помощью политических, экономических, военных и информационно-пропагандистских средств.
К политическим средствам относятся в первую очередь, дипломатия.Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с точки зрения международного права. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных совещаний и конференций, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки и т. д.
Экономические средства внешней политики позволяют использовать экономический потенциал для достижения внешних политических целей. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики относятся военная мощь государства, включающая армию, наличие военных баз, обладание ядерным оружием и т. д. Они могут использоваться в качестве прямого воздействия и косвенно. Прямое воздействие – это войны, блокады, интервенции. Косвенное – это испытание новых видов вооружения, учения, маневры, угроза применения силы.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды, и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а если это нужно, антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения. Система международных отношений действует в конкретно-исторических условиях. Их развитие зависит от конкретной деятельности людей и происходит на фоне определенной экономической и политической обстановки как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Поэтому разработка и осуществление внешней политики должны базироваться на основе реалистической оценки современного мира. Что же из себя представляет современный мир? Какие ему присущи особенности?
Стремительное изменение, многообразие и многоликость – важнейшая черта современного мира.С одной стороны, современный мир переживает огромный прогресс, связанный с развитием научно-технической революции, радикальными переменами в средствах транспорта, связи и информации. С другой стороны, в нем продолжают существовать огромные массивы отсталости, голода, нищеты, очаги напряженности. Это мир, который становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому можно сказать, что очень многие проблемы современного мира приобретают глобальный характер.
К числу глобальных проблем современного мира относятся:
1. Предотвращение термоядерной войны.
2. Предотвращение экологической катастрофы.
3. Энергосырьевая прблема.
4. Продовольственная проблема, необходимость ликвидации голода на планете.
5. Демографическая проблема.
6. Преодоление экономической и культурной отсталости многих стран.
7. Распространение смертельных заболеваний.
Считаю, что здесь будет целесообразно выделить критерии,т. е.существенные признаки глобальных проблем, того, что делает эти проблемы глобальными.
1. Исключительная актуальность. От решения этих проблем зависит само существование жизни на Земле.
2. Планетарный характер: действие этих проблем не ограничивается пределами одного государства или группы государств.
3. Общечеловеческий характер этих проблем, затрагивающий коренные интересы всех людей на Земле, независимо от их социально-классовой, национальной, профессиональной и т. д. принадлежности. Глобальные проблемы, так или иначе, касаются каждого живущего на Земле человека, они непосредственно влияют на будущее рода человеческого.
4. Универсальный характер содержания этих проблем, делающих их близкими и понятными всему человечеству.
Здесь хочу сказать, что человечество еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф. Угроза этих катастроф постоянно воспроизводится действиями тех военно-политических, экономических, идеологических механизмов и структур, которые сложились на предшествующем этапе истории. Глобальные проблемы современности порождены обострением противоречий мирового развития. Их не в силах разрешить одно или несколько государств, пусть даже самых сильных. Для разрешения этих противоречий необходимы совместные действия всего человечества. В этой обстановке, пожалуй, впервые в истории человечество начинает по-настоящему сознавать свою родовую общность, приоритет общечеловеческих ценностей. Этот процесс оказывает влияние на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. Он сопровождается мучительной переоценкой ценностей, переосмыслением сущности и критериев общественного прогресса.
Вопросы для самоконтроля: Модуль 2, вопросы 169-185.
Рекомендуемая литература: 2, 9, 10, 66, 71.
Содержание
Стр. | |
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. | |
Тема 2. Основные этапы становления и развития политической науки. | |
Тема 3. История политической мысли Казахстана. | |
Тема 4. Политика в системе общественной жизни. | |
Тема 5. Власть как политический феномен. | |
Тема 6. Социально-этнические общности и национальная политика. | |
Тема 7. Политическая система общества. | |
Тема 8. Государство и гражданское общество. | |
Тема 9. Политические партии и общественные движения. | |
Тема 10. Политические режимы. | |
Тема 11. Демократизация и политическая модернизация общества. | |
Тема 12. Политический процесс и политическая деятельность. | |
Тема 13. Политическое сознание и политическая культура. Политические конфликты. | |
Тема 14. Политические элиты и политическое лидерство. | |
Тема 15. Политические технологии. | |
Тема 16. Мировая политика и международные отношения. Глобальные проблемы современности. | |
Тема 17. Политическое прогнозирование. Политические проблемы современного Казахстана. | |
Тема 18. Новый Казахстан в новом мире. |