Политический кризис можно рассматривать как переход системы на новый уровень или как создание новой системы, т.е. как момент развития
Причины кризиса - отчуждение масс от власти, падение уровня жизни народа, национальные и религиозные проблемы, несовпадение ценностей. Кризисы бывают внутриполитическими и межгосударственными. Внутриполитические кризисы бывают общенациональные и частные. К частным относятся:правительственный кризис (правительство не справляется с ситуацией, либо часть партий выходит из коалиции, парламент отправляет правительство в отставку), парламентский кризис (изменение баланса сил в парламенте, когда его решения не поддерживаются большинством избирателей, и назначаются новые выборы, а парламент распускается), кризис правящей партии, конституционный кризис(фактическое прекращение действия конституции, которая теряет легитимность). А вот общенациональный кризис - это революционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят".
И конфликты, и кризисы имеют ряд функций - и положительных, и отрицательных. К положительным относятся следующие: 1) разрядка напряженности между социальными силами, "отводной канал", 2) содействие формированию нового равновесия в обществе, переоценке ценностей, 3) укрепление внутригрупповой сплоченности, осознание групповых интересов. К отрицательным относятся: 1) дестабилизация общества, 2) угроза ликвидации политической системы, 3) угроза раскола неустойчивых групп.
Итак, политические конфликты и кризисы - неотъемлемая черта политической жизни общества.
2.Вначале рассмотрим способы урегулирования конфликтов:
1) "избегание", 2) откладывание разрешения, 3) сближение сторон через посредника, 4) третейское разбирательство (арбитраж), 5) переговоры сторон на основе баланса интересов. Американский политолог Т.Шеллинг делает упор на силу в разрешении конфликта, на достижение односторонней победы, и отводит переговорам роль "запасного выхода", когда силовые методы бесперспективны или невыгодны.
Другой американский политолог А.Раппопорт считает, что все конфликты нельзя подгонять под единую схему. Есть конфликты 3 типов "схватка" (цель - только победа, противоречия неразрешимы), "дебаты" (компромисс возможен) и "игра" (общие правила для сторон). Эффективное разрешение политических конфликтов может быть только на основе взаимных уступок. Но надо учитывать и то, что в ряде стран СНГ исторически утвердилась конфронтационная политическая культура, несущая в себе нетерпимость к инакомыслящим.
Конфликтная ситуация необязательно перерастает в конфликт, если противоречия ликвидируются удовлетворением сторон. Но если все же возник конфликт, то появляются (по мнению американского политолога Р.Даля) три альтернативы: тупик, принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, если каждый участник конфликта блокирует действия другого, что обостряет конфликтное принуждение, применяется чаще всего, если в конфликте участвует авторитарное государство, боящееся неповиновения. Мирное урегулирование наиболее реально при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры.
Для успешного урегулирования конфликта, по мнению политолога Нордлинджера, необходимо придерживаться 6 принципов: 1) стабильная коалиция, 2) принцип пропорциональности, 3) деполитизация, 4) взаимное право "вето", 5) компромисс, 6) концессия (предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне).
Каждая из сторон вырабатывает свои позиции, определяющие пределы уступок и компенсаций. На основе этих позиций возможны либо прямой контакт между сторонами, либо обращение к посреднику (третейской стороне). Есть следующие типы посредников: 1) нейтрально-независимые (требуют внимания и уважения к своим рекомендациям, во время переговоров берут на себя роль ведущего), 2) "создатели правил" (стремятся сформировать единую систему ценностей как основу для согласования интересов и условия для успешных переговоров, активно участвуют в них, предлагают свои варианты, но не настаивают на них).
Важен также вопрос о формах управления конфликтом, основной из которых является институализация конфликта, придание ему правовой и организационной основы. Если этого не происходит, то возникает конфликт без правил, стихийный и бесконтрольный взрыв недовольства. А конфликт в рамках означает предсказуемость поведения его участников.
Выделяют три стадии разрешения конфликтов:
1) подготовительную (ведется детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования),
2) переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц),
3) выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями; здесь особенно важна роль посредника).
Анализ конфликтной ситуации на 1-м этапе должен включать сведения об объекте и субъектах конфликта, об исторических корнях, поводах, уровне напряженности, ресурсах участников - т.е. "дерево конфликта". Вторая стадия (сами переговоры) требует особого искусства. Успех переговоров зависит от двух факторов: 1) проработки вопросов на 1-й стадии и 2) умения посредника создать из сторон коллектив, способный к совместной работе. Линия ведения переговоров может быть четырех типов: 1) уход от обострения, 2) стремление достичь соглашения любыми средствами, 3) неуступчивость с целью полной победы над противником и 4) тактика согласия (стремление достичь общего подхода участников к проблеме для достижения решения, удовлетворяющего обе стороны; внимание концентрируется на интересах, а не на позициях; просчет последствий решения проблемы).
Каковы же пути разрешения политических кризисов? Политические кризисы проходят, как правило, три стадии: 1) скрытую стадию накопления противоречий (здесь идет объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко зайдет дело), 2) стадию эскалации (нарастания) кризиса (поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления), 3) стадия разрешения кризиса (самый острый этап, схватка, результат - победа либо нового, либо старого).
Есть два способа разрешения политических кризисов: 1) революция, 2) реформа. Если реформы затрагивают глубинные основы социально-экономического строя, то это "революция сверху", считающаяся "высшим пилотажем" в политике. Перестройка начиналась как революция сверху, но вышла из-под контроля. Революция быстро и радикально решает проблемы, но требует от общества очень высокой платы. Реформа более типична сейчас, она сохраняет определенный расклад и баланс сил. Борьба интересов идет в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, что благоприятнее для национального развития. Очень важно также учитывать политические традиции и менталитет народа. Не следует торопиться "резать по-живому", силой ломать политические стереотипы и традиции.