Культурные и жизненные сценарии личности

Культура охватывает человеческую жизнь во всех ее проявлениях. Культура укрощает проявления животных инстинктов человека. Она накладывает на поведение людей определенные ограничения и запреты, благодаря которым становится возможным социальная жизнь, то есть существование и развитие общества. В обществе создаются принципиально новые «надбиологические» условия сохранения и продолжения биологической жизни человеческого рода. Культура, таким образом, не создает жизненную энергию человека, она лишь направляет ее на разумные цели. И рационально организует ее использование в условиях человеческой сообщества.

Культура определенным образом программирует жизнедеятельность людей, ведь каждая отдельная личность живая и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь за программами, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Такие программы в современной науке получили название сценариев.

Понятие жизненного сценария ввел в научное обращение американский психоаналитик Э. Берн. Под жизненным сценарием он понимал определенные модели поведения, согласно которым личность организует ход своей жизни. Безусловно, человек сам планирует свою жизнь. Но представление людей о том, как они хотели бы ее прожить, формируется под влиянием окружающей социальной среды. Так, существуют эталонные сценарии жизни крестьянина, аристократа, ученого, бизнесмена и т.п.

Итак, сценарий – это развернутый в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он не всегда четко осознается самим человеком и может быть довольно размытым, ориентировочным. Но любой человек, если он действует как разумное существо, всегда имеет какой-либо, хотя бы приблизительный сценарий, который определяет возможные пути и способы его действий (сценарий телефонного разговора). Этот сценарий может быть намечен лишь в общих чертах, в ходе разговора он может меняться исходя из обстоятельств, но без него едва ли мы смогли бы звонить по телефону.

Значительно более сложными являются продолжительные сценарии, которые определяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Такие сценарии по обыкновению формируются в виде отдельных целей, задач и принципов. В них по факту жизнь вносит свои коррективы. В таких сценариях можно различать два уровня – культурный и индивидуальный. На первом уровне сценарий имеет вид сюжета, который определяется объективными условиями жизни человека и тем, какие знания, нормы, ценности и идеалы может он получить из окружающего культурного пространства.

Культурный сценарий выступает как социокультурно обусловленный сценарный план, как основная сюжетная линия жизненных действий. В пространстве культуры могут существовать эталонные сюжеты культурных сценариев и инвариантные – независимые от конкретных жизненных ситуаций построения. Но в пределах общего культурного сценария может существовать целый ряд разных вариантов основного сюжета. Каждый человек выбирает какой-либо из них исходя из конкретных обстоятельств своей жизни и собственных индивидуальных черт.

В индивидуальном сценарии деятельности сюжет приобретает своеобразность, которая присуща именно конкретной личности. Он содержит в себе вариативные, не общепринятые в данном обществе сценарии «реплики» и ходы, в которых отражаются личностные и ситуативные моменты.

Культурные сценарии – это платформы, на которых выстраиваются индивидуальные сценарии. Любой культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, ее возможную успешность, вследствие чего поведение людей становится понятным и ожидаемым для других. Сценарии, таким образом, упорядочивают и значительно упрощают систему социальных отношений в обществе, но, с другой стороны, стандартизируют мышление, которые может привести к негативным последствиям в случае, если человек окажется в жизненной ситуации, которая не будет совпадать с обычными культурными условиями. В этом случае человек фактически оказывается наедине со своими проблемами, и вынужден сам, на свой страх и риск, изобретать новые, неизвестные до сих пор сюжеты деятельности. Однако отклонение от устойчивых моделей поведения, которые окажутся положительным для человека и общества, со временем могут стать образцами для новых культурных сценариев. Важное место среди культурных сценариев занимают сценарии деятельности. Они определяют в общем виде характер, цель, нормы поведения людей, в определенной области общественной жизни. Первоочередное значение в повседневной жизни людей имеют сценарии, которые определяют культуру мышления, общения, работы, обучения, игры, отдыха.

Культура мышления. Эффективность мышления человека определяется способностью решать задачи, которые возникают перед ним. Эта способность зависит, с одной стороны, от естественной интеллектуальной одаренности индивида, а с другой – от воспитания, образования, жизненного опыта и, в конце концов, от приобщения личности к культуре. Именно из культуры человек черпает знание, используя их для решения разных задач; ценности и идеалы, которые определяют его отношение к этим задачам; приемы, правила мышления, которые помогают решать эти задачи.

Мышление принадлежит к понятиям, которые довольно сложно определить. Если сказать, что мышление – это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, то в данном случае будет выявлен гносеологический, то есть теоретико-познавательный аспект мышления. Физиолог отдал преимущество другому определению мышления – это идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психиатры говорят, что мышление – это интеллект в действии. Но в таком случае приходится выяснять, что такое интеллект.

На современном уровне научных знаний о процессах мышления сформировалось информационное определение мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как специфический процесс обработки информации по определенной программе. Конечно, нельзя отождествить человеческое мышление с процессом обработки информации, потому что оно имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательный аспект мышления состоит в активном изъятии информации из внешнего мира и ее обработке. И когда говорят, что мышление является обработкой информации, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одну из его особенностей.

Процесс мышления никогда не начинается «на пустом месте...», «с нуля». Применяя способ мышления взрослых, ребенок начинает использовать его для определения своих задач. Таким образом, осмысление любой задачи строится по соответствующим канонами, которые в самом обобщенном виде образовывают сценарий процесса мышления. В соответствии с этим сценарием человек намечает вопрос для обдумывания, выдвигает какие-то допущения, подбирает аргументы, определяет их истинность и т.п.

В ходе реализации замысла сценарий может меняться, в этом могут быть определенные «белые пятна», для выявления их четкости и выразительности нужны оригинальные и непривычные «скачки» мысли, но даже они (за исключением отдельного творческого вдохновения, инстинкта) не очень отклоняются за границы общепринятого в данной культуре способа мышления.

В каждой области деятельности существуют свои сценарии мышления – специфические правила, приемы и способы решения умственных задач (мысль художника формируется иначе чем мысль ученого). Есть субкультурные отличия в мышлении людей, которые принадлежат к разным этническим, возрастным, гендерным, профессиональным группам. Так или иначе, но сценарии мыслительных процессов могут видоизменяться в зависимости от разных факторов. Однако существуют и некоторые общие требования к современной культуре мышления человека. К наиболее характерным требованиям относят рефлексивность, аргументированность, логическую культуру, профессионализм, стратегичность.

Рефлексивность является определенной организацией процесса мышления. Термин рефлексия (лат. отражение) – это уникальная способность сознания человека в процессе восприятия действительности воспринимать и себя самого. Вследствие этого человеческое сознание возникает вместе с тем и как самосознание, мысль о чем-то – как мысль о мысли, знании о чем-то – как знания о самом знании.

Аргументированность. Нужно четко различать тезис и его аргументацию. Необоснованные мысли должны считаться не более, чем гипотезами. Эта норма предусматривает критичность и самокритичность.

Критичность означает необходимость самостоятельной оценки правильности любой другой мысли – то ли «общей», то ли мысли «авторитета».

Самокритичность состоит в умении объективно оценивать аргументацию своих собственных мнений и выводов. Эмоции, желание, «интуитивное ощущение» могут играть большую роль в мышлении, выступая как стимулы целенаправленного поиска в пользу той или другой мысли. В поисках истины ничего не нужно принимать на веру. Вера – не аргумент. Вера является лишь субъективной психологической установкой, которая без объясняющих ее аргументов не обеспечивает достоверность знаний.

Логическая культура – это логическая грамотность. Со времен Аристотеля установленные логикой правила дедуктивных и индуктивных умозаключений стали считаться обязательными нормами мышления. Поэтому грамотным является умением мыслить без логических ошибок, в соответствии с законами логики, последовательно и без противоречий.

Профессионализм. Одновременно с общими законами логического мышления существует много специальных методов, с помощью которых решаются задачи в разных областях знания. Сегодня нужны специалисты, которые имеют соответствующий уровень профессиональной культуры и владеют средствами профессионального мышления.

Стратегическое управление. Умение пользоваться общими логическими и специальными профессиональными методами позволяет успешно справляться со стандартными задачами, путь к решению которых известен с самого начала. Но если дело касается сложных нестандартных проблем, относительно которых заранее неизвестно, в каком направлении искать их решение, то одного этого умения может быть недостаточно. Возникает вопрос: как найти путь, который ведет к цели, как выбрать из большого количества имеющихся средств и методов те, что нужны для движения по этому пути и могут быть наиболее эффективными и целесообразными?

При недостаточной культуре мышления человек может действовать «по интуиции», по принципу «проб и ошибок», бессистемно, наугад и т.п. Но в наше время существуют разнообразные формы стратегического управления мышлением, которые дают возможность наиболее рациональным образом организовать весь мыслительный процесс в целом. Они разделяются на два основных типа.

Первый – это алгоритмические и полуалгоритмические методики, с помощью которых решаются стандартные задачи. Для этих методик характерно то, что они полностью или почти полностью определяют ряд операций, из которых состоит решение задания, поэтому с большим уровнем надежности, гарантируют получение решения. Второй тип стратегии мышления – это эвристические стратегии (эвристика). Они используются главным образом для решения нестандартных задач. В отличие от стратегий алгоритмического типа, они не дают однозначных решений относительно конкретных операций мышления и не гарантируют успех. В них содержатся лишь некоторые приемы, которые расширяют поле поиска решений и способность натолкнуть мысль на правильный путь. Такие эвристические стратегии повышают достоверность успешного решения задачи и более эффективны, чем «интуиция» или метод «проб и ошибок».

«Стратегичность» - признак современной культуры мышления. В наше время тяжело достичь успеха в любой сфере интеллектуальной деятельности без регуляции и организации процессов мышления с помощью алгоритмических и эвристических стратегий, и каждый, кто занимается умственным трудом, сознательно или бессознательно их использует. Значительное распространение в технике получили специально разработанные эвристические стратегии изобретательства (метод аналогий, «мозговой штурм»).

Наши рекомендации