В результате освоения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НОУ «АЛМАТЫ МЕНЕДЖМЕНТ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «Государственная и общественная политика»
Утверждено
на заседании УМС
Председатель
______________ Н.Дуйсенгулова
«____»______________20___г., № ____
Образовательная программа бакалавриата
Специальности: 5B050505 - «Регионоведение»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине «Политические системы стран региона»
Курс: 4
Семестр: 7
Количество кредитов: 2
Преподаватель: магистр соц.наук Желдибаева А.Т.
Телефон: 302-21-47, кабинет №241
Алматы, 2015
Составитель: магистр соц.наук ___________________ А.Желдибаева
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Политические системы стран региона» для студентов специальности 5B050505 - «Регионоведение».
Рассмотрено
На заседании кафедры «Государственная и общественная политика»
Зав. кафедрой
Д.э.н., профессор __________________ А.Темирбекова
подпись
от «__»_____________ 20__ г., №__
Введение
Данная дисциплина рассматривает и изучает: Дисциплина «Политическая система стран региона» является одной из значимых дисциплин профиля вариативной части профессионального цикла.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- СРС.
Целью освоения дисциплины «Политическая система стран региона» является получение студентами теоретических знаний, а также приобретение необходимых практических навыков по проблемам социально-политической системы страны.
Задачи изучения данной дисциплины:
· воспитывать уважение политических убеждений и чувства других людей;
· дать информацию о роли и современном состоянии политических систем и политических организаций в обществе;
· обеспечить соблюдение принципов толерантности, научности и светскости;
· уделять дополнительное внимание анализу традиционных для данного региона конфессий, особенности которых нашли отражение в культуре и истории населяющих регион народов;
· способствовать формированию у студентов современного мировоззрения.
Пререквизиты: История Казахстана, критическое мышление, политическая география стран региона, история стран региона.
Постреквизиты: Введение в регионоведение.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны освоить знания по политической географии стран региона , истории стран региона; философии, содружеству независимых государств, и др. Студент должен:
Для изучения дисциплины необходимы знания по политической географии стран региона, истории стран региона; философии, содружеству независимых государств, и др. Студент должен:
Знать:
- сущность, особенности социально-политической системы стран;
- специфику политических процессов на территории РК;
- основные концепции стратификации общества;
- сущность принципа разделения властей и основные органы власти в РК;
- условия формирования и элементы гражданского общества;
- основные теории элит;
- различные факторы, оказывающие влияние на взаимодействие социальных и политических институтов на территории стран СНГ и формирование гражданского общества.
Уметь:
- определять составляющие элементы политической системы, выделять системообразующие факторы социально-политической системы ;
- анализировать общие тенденции развития социально-политической системы;
- давать характеристику функциональной направленности политических институтов;
- классифицировать политические режимы, теории власти и государства;
- объяснять происходящие социальные и политические процессы в странах с позиций историко-правового и системного подхода.
- определять современную структуру общества, влияние отдельных социальных групп и движений на социальные и политические процессы в российском обществе;
- учитывать социальную стратификацию для обоснования социально-ориентированной политики в РФ и странах СНГ;
- прогнозировать возможные реакции общественности и органов власти в результате кризисного развития социально-политической ситуации в стране.
Студент должен быть готов к получению теоретических знаний, а также приобретению необходимых практических навыков по различным аспектам функционирования социально-политической системы в российском и международном информационном поле.
Полученные студентами знания способствуют усвоению таких курсов, как «система государственного и муниципального управления стран региона специализации», «конфликты на постсоветском пространстве», «государственная служба в регионе» и др.; а также успешному прохождению учебной и производственной практики.
Овладеть навыками:
- политической и социологичекой терминологией;
- основами регионоведческого анализа научной, научно-популярной литературы, СМИ и других источников информации для адекватной оценки социально-политических процессов в странах СНГ;
- системой знаний о закономерностях и формах взаимодействия социальных и политических процессов в региональном и глобальных масштабах;
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «политическая система стран региона» формируются элементы следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- демонстрирует уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народов РК и зарубежья, толерантно воспринимает социальные и культурные различия;
- владеет культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета;
- владеет профессиональной лексикой, демонстрирует готовность к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы;
- осознает социальную значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессионального долга;
- владеет основами методологии научного исследования, различает творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности;
- умеет применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач;
- владеет базовыми методами и технологиями информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления;
- обладает базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществляет коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве;
- умеет оценивать качество содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию;
- понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- творчески подходит к порученному заданию, умеет проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем;
- способен следовать учебной и трудовой дисциплине, нести ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности;
умеет составлять комплексную характеристику региона с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей;
- владеет понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентируется в источниках и научной литературе по стране (региону);
- умеет самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах;
- описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона;
- владеет основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), показывает готовность принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации;
Календарно-тематический план
№ | Наименование темы | Распределение по неделям | |||
Лекции | Практич. занятия | СРСП | СРС | ||
Теоретические аспекты и перспективы развития социально-политических систем в современном мире. Понятие, сущность социальных систем, эволюционные изменения структур общества Политическая система РК и стран СНГ в современном мире, их институты | |||||
Социальная структура общества, его основные соци-альные группы, характеристика их интересов | |||||
Политические режимы на различных исторических этапах. Политический режим в современном Казахстане и в странах СНГ | |||||
Элитарность современного общества. Поли-тическая элита | |||||
Политический процесс в РК и в странах региона. Избирательные и партийные системы. Избирательные системы. Избирательный процесс в РК. | |||||
Партийные системы. Взаимосвязь партийной и избирательной систем. | |||||
Политический процесс в РК. Политическое сознание и идеология, взаимосвязь социально-политической жизни в РК, и политической культуры. | |||||
Рубежный контроль 1 | |||||
Гражданское общество и политические элиты стран региона. Элементы гражданского общества, становление институтов гражданского общества в РК. | |||||
Социальные движения. Политические и общественные организации, группы интересов, группы давления. Лоббирование. | |||||
Элитарность современного общества. Политические элиты и процесс принятия политических решений в стране. | |||||
Политические партии и их роль в формировании политики государства | |||||
Стратификация в мире, современном казахстанском обществе. | |||||
Законодательная (представительная) власть в РК и ее субъектах | |||||
Государственное управление как механизм функционирования социально- политической системы страны | |||||
Особенности политического процесса и принятия политических решений страны (региона) | |||||
Рубежный контроль 2 | |||||
Экзаменационная сессия | 16,17,18 |
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл |
Тема 1 Введение. Теоретические аспекты и перспективы развития социально-политических систем в современном мире. Понятие, сущность социальных систем, эволюционные изменения структур общества Политическая система Рj и стран СНГ в современном мире, их институты | Основная: 4.с.5-27 3.с.5-12 7.с.5-23 10.с.3-25 16.с.5-24 Дополнительная: 19.с.32-67 20. с.4-13 23. с.23-34 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 2 Социальная структура общества, его основные соци-альные группы, характеристика их интересов | Основная: 4.с.5-27 3.с.5-12 Дополнительная: 20.с.45-67 16.с.23-67 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 3 Политические режимы на различных исторических этапах. Политический режим в Казахстане и странах СНГ. | Основная: 10.с.27-36 16.с.15-27 Дополнительная: 48 с.44-85 50. с.45-67 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 4 Элитарность современного общества. Поли-тическая элита | Основная: 4.с.32-55 3.с.14-25 7.с.24-35 10.с.27-36 16.с.15-27 Дополнительная: 27. с.3-15 39.с.24-35 40.с.35-69 48 с.44-85 50. с.45-67 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 5 Политический процесс в РК и в регионах. Избирательные и партийные системы. | Основная: 1. с.60-85 2. с.14-23 3. с.15-27 4. с.24-35 23. с.33-39 Дополнительная: 12. с.5-145 16. с.25-45 23. с.34-45 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 6 Партийные системы. Взаимосвязь партийной и избирательной систем. | Основная: 4. с.90-112, 117-134 17. с.5-78 Дополнительная: 10. с.24-35 15.с.23-34 19.с.15-27 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 7 Политический процесс в РК и в странах СНГ. Политическое сознание и идеология, взаимосвязь социально-политической жизни в РК, странах СНГ и политической культуры. | Основная: 1. с.5-178 2. с.67-83 3. с.27-56 4. с.139-159 Дополнительная: 13. с.3-125 43. с.145-147 | Коллоквиум | ||
Тема 8 Гражданское общество и политические элиты стран региона специализации (стран СНГ | Основная: 1. с.20-178 2. с.56-68 3. с.34-56 4. с.13-147 Дополнительная 3. с.16-68. | Фронтальный опрос (письменно и устно) | ||
Тема 9 Социальные движения. Политические и общественные организации, группы интересов, группы давления. Лоббирование. | Основная: 1. с.20-178 4. с.163-190 Дополнительная 7. с.19-63 11. с.45-67 51. с.3-156 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 10 Элитарность современного общества. Политические элиты и процесс принятия политических решений в стране. | Основная: 1. с.13-24 2. с.34-45 3. с.34-56 4. с.195-213 Дополнительная: 14.с.178-181 17. с.77-89 21. с.27-56 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 11 Политические партии и их роль в формировании по-литики государства | Основная: 1. с.-24 2. с.34-45 3. с.34-56 4. с.195-213 Дополнительная: 32. с.51-61 38. с.3-98 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 12 Стратификация в мире, современном казахстанском обществе и странах СНГ. | Основная: 1. с.45-56 2. с.58-68 3. с.56-61 4. с.217-232 Дополнительная: С.378-405 | Доклады, тезисы | ||
Тема 13 Законодательная (представительная) власть в РК и ее субъектах | Основная: 1. с.45-56 2. с.58-68 3. с.56-61 4. с.217-232 Дополнительная: 41.с.56-195 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 14 Государственное управление как механизм функционирования социально- политической системы страны. | Основная: 1. с.67-69 2. с.68-78 3. с.77-134 Дополнительная: 25. с.5-89 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 15 Особенности политического процесса и принятия политических решений страны (региона) | Основная: 1. с.55-125 2. с.78-88 3. с.59-125 Дополнительная: 39.с.348-372 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад |
График проведения СРСП*
№ темы | Задания на СРС | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Макс. балл |
Тема 1Понятие, сущность социальных систем, эволюционные изменения структур общества Политическая система РК и стран СНГ в современном мире, их институты | Основная: 4.с.5-27 3.с.5-12 7.с.5-23 10.с.3-25 16.с.5-24 Дополнительная: 19.с.32-67 20. с.4-13 23. с.23-34 | Доклад, конструктивная схема, презентация, эссе. Конспект-анализ оригинального исследовательского текста их хрестоматии. | |||
Тема 2Социальная структура общества | Основная: 4.с.5-27 3.с.5-12 7.с.5-23 10.с.3-25 16.с.5-24 Дополнительная: 20.с.45-67 16.с.23-67 11.с.57-79 | Составить кейс-стади, конструктивную схему, презентацию, эссе. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 3Политический режим в Казахстане и странах СНГ. | Основная: 4.с.32-55 3.с.14-25 7.с.24-35 10.с.27-36 16.с.15-27 Дополнительная: 4. с.24-35 27. с.3-15 39.с.24-35 40.с.35-69 48 с.44-85 50. с.45-67 | Подготовить глоссарий, конструктивную схему, презентацию, эссе. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 4Политическая элита. | Основная: 4.с.32-55 3.с.14-25 7.с.24-35 10.с.27-36 16.с.15-27 Дополнительная: 27. с.3-15 39.с.24-35 40.с.35-69 48 с.44-85 50. с.45-67 | Подготовить глоссарий. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 5Избирательные системы. Избирательный процесс в РК и странах СНГ. | Основная: 1. с.60-85 2. с.14-23 3. с.15-27 4. с.24-35 23. с.33-39 Дополнительная: 12. с.5-145 16. с.25-45 23. с.34-45 | Подготовить презентацию, конструктивную схему, презентацию, эссе. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 6Взаимосвязь партийной и избирательной систем. | Основная: 4. с.90-112, 117-134 17. с.5-78 Дополнительная: 10. с.24-35 15.с.23-34 19.с.15-27 | Подготовить презентацию. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 7Политическое сознание и идеология, взаимосвязь социально-политической жизни в РК, странах СНГ и политической культуры. | Основная: 1. с.5-178 2. с.67-83 3. с.27-56 4. с.139-159 Дополнительная: 13. с.3-125 43. с.145-147 | Подготовить презентацию. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии («Типитаку»). | |||
Тема 8Элементы гражданского общества, становление институтов гражданского общества в РК и в странах СНГ. | Основная: 1. с.20-178 2. с.56-68 3. с.34-56 4. с.13-147 Дополнительная 3. с.16-68. | Подготовить презентацию, конструктивную схему, презентацию, эссе. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии («Библия»). | |||
Тема 9Политические и общественные организации, группы интересов, группы давления. | Основная: 1. с.13-24 2. с.34-45 3. с.34-56 4. с.195-213 Дополнительная: 14.с.178-181 17. с.77-89 21. с.27-56 | Дискуссия. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии («Библия»). | |||
Тема 10Элитарность современного общества. Политические элиты и процесс принятия политических решений в стране. | Основная: 1. с.-24 2. с.34-45 3. с.34-56 4. с.195-213 Дополнительная: 32. с.51-61 38. с.3-98 | Подготовить презентацию, конструктивную схему, презентацию, эссе. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии («Коран», «Сунна»). | |||
Тема 11Политические партии и их роль в формировании по-литики государства. | Основная: 1. с.45-56 2. с.58-68 3. с.56-61 4. с.217-232 Дополнительная: С.378-405 | Дискуссия. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии («Коран», «Сунна»). | |||
Тема12Стратификация в мире, современном казахстанском обществе и странах СНГ. | Основная: 1. с.45-56 2. с.58-68 3. с.56-61 4. с.217-232 Дополнительная: 41.с.56-195 | Дискуссия. Аналитический доклад. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 13Законодательная (представительная) власть в РК и ее субъектах. | Основная: 1. с.67-69 2. с.68-78 3. с.77-134 Дополнительная: 25. с.5-89 | Аналитическая справка. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 14Государственное управление как механизм функционирования социально- политической системы страны | Основная: 1. с.55-125 2. с.78-88 3. с.59-125 Дополнительная: 39.с.348-372 | Написать эссе, подготовить презентацию. Конспект-анализ оригинального текста из хрестоматии. | |||
Тема 15Особенности политического процесса и принятия политических решений страны (региона) | Основная: 4.с.5-27 3.с.5-12 7.с.5-23 10.с.3-25 16.с.5-24 Дополнительная: 19.с.32-67 20. с.4-13 23. с.23-34 | Написать эссе, подготовить презентацию. Конспект-анализ законов РК по вопросу религии. | 1,2 |
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.