Международные отношения на Корейском полуострове. Проблемы ядерных и ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 2001-2011 гг

В 1994г. в ЖеневеКНДР и США заключили соглашение. По нему КНДР отказывалась от военной ядерной программы, прекращала строительство двух газографитовых реакторов и объекта по переработке ядерного топлива. КНДР отказывалась от попыток выйти из ДНЯО. США, в свою очередь, обязались поставить КНДР нефть (мазут), образовать международный консорциум по достройке двух реакторов (легководных).

В 1998г. разразился азиатский финансовый кризис, подорвавший действие консорциума. США сорвали план поставок КНДР нефти, сроки строительства АЭС также были сорваны. В результате этого на Корейском полуострове начался новый виток напряженности: КНДР испытала баллистическую ракету «Тэпходонг-1». В 1999г. был введен мораторий на испытания баллистических ракет в обмен на экономическую помощь от США (продлен в 2001г, в 2003г.) К счастью, ядерный «самоморатоий» КНДР не был отменен, в частности, из-за усилий российской дипломатии, которая заключила в 2000г. с КНДР новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Ситуация значительно осложнилась в 2002г., когда во время встречи с помощником госсекретаря США Дж.Келли замминистра иностранных дел КНДР Кан Сок Чхо зявил, что Северная Корея уже несколько лет тайно разрабатывает ядерное оружие, а ЦРУ сообщило, что эта страна обладает оружейным плутонием для создания одного или двух ядерных боезарядов.

Чуть позже, в январе 2003г., обвинив США в срыве женевских договоренностей, представители КНДР заявили о том, что страна вновь запускает графитовые реакторы и выходит из ДНЯО. Эта новость вызвала потрясение в Японии и Южной Корее, на нее отрицательно отреагировало все мировое сообщество. США делали попытки интернационализации конфликта, вероятно, для того, чтобы снять с себя ответственность за то, что происходит на полуострове и чтобы разделить финансовое бремя осуществления договоренностей с другими участниками.

В авгусе 2003 г. в Пекине начались 6-сторонние переговоры(Кореи, РФ, США, КНР, Япония). В ходе первого раунда (август 2003г.) – США и Япония добивались свертывания северокорейской ядерной программы (дальше СЯП) под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав и ликвидации ядерной инфраструктуры. В обмен США готовы были дать гарантии безопасности и экономическую помощь. КНДР не согласилась.

Второй раунд начался в феврале 2004г. КНДР согласилась заморозить СЯП в обмен на поставки мазута. Но сейчас США и Япония настаивали на полной ликвидации СЯП. КНДР против.

Третий раунд начался в июне 2004г. США предложили проект передачи ядерных объектов под временное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предполагалась ликвидация. КНДР не согласилась.

В сентябре 2004г. КНДР отказалась участвовать в переговорах до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками РК (Сеул в 2000г. получил небольшое количество обогащенного урана ради научных целей). 28 сентября замминистра иностранных дел КНДР заявил на ГА ООН, что КНДР уже превратила в ядерное оружие обогащенный уран из 8000 переработанных стержней; у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами. 10 февраля 2005г. МИД КНДР впервые официально объявил о наличии в стране ядерного оружия.

Переговоры зашли в тупик. КНДР отказалось участвовать в переговорах, «покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись ликвидировать наш строй». В целом реакция на северокорейское заявление была неоднозначная. Россия сочла это «шантажом с элементами блефа». США призывали участников шестисторонних переговоров оказать давление на КНДР и заставить вернуться к переговорам. В противном случае США угрожали рассмотреть «иные варианты» давления. Японияперекрыла поток валютных поступление в КНДР от живущих в Японии корейцев. В ответ Пхеньян потребовал исключения Японии из переговоров, так как Япония следует только американской политики и ничего нового не привносит.

В июле КНДР согласилась вернуться к переговорам, выдвинув одно условие – США должны признать КНДР в качестве партнера и относиться к ней с уважением. Состоялось два раунда переговоров (4ый и 5ый). КНДР удалось уговорить приостановить испытания ядерного оружия. Это первый шаг в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

В конце сентября 2006г. Буш получил законопроект, одобренный конгрессом, о введении санкций против Северной Кореи и компаний, оказывающих содействие КНДР в распространении ОМУ. 3 октября 2006г. КНДР заявила о намерении провести ядерное испытание при условии, что его безопасность будет гарантирована (в ответ на угрозы США и санкции). Отмечалось, что КНДР не будет использовать первой и будет и дальше прилагать усилия по обеспечению безъядерного статуса полуострова. 9 октября КНДР заявила об успешном проведении ядерного испытания. 14 октября вышла резолюция СБ ООН 1718, осуждающая испытания и призывающая уничтожить все ядерное оружие

В феврале 2007г. при посредничестве КНР были возобновлены переговоры. Был принят План первоначальных действий, включающий в себя следующие мероприятия: создание 5 рабочих групп; закрытие ядерного реактора в Йонбене, инспекции МАГАТЭ. Но в результате КНДР не закрыл свои ядерные объекты из-за того, что не были разморожены средства КНДР в банке Макао. Этот вопрос обсуждался на очередном раунде переговоров в марте 2007, КНДР отказалась продолжать переговоры, пока 25 млн. долл. не будут возвращены.

25 мая 2009КНДР вновь провела ядерные испытания.

Что касается проблемы ракетных вооружений – выше я уже говорила о моратории 1999г. 3 марта 2005г. МИД КНДР заявил, что страна не считает себя более связанной с мораторием на испытания баллистических ракет средней дальности. 5 июля 2006г. КНДР произвела запуск сразу нескольких ракет (7-10), все они упали в международных водах. 5 апреля 2009г. была запущена ракета Млечный путь – 3 официально со спутником Кванменсон-2. 13 апреля 2012г. КНДР запустила Млечный путь – 3 со спутником Кванменсон-3. Ракета почти тут же развалилась. Обломки упали в океан недалеко от Сеула. Официально – мирный характер миссии, но западные страны сочли это замаскированным испытанием баллистической ракеты большого радиуса действия.

Межкорейские отношения.

В 1994г. РК пробудила программу объединения Кореи: начинает разрабатываться план создания единого корейского государства, основанного на принципах демократии, выдвигаются предложения о межкорейской встрече на высшем уровне, о четырех сторонах переговоров по формуле 2+2 (две Кореи, США, КНР) для выработки новой системы поддержания мира на полуострове.

В 1998г. президент РК Ким Дэ Чжун провозглашает политику солнечного тепла в отношении КНДР, смысл которой заключается в отделении политики от экономики и активизации на такой основе межкорейских хозяйственных связей. В ответ Ким Чен Ир выдвинул 5 принципов консолидации корейской нации, нацеленных на оздоровление отношений между Севером и Югом.

Результатом всех данных мер послужила первая историческая встреча на высшем уровне между Севером и Югом – межкорейский саммит - в Пхеньяне в июне 2001г. По ее итогам была подписана «Совместная декларация Севера и Юга», касающаяся вопросов примирения и объединения двух Корей (на самостоятельной основе, при помощи усилий всей корейской нации), а также усиления взаимодействия в экономической, социальной и культурной сферах. Это озаботило США, которые посчитали, что слишком быстрое сближение и объединение Корей не соответствует интересам США (придется выводить войска).

В 2002г. должен был состояться ответный визит в РК Ким Чен Ира, но он так и не состоялся. Кризис 2003г. заставил президента РК заявить, что КНДР не следует ожидать улучшения отношений с РК и США, пока не будет решена ядерная программа. Ситуация поставила под вопрос процесс переговоров по объединению 2001-2002гг.

2-4 окт 2007 состоялся второй межкорейский саммит, встреча Но Му Хена и Ким Чен Ира опять в Пхеньяне. Встреча в Пхеньяне проходила одновременно с очередным раундом шестисторонних переговоров и стала возможной благодаря сдвигам в решении ядерной проблемы, и в отношениях КНДР-США. Стороны подписали Декларацию о развитии отношений, мире и процветании между Севером и Югом. На саммите стороны договорились о проведение саммита по подписанию мирного договора, с обязательным участием США и возможным участием Китая как подписанта Соглашения о перемирии 1953 года. Были достигнуты договоренности о расширении экономического сотрудничества. Через полтора месяца после саммита в ноябре состоялась еще встреча премьер-министров Севера и Юга, которые предполагалось проводить регулярно.

Новый президент РК Ли Мен Бак (с февраля 2008г.) занял более жесткую политику по отношению к Северу, заявив, что помощь КНДР будет оказываться только при условии выполнения договоренностей по денуклеаризации, поэтому сейчас вновь наблюдается похолодание в межкорейских отношениях.

Наши рекомендации