Занятие 1. Политическая система общества (ПСО)

Студент должен знать:

Понятие и сущность ПСО. Характеристика структурных элементов политической системы общества. Функции политической системы общества: виды и их характеристика. Эффективность функционирования политических систем. Факторы стабильности и изменчивости в ПСО. Политическая система и бюрократизм. Этапы развития политической системы в России. Критерии классификации ПСО. Типы политической системы общества. Соотношение политической системы и политического режима. Политические режимы и их типология. Основные черты демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. Демократия как сложное, многоплановое явление. Этапы становления современной теории демократии. Проблемы становления демократической ПСО в России, современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.

Студент должен уметь:

- определять основные этапы структурные элементы политической системы общества.;

- разбираться в соотношениях политической системы и политического режима;

- выделить проблемы становления демократической ПСО в России.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [10], [21], [26], [37].

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие и сущность ПСО?
  2. Функции политической системы общества?
  3. Назовите этапы развития политической системы в России?
  4. Типы политической системы общества?
  5. Политические режимы и их типология?
  6. Этапы становления современной теории демократии.
  7. Современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.

Практическое занятие проводится в форме активной дискуссии с отработкой компетенций (способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4, ОК-5, ОК-6). Для этого преподаватель задает каждому студенту механизм осуществления и взаимодействия политической власти в отдельном государстве в соответствии с порядковым номером по списку в группе по таблице 2.

Таблица 2

№ п/п Государство
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Французская Республика
Китайская Народная Республика
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Королевство Норвегия
Республика Беларусь
Федеративная Республика Германия
Федеративная Республика Бразилия
Итальянская Республика
Грузия
Государство Израиль
Республика Индия
Греческая Республика
Турецкая Республика
Латвийская Республика
Республика Казахстан
Украина
Республика Ирак
Япония

Занятие 2. Избирательные (электоральные) системы

Студент должен знать:

Выборы: понятие и виды. Роль выборов в демократических обществах. Основные принципы выборов. Функции и условия эффективности выборов в органы власти и местного самоуправления. Избирательные системы: понятие и виды. Избирательный процесс: понятие и основные стадии. Деловая игра «Демократия».

Студент должен уметь:

- оценить роль выборов в демократических обществах;

- разбираться в избирательных системах;

- выделять избирательный процесс, понимать его основные стадии.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [2], [15], [24], [36].

Вопросы для самопроверки:

  1. Выборы: понятие и виды?
  2. Основные принципы выборов?
  3. Избирательные системы: понятие и виды?
  4. Функции и условия эффективности выборов?
  5. Избирательный процесс: понятие и основные стадии?

Практическое занятие проводится в форме круглого стола с отработкой компетенций (способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-11, ПК-20).

программное обеспечение Программный комплекс "Экзаменатор" – тест по «Политологии» (доступ из сети МГТУ),

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1)Информационно-правовая система «ФСО. Законодательство России» (доступ из сети МГТУ);

2) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Использование активных и интерактивных формы обучения:

- круглый стол по теме: «Политическая система общества» - 2 часа (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9).

- дискуссия по теме «Избирательные (электоральные) системы» - 2 часа (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9).

Использование активных и интерактивных форм обучения составляет 76% от аудиторных занятий.

Наши рекомендации