Вклад в развитие политической мысли
Реферат
«Политическая мысль Вильфредо Парето».
по дисциплине «Политология»
Выполнил: студентка
38 группы
Сухининой Ольги Андреевны
_______________________
(подпись)
Проверил:
к.и.н. доцент Комаров А.Е.
Оценка ________________
«___» _______________ 2015 г.
_______________________
(подпись)
Омск, 2015
Введение
Любая наука имеет свою историю. С полным основанием могу сказать, что без истории науки нет самой науки. Это относится и к политологии. Ее современные учения и теории развиваются как продолжение в новых исторических условиях тех политических мыслей, которые существовали в прошлом. Без накопленного мыслительного материала невозможно рождение новых политических теорий.
Поэтому очень важно, начиная изучение политологии, хотя бы кратко ознакомиться с историей политической мысли, которая зародилась несколько тысяч лет тому назад и все это время развивалась различными мыслителями и политическими лидерами.
В дискуссиях и спорах решались насущные проблемы политических отношений между социальными общностями, структуры и механизма власти, государственного устройства, политических прав и свобод человека. Все эти проблемы носили конкретно-исторический характер, были тесно связаны с социальными условиями каждой ступени в развитии человеческой цивилизации. История политических учений — неотъемлемая сторона истории государства. Мысли авторов этих учений используются и в современном государственном строительстве.
Вильфредо Парето
Парето (Pareto, Vilfredo) Вильфредо (род. 15 июля 1848 г., Париж - умер 20 августа 1923 г., Женева) - итальянский экономист и социолог, одним из первых применивший формальные методы для анализа экономических и социальных процессов; создатель концепции «нелогического поведения» и теории циркуляции элит.
Биография и основные работы.
Парето получил образование в Туринском Политехническом институте (1869). В 1870-1892 гг. сделал карьеру инженера и директора нескольких итальянских железных дорог. В 1880-х гг. увлекся изучением теоретических экономических проблем и после встречи с экономистом Л. Вальрасом, создателем теории общего экономического равновесия, получает (и впоследствии принимает) предложение занять пост профессора политической экономии в Лозаннском университете. С 1893 г. начинается научная карьера Парето. Незадолго до смерти он был назначен режимом Муссолини членом итальянского сената: сторонник экономического либерализма, он был противником марксизма и либерального эгалитаризма, считая, что демократическое правление неизбежно перерождается в плутократию.
Автор ряда работ по экономической теории и социальным наукам, в том числе: «Курс политической экономии» (Cours d'Economie Politique, 1896-1897); «Социалистические системы» (Lessocialistes, 1902); «Руководство по политической экономии» (Manuale di economia politica, 1906); «Трактат по всеобщей социологии» (Trattato di sociologia generale, 1916; англ. изд. «Разум и общество: трактат по всеобщей социологии», 1935); «Трансформация демократии» ( 1921 ) и др. Считается также, что большой вклад в развитие математических методов исследования сделан его статьей «Математическая экономика» (Economie matématique, 1911) во французской «Энциклопедии математических наук».
Вклад в развитие политической мысли.
Диапазон научных интересов Парето был чрезвычайно широк: экономическая теория, политическая экономия, социально-политические проблемы, распределение власти в обществе, динамика общественных изменений и т. п. Достижения Парето в сфере экономических наук общепризнанны, и многие его идеи сохраняют актуальность. Парето также называют одним из величайших социологов, остававшимся вне основных интеллектуальных течений своего времени и тем не менее оказавшим большое влияние на формирование социологии. Придя к выводу, что для анализа социально-политических явлений современные ему социология и политическая экономия являются недостаточно эффективными, он увлекся социальными науками, стремясь создать новую «логико-экспериментальную науку об обществе» по подобию естественных наук. Для «новой» науки экономика и социология выступали бы как составные части (эта установка является следствием убежденности Парето во взаимосвязи социальных и экономических феноменов), а сама она должны была бы координировать и обеспечивать экспорт методов и открытий между конкретными дисциплинами для создания синтетической теории социальной системы и ее изменений. Общество, по Парето, представляет собой систему, находящуюся в состоянии динамического(несовершенного) равновесия(концепт, перенесенный из экономических исследований; одновременно экономическое равновесие является частью общего социального равновесия), которое устанавливается в ходе различных социальных взаимодействий. Ряд исследователей, например Т. Парсонс и Л. Хендерсон, отмечали, что использование системных аналогий вероятно является основным вкладом Парето в развитие социологии: общество у Парето представлено как система взаимозависимых переменных (в виде поведений множества субъектов). Поскольку человек есть «материальная частичка, молекула» этой системы, то Парето по-своему формулирует предмет социологии - человеческое поведение, имеющее по преимуществу иррациональный, нелогический характер (восприятие людьми мира не соответствует тому, каков он есть на самом деле; люди не могут рационально обосновать выбранные цели). Поведение делится на логические (целенаправленные, между средствами и целью есть логическая связь) и нелогические (инстинктивные) поступки; в реальности они представлены в смешанном виде. Первые редки, а вторые, напротив, широко распространены и имеют определяющее значение для общественной жизни. Пятьдесят два «остатка» Парето объединил в шесть классов: I) инстинкт комбинаций; II) постоянство агрегатов; III) потребность в демонстрации собственных чувств; IV) инстинкт общительности; V) инстинкт целостности индивида; VI) инстинкт сексуальности. «Остатки» и «производные» взаимодействуют, комбинируются, определяя социальные явления и процессы, а в более общем плане, обеспечивают поддержание социальной системы в состоянии динамического равновесия. Для сферы политики и в целом для установления социального равновесия особое значение имеют «остатки» I и II классов. «Ос-татки» I класса - инстинкт комбинаций - чаще всего встречаются у добивающихся успеха, в том числе многочисленными компромиссами, общественных деятелей-либералов и стремящихся к умножению богатства предпринимателей; для них характерны стремление и готовность к инновациям во всем, активность, авантюризм, оригинальность и т.п. «Остатки» II класса - постоянство агрегатов - присущи политикам-консерваторам, считающим высшими приоритетами закон и порядок и готовым ради их сохранения применять силу, а также рантье, для которых закон и порядок - гарантия сохранения средств; для них характерны стремление к стабильности и преемственности, лояльность властям, трепетное отношение к традициям, законопослушание, осмотрительность и т. п. Противоположные по направленности, «остатки» I и II классов соперничают друг с другом, определяя тем самым общий ход истории. Далее, поскольку общество - это система, находящаяся в состоянии динамического равновесия, то противоречия, связанные с соперничеством двух классов «остатков» и их распределением между социальными группами (Парето особо подчеркивает неоднородность общества), реализуются в конечном итоге как циклическая смена, чередование доминирующих установок и их носителей: «История - это могила аристократии».
Теория «остатков» и «производных» легла не только в основу концепцию циркуляции элит, но и собственно в основу деления общества на элиту и неэлиту (низшую управляемую страту общества), присущего всем без исключения обществам. Элита, по мнению Парето, - это «избранный» «класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности», то есть наделен наибольшим личным потенциалом («остатками») к занятиям какой-либо деятельностью в сфере управления обществом, если речь идет о политике. Помимо правящей элиты, Парето выделяет элиту, не участвующую в управлении. Далее, «остатки» I класса, ориентированные на хитрость и обман («лисы»), и остатки II класса, ориентированные на силу и порядок («львы»), соответствуют двум принципиальным стратегиям осуществления власти - через взаимодействие и компромиссы или с опорой на насилие. Стратегии (и типы управления) циклически сменяют друг друга по мере ослабления данных «остатков» и их носителей. Если правящая элита не принимает мер против деградации (у «лис» она принимает форму радикализации и коррупции, у «львов» - консерватизма) путем рекру-тирования новых членов из низших страт или даже самих страт (кооптация), сохраняющих необходимые качества, поддерживая тем самым в себе необходимый баланс «остатков», то может произойти революция, обновляющая правящую элиту. В сфере политики - в военно-политическом цикле - действуют сильные правители («львы») и хитрые администраторы («лисы»). В начале цикла правят «львы», отсюда войны, а правящая элита насыщена «остатками постоянства агрегатов» (подъем II класса «остатков» - распространены лояльность, патриотизм и т. д.). В условиях стабильности «лисы»-администраторы постепенно входят в правящую элиту, подрывая господство «львов» (спад II класса «остатков») и лишая их власти. Начинается вторая фаза цикла: «лисы» заняты внутренней политикой, перераспределением ресурсов в ущерб «силовому блоку», доминируют материальные ценности (подъем I класса «остатков»). В конечном итоге (спад I класса «остатков») происходит консервативный заговор «львов», удаляющих от власти силой (подъем II класса «остатков»). Цикл начинается заново. В экономической сфере (индустриальный цикл) действуют «рантье»-вкладчики и «спекулянты»-предприниматели. Доминирующие на первой фазе цикла «рантье» (II класс «остатков») ориентируются на надежную собственность, минимизацию риска, накопление, стабильный доход, что приводит к стагнации экономики и последующему спаду. Требуются масштабные изменения, и на первый план выходят «спекулянты» (I класс «остатков»). Во второй фазе цикла рискованная деятельность «спекулянтов» приводит к перегреву экономики, росту нестабильности на рынках, хаосу и беспорядкам, что вкупе провоцирует консервативный заговор «рантье». Цикл начинается заново. Сценарии данных циклов совпадают по времени. Теорию циркуляции Парето применил в «Трансформации демократии» для анализа больших социальных изменений, связав силу с централизованной властью и кооптацию различных социальных групп - с децентрализацией. Наиболее сильный режим применяет и силу, и кооптацию; чем более децентрализован режим -тем более распространена кооптация, чем более централизован - тем больше используется сила и более велика опасность культа личности. Отсюда вывод Парето о том, что усиление циркуляции элит возможно не только путем революции, но и путем стимулирования структурных изменений. В целом, экономические и социологические концепции Парето продолжают оказывать определенное влияние на современные социальные науки, в частности в рамках теории игр.
Список литературы
1. Баркалов В.Я. История зарубежных политических учений ХVII – XVIII веков: методическое пособие. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. – 44 с.
2. Библиотека "Полка букиниста" - Значимые книги отечественных и зарубежных авторов. - http://society.polbu.ru/rahshmir_ideas/ch07_i.html