Тема 4. Жизненные сценарии

«Люди рождаются Принцами и Принцес­сами,

а родители превращают их в Лягушек».

Эрик Берн

В психологической науке существует концепция, согласно которой каждый ребёнок в самом раннем детстве под влиянием воспитания выбирает для себя тот или иной жизненный сценарий. Разработчик теории жизненных сценариев Эрик Берн определил сценарий как «бессознательный жизненный план, который составляется в детстве и подкрепляется родителями».

Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Чтобы компенсировать чувство беспомощности, ребёнок на доступном ему уровне (интуитивно, неосознанно) выбирает наилучшую стратегию выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя или банальный.

Победителем Эрик Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.

Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». Дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый. В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду.

Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию.

Чаще всего человек избирает сценарий, представляющий смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта: в одной сфере он решил быть победителем, в другой – не-победителем, в третьей – побеждённым.

Как ребенок выбирает сценарий? Вследствие того, что мать и отец являются очень важными фигурами в жизни ребёнка, их мнение и поведение накладывают большой отпечаток на психику ребёнка. Ребёнок получает от родителей так называемые сценарные послания – указания действовать определённым образом. Существует несколько видов таких посланий:

1. Прямые указания (все то, что родители говорят ребенку): «Не мешай мне!», «Делай, что тебе говорят!», «Уйди!», «Быстрей!», «Не капризничай!», «Ты должен много работать!», «Всегда говори правду», «Защищай младших». Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются.

2. Оценочные высказывания (ребёнку говорят не что он должен делать, а кем он является): «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьёшься!». Не умея самостоятельно анализировать свое поведение, ребенок усваивает оценки взрослых, верит в них, привыкает так думать и в конечном итоге воплощает их в реальность. Иногда оценки могут передаваться косвенно, когда родитель говорит с кем-то о своём ребёнке в его присутствии. Пример: «Это – спокойный ребёнок»; «Она очень капризная»; «Ты же знаешь, он сильный».

3. Подражание.Маленькие дети копируют поведение своих родителей, зачастую даже не осознавая, что оно означает.Возможно, маленькая девочка замечает, что, когда мать хочет чего-то от отца, она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, нужно поступать как мама». В этом случае дочь копирует поведение матери.

4. Невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация). Они обладают самостоятельным значением и могут передавать информацию наравне со словами. Невербальные сигналы могут подтверждать и усиливать значение слов, а могут нести совершенно противоположный смысл (когда словами мы говорим одно, а взглядом или интонацией – совершенно другое). Одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией может выражать и гнев, и равнодушие, и презрение. Например, фразы «Ну ты и молодец!», «Какой ты умный!» в зависимости от интонации может означать и одобрение, и порицание.

Существуют общие указания, которые есть в сценарии каждого человека. Их пять: «Будь лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»; «Радуй других»; «Спеши». Эти послания получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов. Термин «драйвер» используется потому, что ребенок чувствует необходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что, пока следует им, он ОК. Все люди имеют в своих сценариях эти пять посланий, хотя и в различной пропорции. Значимость каждого из этих указаний разная у всех людей. Обычно особо значимым является одно или два из них, и человек чувствует необходимость следовать им.

«Спеши». Люди с этим стилем хорошо справляются с работой, которую нужно сделать в сжатые сроки, успевают сделать много дел за короткое время. Они чувствуют себя на высоте, если справляются с заданиями в кратчайшие сроки, и переживают пик энергии в состоянии стресса и напряжения сил. Главным их преимуществом является количество выполненной работы. Однако они уделяют мало внимания подготовке, при наличии свободного времени могут откладывать начало работы «на потом», до тех пор, пока она не станет срочной, и только тогда приступают к ее выполнению, вследствие чего могут допускать ошибки. Отсюда – потеря времени на их исправление, и в конце концов работа может быть не выполнена в срок. Способность быстро думать может приводить к нетерпеливости этих людей по отношению к более медлительным коллегам – часто они слишком быстро говорят, перебивают других и даже заканчивают за них предложения, что приводит к непониманию и бесполезным спорам. Плотно планируя свой график встреч, они вынуждены спешить с одной встречи на другую, порой раньше времени уходя с одной и опаздывая на следующую.

«Будь совершенным (лучшим)».Люди с этим стилем - полная противоположность спешащим. У них ярко выражено стремление быть совершенным: никаких ошибок в работе, все должно быть сделано наилучшим образом. Их отличает организованность, так как они умеют смотреть в будущее, планировать работу и вырабатывать стратегию преодоления потенциальных трудностей. Их трудно застать врасплох; работа у них идет планомерно и эффективно. На них можно положиться, когда работу нужно выполнить аккуратно. Точность, внимание к деталям, тщательность в работе – это их сильные стороны. К сожалению, сложности возникают, когда работа должна быть выполнена строго в срок, так как, стремясь выдать совершенный конечный продукт, они долго и кропотливо ищут возможные ошибки, постоянно вносят несущественные изменения. Они могут предоставить клиенту слишком много информации и этим ошеломить его. Они тщательно подбирают слова и выражения, часто используя длинные фразы, малознакомые слова и технические термины, которые могут быть непонятны собеседнику.

«Радуй других». Люди с таким стилем обычно хорошие члены команды. Они сторонники гармонии, обладают хорошей интуицией и внимательны к чувствам других людей. Их задача – угодить людям, даже тогда, когда их об этом не просят. Они угадывают, что нужно людям, и стараются удовлетворить их желания. Рядом с людьми такого стиля хорошо работать, так как они способны проявлять терпение и понимание. Они внимательны к чувствам окружающих и могут сплотить команду тем, что мнение каждого ее члена будет принято во внимание. Проявляя искренний интерес и заботу к другим людям, они могут вовремя ободрить и успокоить человека, переживающего по поводу выполнения сложного задания. К сожалению, они иногда стараются быть излишне «хорошими»! Стремясь сохранить хорошие отношения, они могут воздерживаться от высказывания собственного мнения и позволяют другим реализовывать изначально ошибочные идеи, не говоря правды, чтобы не обидеть другого человека. А потом страдают, когда люди сердятся на них за то, что они их не предупредили о провале.

«Старайся». Этот рабочий стиль связан со стремлением вложить все силы в выполнение какой-либо задачи, поэтому люди с таким стилем все делают с энтузиазмом. Пик энергии они испытывают, когда нужно сделать что-то новое, и им нравится, что можно оценить и использовать все возможности. Все аспекты задания будут тщательно проанализированы. Люди ценят такой подход и способность сдвинуть дело с мертвой точки. Руководители особенно ценят в таких сотрудниках то, что они часто добровольно берутся за выполнение новых задач. Однако людям с таким стилем часто не хватает терпения в достижении конечного результата, ибо первоначальный интерес и энтузиазм угасает задолго до выполнения задачи. Внимание к излишне большому количеству аспектов затрудняет их работу и удлиняет сроки ее выполнения, и даже если большая часть работы уже выполнена, они продолжают думать о том, как бы решить задачу по-другому, прежде чем согласятся с тем, что работа завершена.

«Будь сильным». Люди с этим стилем сохраняют спокойствие в стрессовой и напряженной ситуации, они хорошо преодолевают кризисные моменты. Такие люди воодушевляются, когда нужно проявить выдержку и стойкость. У них сильно развито чувство долга, и они проявляют упорство даже при выполнении неприятных заданий и поручений. Именно они в сложных ситуациях способны мыслить логично и принимать разумные решения, в то время как другие впадают в панику. Благодаря невозмутимости и способности решать любые рабочие вопросы, таких людей неизменно считают надежными и уравновешенными сотрудниками организации. Их проблема заключается в том, что им трудно признать свои слабости и любую неудачу они склонны квалифицировать как слабость. Им проще перегрузить себя работой, чем попросить коллег о помощи. Они могут скрывать свои трудности, "спрятав" работу, и при полном внешнем порядке на рабочем столе кипы рабочих документов могут скопиться в ящике этого стола. Коллеги могут чувствовать себя неуютно из-за отсутствия у них проявления эмоций. Особенно это проявляется тогда, когда большинство людей испытывает стресс. Их трудно понять, поскольку они не склонны показывать свои чувства.

Очень часто в семье складывается такая ситуация, что один или оба родителя не удовлетворены своей жизнью, разочаровались в людях, работе, друг друге, временно или постоянно испытывают отрицательные эмоции. Если в такой ситуации в семье появляется или уже есть маленький ребенок, он может получить одно из следующих негативных посланий:

1. Не живи. Если человек думал о самоубийстве или предпринимал попытку к самоубийству, то, вероятнее всего, его сценарные послания включают приказание «Не живи». Такое приказание имеют и те люди, которые изо дня в день медленно убивают себя - наркоманы, алкоголики, или часто рискуют своей жизнью – альпинисты, гонщики, каскадёры. Это справедливо и в тех случаях, когда человек чувствует себя ущербным, ненужным или нелюбимым. Такое приказание получают младенцы, родитель (один из родителей, редко - оба) которых чувствует, что родившийся ребёнок мешает или угрожает ему. Это может быть мать, у которой уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. На её месте может быть отец того же семейства, который день и ночь работает, чтобы содержать свою семью и теперь ему придётся работать ещё больше. Эти родители, не признаваясь в своих чувствах даже себе, тем не менее, скрытыми способами передают ребёнку свой отказ от него. Приказание «Не живи» могут передать своему ребёнку родители, которым из-за рождения ребёнка пришлось от чего-то отказаться. Например, от поступления в аспирантуру. Или от возможности много работать, чтобы не упустить шанс сделать карьеру. Такие родители, скорее всего, хотели ребёнка, но немного позже. И хотя ребёнок был желанным, родитель неосознанно горевал по поводу отказа от своих планов. Ещё один частый случай, когда родители отдают ребёнку приказание «Не живи», - вынужденная женитьба. Молодые люди могли «по неосторожности» родить ребёнка, и вынуждены были пожениться, хотя один из них или они оба не хотели этого.

2. Не будь самим собой. Будь другим ребенком. Это приказание могут передавать родители, которые заранее (возможно еще до рождения ребенка) представили себе, какой «идеальный» ребенок у них должен быть (мальчик или девочка, блондин или брюнет, спокойный или активный и т.д.). В процессе воспитания своим поведением или высказываниями родители поощряют одни поступки или качества (например, мужские качества у девочки, мужской стиль в одежде) и порицают «неправильные», с их точки зрения, признаки (слишком большой размер ноги, рыжие волосы, длинный нос и т.д.). Родители могут постоянно сравнивать ребенка с другими детьми или взрослыми: «Маленький Ванечка Иванов уже сказал свои первые слова – какой умница! А ведь он на два месяца младше тебя», «Ты похож на дядю Колю. Такой же упрямый».

3. Не будь ребёнком. Если родители сами ещё эмоционально незрелы и психологически сами находятся в детском возрасте, то они могут чувствовать угрозу со стороны родившегося ребёнка и передают ему невербальное послание: «Здесь есть место только для одного ребёнка – и этот ребёнок я. Тем не менее, я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребёнок». Позднее это может выражаться в таких высказываниях: «Ты уже большой, чтобы…» или «Большие мальчики не плачут». Это приказание могут передать также родители, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. Во взрослой жизни человек, имеющий такое приказание, обычно чувствует себя неуютно с детьми. Или не может вести себя раскованно и поэтому чувствует дискомфорт на вечеринках и других ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствиями. Иногда приказания «Не радуйся» («Не получай удовольствия») рассматриваются как варианты «Не будь ребёнком».

4. Не расти (оставайся маленьким). Чаще всего такое послание получают младшие дети в семье или единственный ребёнок в том случае, когда родители знают, что больше не смогут иметь детей. Это случается потому, что родители свою ценность видят в исполнении роли хорошего отца или матери. Когда их ребёнок становится взрослым, они больше не чувствуют своей значимости в этом мире. Иногда приказание «Не расти» передаётся в смысле «Не покидай меня». Во взрослой жизни человек, получивший это послание, долго живёт с матерью преклонного возраста. И, наоборот, такое послание могут передавать родители, которые сами ещё не стали взрослыми и хотят, чтобы ребёнок подольше оставался их товарищем по играм. Другим вариантом приказания «Не расти» является приказание «Не будь привлекательной (сексуальной)». Подобное послание передаётся обычно отцом своей дочери.

5. Не делай успехов. Это послание передаёт родитель, который с ревностью относится к будущим успехам сына или дочери. Возможно, родители добились материального благополучия самостоятельно и в результате многолетнего труда. Теперь они имеют возможность обеспечить ребёнку хорошее воспитание и образование, но испытывают зависть к открывающимся перед ребёнком перспективам.

6. Не делай (ничего не делай). Человек, имеющий такое послание, во взрослой жизни часто не знает, что ему нужно предпринять, постоянно ощущает бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимает, чтобы изменить своё положение. Родитель, передавший это послание, испытывает постоянную тревожность, страшится мысли, что его ребёнок наделает вреда, если за ним постоянно не присматривать. Послание «Не делай» означает: «Ничего не делай потому, что всё, что ты можешь сделать, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать».

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие такое послание, боятся играть ведущую роль. Они теряются, когда их просят выступить на собрании. Они могут успешно работать в роли подчинённых, при этом они не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения. Такое послание передают родители, которые сами не уверены в себе, ничего не добились в жизни, не были успешными. Одним из вариантов этого приказание является послание: «Не проси того, что ты хочешь».

8. Не принадлежи. Человек, подчиняющийся этому приказанию, чувствует себя чужаком среди людей, и поэтому его часто считают нелюдимым и замкнутым. Родители такого человека могли культивировать это послание из-за своего неумения общаться, выстраивать близкие взаимоотношения. В другом случае родители могли передавать ребёнку послания о том, что он отличается от других детей. Родители могут так поступать из-за национальности, здоровья или особенностей характера ребёнка.

9. Не будь близким. Это приказание может включать запрет на физическую близость или может означать: «Не будь эмоционально близким». Подобные послания обычно передаются из поколения в поколение в семьях, в которых не принято физически ласкать друг друга или говорить о своих чувствах. Родители могут передавать это послание и своим отказом от физического контакта с ребёнком, хотя друг с другом и с другими людьми они ведут себя по-другому. Один из вариантов «Не будь близким» является послание «Не доверяй». Человек, имеющий такое приказание, будет постоянно подозревать окружающих его людей. Даже если они будут хорошо к нему относиться, он всё равно будет считать, что его отвергают. Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он может затеять ссору, а после разрыва сказать: «Я же говорил, что так и выйдет!». Такое послание ребёнок получает в том случае, если один из родителей или оба неожиданно уходит, умирает или надолго оставляет ребёнка. Часто подобное приказание подкрепляется в дальнейшем попытками родителя обмануть, оскорбить ребёнка или использовать его в своих интересах.

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Это послание часто получают дети, о которых заботятся намного больше во время их болезни, а в остальное время ребёнок ощущает дефицит внимания. В подобных случаях ребёнок принимает следующее решение: «Для того, чтобы получать внимание, я должен болеть». Во взрослой жизни человек, имеющий такое приказание, будет применять сценарную стратегию заболеть, когда не всё идёт гладко дома или на работе.

11. Не думай. Такое послание может передаваться родителем, который предпочитает жить не разумом, а чувствами. «Не думай» может передать родитель, который не хочет думать о своих проблемах и боится, что родившийся сын или дочь, вырастая, будет видеть эти проблемы так, что их придётся решать. Другими вариантами этого приказания являются послания «Не думай о …» (сексе, деньгах и пр.) и «Не думай о своих проблемах, думай о моих проблемах».

12. Не чувствуй. Чаще всего это послание получают дети, родившиеся в семьях, где существует запрет на проявление каких-то чувств. Поэтому обычно это приказание бывает более конкретным: «Не выходи из себя»; «Не испытывай печаль»; «Не сердись» и пр. В некоторых семьях «Не чувствуй» означает «Не испытывай физических (телесных) ощущений». Если это приказание достаточно сильное, то оно может стать причиной серьёзных проблем во взрослой жизни.

На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария.

Чаще всего сценарий выбирается на основе часто повторяющихся посланий. Однако бывает, что жизненный сценарий ребёнок выбирает под воздействием одного единственного события, которое он воспринимает как особенно угрожающее. Такое событие называется травматическим (сильное унижение, насилие, потеря близких, переживание страха).

На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. Родительские приказания не могут заставить ребёнка написать сценарий каким-то определённым образом. Один ребёнок воспринимает приказание в том виде, в котором оно ему передалось, другой преобразует приказание, смягчая его пагубное влияние, или может вообще не принять его. У ребёнка всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они, тем не менее, оказывают на ребёнка сильное влияние.

Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.

Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.

Литература по теме:

1. Гуленко В.В. Жизненные сценарии /http://www.modernlib.ru

2. Йен Стюарт, Вэнн Джойнс Жизненный сценарий / http://www.ligis.ru/psylib/

3. Клод Штайнер Сценарии жизни людей. – СПб: Питер, 2003. – 416 с.

4. Ричард Бендлер, Джон Гриндер Из лягушек - в принцы. – М.: Корвет, 2010. – 192 с.

5. Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.

Наши рекомендации