Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности

Личность и культура.

Выделяют понятия, которые характеризуют духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношение к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическое значение, которое подчеркивает определенный аспект в сложной картине внутреннего мира человека.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них наследуются. Сами по себе качества индивида не содержат психологические свойства, однако они необходимые для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности (пример: кора больших полушарий необходимая для развития познавательных процессов).

Индивидуальностьопределяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, то есть не передаются детям от родителей, но они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества развиваются в процессе жизни, становятся все больше выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят один на одного, чем подростки или взрослые люди. В то же время некоторые черты, не затребованные ситуацией, наоборот, затухают, другие частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная наука выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый связан с особенностями строения и динамикой работы нервной системы, представленной отдельными чертами или качествами (пример: скорость ориентирования). Так как эти черты связаны с динамикой, то они получили название психодинамических. Латеральная организация мозга (то есть доминирование правого или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.

Важные не столько сами по себе эти черты, а их взаимосвязь между собой, и диспозиция, которая составляет определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это соединения отдельных черт и обеспечивают своеобразность поведения, общения и познания человека, который проявляется в индивидуальном стиле жизни.

Понятие «личность» включает в себя, прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружением, влиянием социальной ситуации. Потому что все люди, которые не изолированы в первые месяцы жизни (дети маугли), ощущают эти влияния среды, итак, каждый человек является личностью в этом плане, потому что его индивидные предпосылки развития психики меняются под влиянием культуры, социума. В то же время существует еще один уровень развития личности, которая предполагает способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознательный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды вступают в разногласие с руководящей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

Проявляется личность в поступках, то есть действиях, которые она делает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, который нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, потому что он означает, что личность не способна контролировать свои действия и делает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждением, принципам, которых она соблюдается независимо от тех или других преходящих обстоятельств. Самую важную роль здесь играют моральные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «владеть собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Личность и индивидуальность не одно и тоже: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается из общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, которые живут в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность – категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами. Приобщаясь в процессе социализации к культуре определенного общества, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопленное обществом богатство культуры слишком велико и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, в полном объеме. Каждая личность способна овладеть лишь какую-то малую часть культуры.

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может составляться как на основе случайного знакомства с теми или другими сторонами культуры и произведениями искусства, науки, философии, техники, так и вследствие целенаправленного и планомерного изучения какой-то одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определяется объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности – ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразности индивидуального выбора у каждой личности образовывается свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества – ее культурный диапазон. В течении жизни он изменяется, и чем оказывается шире, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней идеалы, ценности, нормы. В результате его действия в значительной мере обусловлены ими. Он реализует в своих поступках и в своем жизненном пути предложенные ему культурой программы поведения, часто даже не осознавая того. Не следует, однако, думать, что программирование человеческого поведения культурой в принципе лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несет в себе необъятное множество разнообразнейших программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей. Она открыта и для творческого создания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии твердо и последовательно осуществить то, к чему толкает ее свободный выбор.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности – это потребности духовные (ибо материальные обусловленные в конечном итоге биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер). Индивида, который выше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, то есть стремиться из всей людской культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических – профессиональных, служебных, бытовых и других – дел. Такая тенденция проявляется, например, в части студентов технических вузов, которые считают достойным внимания только «точное» физико-математическое, техническое знание и с пренебрежением относиться к искусству и всему «гуманитарному» - истории, философии, эстетике. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности – добро, красота, свобода справедливость и др. – неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не приносят. Но во имя ценностей человек временами готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью.

Духовность личности – ее способность подняться над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» - эта старая истина выражает одно из важнейших условий подлинно человеческого бытия.

Наши рекомендации