Возникновение политологии как науки
Политология как самостоятельная, независимая академическая дисциплина возникает во второй половине XIX века в США. В 1857 г. в Колумбийском колледже Френсисом Либером создается кафедра «Истории и политической науки». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политической науки. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук.
В дореволюционной и послереволюционной России отношение официальных государственных структур к политическим наукам было отрицательным[1]. Только в 1990 г. Государственным комитетом по науке и технике СССР была официально признана номенклатура научных специальностей по политическим наукам. Политология стала преподаваться в вузах.
В самом общем виде политология - это наука о политике. Но неискушенному студенту данное определение ни о чем не говорит, так как при его формулировании было нарушено одно из правил определения, гласящее, что нельзя определять неизвестное через неизвестное. Чтобы разобраться в сути политологии необходимо вначале разобраться в сути понятия и явления под названием «политика».
Политика как публичная система регулирования властных отношений – относительно молодое явление в системе общественных отношений. В начальный период истории человеческого общества все возникавшие в процессе человеческого общежития конфликты разрешались при помощи традиционных механизмов регулирования общественных отношений: сложившихся религиозных обрядов и верований, традиций властных отношений кровнородственного и семейного характера.
По мере усложнения социальных отношений, появления института частной собственности, увеличения социальной мобильности, социального и имущественного неравенства, демографического роста и появления религиозной неоднородности традиционные механизмы регулирования человеческого общежития оказались малоэффективными.
Нарастание социальной разнородности, появление групповых интересов, которые нельзя было удовлетворить без ущемления интересов других, поставило перед людьми задачу сохранения целостности общества, недопущения распада общественных связей. Необходимо было найти такие общественные регуляторы, которые бы сохранили общество как единую самодостаточную систему по отношению к окружающей среде. Такими регуляторами стали мораль, право в различных вариантах, затем – политика как публичная система властных отношений.
В этот момент возникли специфические общественные институты, которые путём социального принуждения могли предписать общеобязательные формы поведения любой социальной группе и обществу в целом. Эти институты трансформируются в публичные органы власти и в государство как их сосредоточение. Все это выводит властные отношения в обществе на качественно новый уровень – политический.
Социальные группы стали осознавать, что доступ к институтам власти и их использование может в большей степени способствовать удовлетворению их интересов. Для того чтобы получить такой доступ, любая социальная группа должна была отстаивать свои интересы во властных отношениях, опосредованных государственными органами управления. Как следствие динамического роста социума, государство приобретало более сложную структуру и управленческий аппарат.
Как в истории общественной мысли, так и в современной политической науке мы не найдем однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью этого явления, богатством его содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими подходами можно выделить следующие основные группы определений политики:
· директивные, подходящие к пониманию политики как деятельности по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Данный подход к пониманию политики является самым древним. Мысль о том, что политика есть управление, высказывали и Платон и Аристотель;
· социологические, характеризующие политику как форму взаимоотношений между социальными группами (прежде всего классами) по поводу осуществления и распределения власти;
· субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики. Большинство исследователей придерживающихся субстанциональной трактовки политики, рассматривают в качестве её первоосновы власть и её носителей. Политика, при таком рассмотрении предстаёт как действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование. Один из создателей политологии, немецкий ученый М. Вебер, определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, или внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»[2];
· структурно-функциональные, рассматривающие политику как подсистему общества, связанную с функциями целеполагания и целеосуществления в масштабах общества, с функциями осуществления власти и принятия обязательных решений. Реализация этих функций предполагает действия особых социальных институтов и прежде всего государства и партий. Политика, рассмотренная через призму структурно-функционального подхода, предстает перед нами как политический процесс, т.е. динамика политической системы;
· нормативные, раскрывающие ее высшие, идеальные цели. Например, политика – это деятельность государства, направленная на защиту естественных (фундаментальных, врожденных) прав человека (прав на свободу, на собственность, на жизнь). Концепцию естественных прав разработали такие мыслители как Гуго Гроций, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье.
Сущностные различия в понимании политики проявились в развитии представлений о политике. Можно выделить несколько этапов в эволюции этих представлений. На первом этапе можно говорить о государствоцентристском понимании политики. Ведь сам термин «политика», возникший в Древней Греции образовался от слова polis - город, государство. Аристотель заявлял, что политика – это, прежде всего, государство. Данная тенденция наблюдалась и в начале XX века. Так в учебнике Дж. Гарнера утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством»[3]. Исходя из государствоцентристского подхода к пониманию политики можно сформулировать следующее ее определение: политика – это сфера государственного управления.
Начиная с конца XVIII века, в ряде государств Европы начинают формироваться первые профсоюзы и политические партии, избирательные и партийные системы, которые стали оказывать заметное влияние на политическую жизнь. Постепенно государство опутывается сложной сетью институтов и отношений и утрачивает значение единственного инструмента политики. С этого момента можно говорить о появлении социоцентристского понимания политики.
Исходя из социоцентристского понимания политики, можно сформулировать следующее ее определение: политика – это процесс формирования, принятия и реализация обязательных (императивных) решений в ответ на возникающие политические проблемы. При этом политика «касается проблем, влияющих на жизнь всего общества, и выражает отношения конфликта и сотрудничества между политическими акторами[4]»[5]. Так как политических акторов (субъектов) может быть достаточно много и все они разнообразны, то можно говорить о включении в сферу политики различных видов негосударственной деятельности, которые оказывают влияние на решение важнейших общественных проблем.
Итак, мы видим, что, во-первых, политика связана с процессом государственного управления и функционированием государственных институтов, во-вторых, она включает в себя основные общественные проблемы, события и отношения, которые оказывают существенное воздействие на жизнь социальной общности в целом и влияют на интересы больших групп людей.
Если попытаться сформулировать интегрированное определение сути политики, то получится, что это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению), удовлетворению коллективных интересов и решению общественных проблем путем формирования, поддержания или изменения государственной власти и управления обществом через выработку обязательных для всего общества решений[6].
Необходимо отметить, что главное отличие государственной власти от власти отца, начальника в том, что все граждане должны подчиняться этой власти. Именно она позволяет политике выступать регулятивной силой в обществе.
Артикуляция интересов осуществляется через особые политические структуры – институты, организации (парламент, правительство, политические партии и др.). Не всякий интерес может являться основой политики, а только политический интерес.
Необходимо отметить, что практически каждая социальная общность, группа имеет свои политические интересы, которые зачастую не совпадают и даже противоречат друг другу, что позволяет говорить о политической структуре общества, т. е. расслоении общества по политическим интересам. Стремление тех или иных социальных групп, общностей к реализации своих политических интересов являет собой динамическую первооснову политики, приводит к росту социальной напряженности, появлению политических проблем и как следствие к политическому конфликту. Выполняя регулятивную роль, политика и ее институты, с учетом соотношения действующих сил, стоящих за теми или иными вариантами достижения политических интересов, вырабатывают политические решения.
Реализация политических интересов и целей осуществляется специфическими методами[7]. Под политическими методами понимают средства убеждения, аргументированного доказательства, апелляции к общественному мнению, отстаивание интересов различных классов, социальных групп и общностей, демонстрация привлекательного стиля поведения политических лидеров.
Раскрывая суть политики, необходимо остановиться на ее структуре и основных элементах. К основным элементам политики можно отнести: политический интерес; политических субъектов; политическую деятельность; политическую организацию; политическую культуру и сознание; политические отношения.
В. П. Пугачев и А. И. Соловьев выделяют несколько иную структуру политики, основные позиции которой повторяют выделенные нами элементы. Так в структуре политики они выделяют форму, содержание и процесс (отношения)[8].
Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т. д.), придающая ей устойчивость, стабильность и позволяющая регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, полисубъектно-полиобъектный и конфликтный характер политической деятельности.
Политике присущи определённые свойства[9]. Дадим им краткую характеристику.
Это всеобщность – как способность политики определять, направлять, воздействовать на любые стороны жизни, элементы общества, события, отношения, начиная с масштабов государства и заканчивая отдельным человеком.
Инклюзивность – способность политики проникать в другие сферы и отношения.
Атрибутивность – это способность политики к симбиозу, сочетанию с неполитическими сферами общества, это ее свойство функционировать и взаимодействовать в единой системе с другими социальными феноменами для общей пользы и блага.
Императивность – свойство политики, характеризующее ее обязывающую, принудительную силу, которая подкреплена системой социального контроля, включающего в себя различные санкции.
Конфликтность, конкурентность – эти свойства говорят о противоборстве, противоположности и противоречивости разнонаправленных интересов и воль в политическом пространстве, столкновении и борьбе различных социальных субъектов – народов, наций, государств, социальных групп, общественных организаций и т.п., продиктованных несовместимостью их устремлений.
Насильственность, т. е. возможность использовать насилие и принуждение, отличающая политику от других социальных механизмов, регулирующих общественную жизнь (мораль, нормы, ценности).
Безличность, обобщенность, опосредованность касается особенностей принятия и реализации политических решений, которые обычно направлены на большие группы людей, а не на конкретных индивидов. Политические решения принимаются, как правило, от имени народа, партии, класса, нации. Представительский характер, опосредованность в принятии решений в политике создают возможность анонимности, ухода от ответственности, ограничения аморальности в политике.
Институционализированность, которая, являясь характеристикой всех основных видов жизнедеятельности людей, достигает в политике более высокого уровня нормативной регламентации и такой же степени использования принуждения по отношению к личности.
Легитимация – это процедура общественного признания, объяснения, обоснования, оправдания политики.
Вероятностный характер политики обусловлен многомерностью, многофакторностью политической сферы, размытостью границ политического управления, наличием значительной доли субъективной составляющей, что выражается в неполноте информации, возможности иррациональных, спонтанных, случайных проявлений в сознании и поведении агентов политики.
Неравновесность, неустойчивость, нестабильность, как характеристики политики, связанные с ее статусом как открытой, многофакторной, многоуровневой, многосубъектной, многофункциональной, многоцелевой системы, в которой упорядочивание происходит через организацию хаоса, стихии многочисленных разнонаправленных интересов и воль.
Рисковый характер политики продиктован рядом обстоятельств: непредсказуемостью последствий и решений в политике; невозможностью просчитать все возможные варианты и условия при принятии политических решений; необходимостью принимать решения в условиях временной ограниченности; зависимостью политических решений от уровня компетенции, опыта, мудрости и нравственных качеств политика.
Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, ее воздействием на общество. В политической теории существуют различные взгляды на функции политики. Т. Парсонс относит к ним определение коллективных целей общественного развития, мобилизацию и принятие решений, сохранение стабильности социума и распределение ресурсов. Р. Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостности и стабильности общества.
Если суммировать теоретические позиции и практические достижения, то можно выделить следующие важнейшие функции:
· Функция обеспечения целостности и стабильности общества.
· Функции мобильности и обеспечения эффективности общей деятельности.
· Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
· Управленческая и регулятивная функция политики.
· Функция политической социализации.
· Гуманитарная функция (создание гарантий прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности).