Гражданское общество, группы давления
Государство, как известно, связано со стихией насилия. Над проблемой сосуществования личности и власти, нахождения баланса между ними задумывались еще в античные времена. Уже тогда античные авторы обратили внимание на то, что кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим собственным законам и не во всем государству подвластное (например, дружба, любовь и т.д.).
Можно сказать, что первым к проблеме гражданского общества подошел Платон, который считал, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей требует разделения труда между членами политически организованного общества. Определяя классы, занятые трудом для удовлетворения потребностей, Платон выделяет сферу, которую значительно позже стали обозначать как «гражданское общество» в отличие от «политического государства».
Позже и Аристотель, и Макиавелли упорно проводят мысль, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, противостоящее ему. Они пытались разграничить государство и гражданское общество.
Не обошли эту проблему и ученые Нового времени. Т. Гоббс уже использует понятие «гражданское общество» в прямом смысле слова, в том смысле, в котором это принято в современной науке. Дж. Локк, пожалуй, первый, кто по-настоящему провозгласил примат гражданского общества над государством и указал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. Главный вывод из концепции Монтескье: гражданское общество – это важнейшая гарантия от произвола и диктатуры. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение.
Гражданское общество, по Гегелю, появилось «посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциациии и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп.
Гражданское общество зародилось в Западной Европе и главным субъектом выступало «третье сословие». В других регионах мира оно начало формироваться в последние десятилетия (хотя некоторые ученые считают, что определенные его зачатки просматриваются в традиционных обществах куда раньше).
Что же такое гражданское общество?
Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений: экономических, духовно-нравственных, семейных, религиозных, этнических, культурных, которые развиваются без вмешательства государства.
Эта совокупность разнообразных отношений реализуется через системы объединений, ассоциаций, кооперативов, фондов, клубов, через семью (благотворительные фонды, экономические ассоциации, кооперативы, землячества, религиозные секты, клубы спортивные, по интересам и т.д.). В США до 70% населения входит в те или иные структуры гражданского общества.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединеними во всех общественных сферах. Наибольшая часть их приходится на экономическую, социально-политическую и духовную. Поэтому можно сказать, что в структурном отношении гражданское общество представлено в виде диалектической совокупности трех основных сфер: экономической, политической и духовной.
Экономическая сфера. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность. А если точнее – многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
В Европе широкая сеть экономических организаций негосударственного характера составляет 4/5 всех предприятий. В США вообще нет государственных промышленных и торговых предприятий.
Политическая сфера – это отношения, которые возникают в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях т.д.
Социально-политическая сфера конкретно включает:
- общественно-политические организации и движения;
- различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки);
- органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах;
- негосударственные средства массовой информации.
По поводу политических партий однозначного ответа нет. Дело в том, что если какая-либо партия является правящей и, следовательно, вливается во властные органы государства, она, разумеется, не есть субъект гражданского общества. В то же время в условиях многопартийности те политические партии, которые не находятся у власти, вполне отвечают критериям субъектов гражданского общества.
Функционирование гражданского общества (при наличии развитой социальной структуры) обусловлено прежде всего мощным средним классом. Можно сказать, что социальную основу гражданского общества составляет средний класс (или так называемые средние слои).
Духовная сфера. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечивать свободу мысли, слова, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Отличительные черты всех структурных компонентов гражданского общества:
- спонтанность возникновения (по указу сверху они не создают, это возникновение «снизу»);
- суверенность членов этих организаций и объединений, т.е. эти объединения ни в коей мере не притендуют на ограничение свободы своих членов в областях, которые выходят за рамки их компетенции (к примеру, член итальянского землячества может входить в какую угодно религиозную секту – это его личное дело).
Основная роль, функция и значение гражданского общества – это наиболее полное выражение разнообразных потребностей людей. Именно гражданское общество позволяет наиболее полно реализовать людям свои потребности в экономической, национальной, религиозное сфере и т.д. Самореализация личности – это суть и главная цель гражданского общества.
Главное условие формирования гражданского общества – наличие частной собственности. Без определенных средств невозможна никакая организация; а главное – наличие часной собственности обеспечивает автономность личности, позволяет ощутить свою независимость.
Характер взаимоотношений между гражданским обществом и государством зависит от политического режима. В условиях авторитаризма гражданское общество пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму, при тоталитарном режиме государство, стремясь проникнуть во все поры жизни общества (даже в семью, достаточно вспомнить заседания парткомов, где обсуждались семейные, интимные взаимоотношения людей), по сути, поглощает гражданское общество.
И только в демократическом обществе государство и гражданское общество не только тесно взаимодействуют друг с другом, но и поддерживают друг друга. И если на политическом Олимпе возникнут штормовые ситуации, гражданское общество, что называется, подставит свое плечо. Западные демократии потому и устойчивы, что какие бы ветры не бушевали на политическом Олимпе, гражданское общество, как хороший часовой механизм, будет функционировать.
Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократической формы государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарного режима.
Есть ли гражданское общество в Украине?
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к его формированию в Западной Европе. Там гражданское общество начало формироваться после Великой Французской революции и главным субъектом его строительства выступало третье сословие (говоря современным языком – предприниматели). Именно оно сдерживало государство-Левиафана. Не случайно возникло выражение «государство – «ночной сторож», так как государству отводилась роль защиты прав и свобод граждан, но ему не позволяли вмешиваться в свои экономические дела.
В Украине трудности становления гражданского общества обусловлены рядом обстоятельств.
1. До революции в России гражданское общество еще делало только первые шаги (земства, объединяя людей и ресурсы, строили школы, больницы и т.д.).
2. Не успев пустить глубоких корней, нарождающееся гражданское общество было сметено Октябрьской революцией 1917года. За 70 лет тоталитарного режима гражданское общество было разрушено, поглощено государством.
3. В наше время в Украине произошло по существу соединение предпринимательства и власти, то, чего не знала Западная Европа. Значительная часть депутатов Верховной Рады – это предприниматели (отсюда льготное налогообложение и проч.). Туда и рвутся многие, чтобы обеспечить себе «льготную» жизнь. Поэтому и противостоять власти, по сути, некому. Учителя и медики могут только митинговать.
Если на Западе третье сословие выступало как главная активная сила, сдерживающая посягательства власти на свободную общественную соревновательность, то у нас власти, чиновничество пожелали стать еще и предпринимателями. И вместо свободного рыночного соревнования перед лицом независимого потребителя повсюду возникают монополии, пользующиеся особыми льготами, диктующие свои условия беззащитному и разоренному населению. Пока в Украине не будет сформирован мощный средний класс, гражданское общество – это иллюзия.
Особого разговора требует такое структурное подразделение гражданского общества как группы интересов и группы давления.
Среди групп интересов выделяют политические и неполитические группы интересов. К неполитическим относят такие, возникновения и функционирование которых не только не связано с приобретением и использование власти, но они даже не ставят задачу оказать влияние на власть (это любительские интересы: общество филателистов, любители рыбной лови, поэзии, музыки, бардовской песни и т.д.). Следует заметить, что такие массовые объединения могут вовлекаться партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов избирателей.
Политические группы интересов главной задачей своей видят оказание давление на власть. В западной литературе их квалифицируют как группы давления.
Под заинтересованными группами или группами давления, как правило, понимают разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, фермеров, производителей той или иной продукции и т.д. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть и политических деятелей. Если главная цель партии – завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления преследуют цель оказать влияние на политику.
В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?
Во-первых, это объясняется растущим многообразием интересов в современных обществах.
Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства.
В-третьих, далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.
Можно сказать, что группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом.
Можно назвать важнейшие функции групп интересов:
· артикуляция (лат. articulation – ясно, членораздельно произносить) интересов, то есть преобразование смутных и расплывчатых массовых требований в конкретные и четкие формулировки;
· согласование (агрегация) интересов – сведение множества частных интересов к более общему и особо значимому для данной группы;
· мобилизация – вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процессе защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;
· социализация – усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;
· формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;
· представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти.
Наиболее распространенной формой воздействия таких организованных групп на органы власти является лоббирование. Это прием, с помощью которого заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты – люди высокой квалификации. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и др. льгот для своих клиентов.
Влияние лобби на власть осуществляется по следующим направлением:
1. посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующая группа интересов;
2. посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических чиновников;
3. посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходе избирательной компании в обмен на соответствующие законодательные услуги.
Диапазон действия или методов чрезвычайно широк: сбор подписей, подача петиций, уличные манифестации, пикетирование, митинги протеста, акты гражданского неповиновения и др.
Среди методов влияния на власть можно выделить: законные и незаконные.
К первым относятся:
- разработка соответствующих законопроектов для продвижения их в законодательные органы;
- организация съездов, конференций и т.п. с приглашением на них первых лиц государства, членов правительства, депутатов;
- экспертиза различных проектов, разрабатываемых институтами власти и др.
К незаконным методам относятся: подкуп (коррупция), шантаж, угрозы в адрес представителей власти и др.
Термин «лоббизм» происходит от английского слова «lobby» – коридор, вестибюль, кулуары. В XVI веке так называли место для прогулок в монастыре. Столетие спустя этим словом стали обозначать помещение для прогулок в английском парламенте (где торговцы, добиваясь выгодных для себя решений, говоря нашим языком, давали взятки парламентариям). Свой политический оттенок это слово приобрело на два века позже, причем в Америке, где это явление получило настолько широкое распространение, что лоббизм называют национальным спортом американцев.
В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность, металлургия. Если до 1987 года лоббизм имел национальный характер, то теперь объектом лоббирования является Европейский парламент. Число лоббистских организаций растет как снежный ком (если в 1970 году их было 300, то сейчас подбирается к тысяче, а число лоббистов давно перевалило за 10 тыс.). Так, значительное место в структуре американского общества занимают лобби – еврейское, польское, арабское и др. Все они в силу своих возможностей пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются. Наиболее действенные рычаги при этом – деньги, пресса, голоса избирателей.
«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления – это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимные и нужные институты в гражданском обществе.
Вместе с тем понятно, что такой вид политической деятельности, как лоббизм, который часто граничит с подкупом и иными не легитимными способами влияния на лиц, принимающих решение, требует регулирования. По тому, как регулируется в стране лоббизм, можно выделить две модели лоббизма в мире:
1. англосаксонскую (США, Канада, Австралия, ряд других стран) модель, которая предполагает обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение конкретных функций групп давления;
2. европейскую или континентальную (Италия, Германия, Франция) модель, при которой заинтересованные организации могут воздействовать на лица, принимающие решения, участвуя в работе комитетов и комиссий при законодательном органе.
Но в любом случае нужно отдавать себе отчет в том, что лоббизм – это своего рода айсберг, где только одна пятая часть над водой, т.е. открыта и легитимна, а 4/5 находятся под водой (в тени: взяточничество, коррупция и т.д.).
Итак, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за счет постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.
Лоббизм в Украине в силу ряда объективных и субъективных причин к сожалению, показал себя исключительно с негативной стороны. И при строительстве гражданского общества в нашем обществе следует учитывать все стороны этого феномена.
Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений