Геополитические перспективы Российской Федерации в ХХI веке

Перспективы современной России связаны с разработкой концептуальных основ и механизмов реализации рациональной геостратегии в ХХI веке. Россия после десятилетия следования прозападной ориентации нашла в себе силы сформулировать собственную геостратегию, вполне обоснованную и довольно практичную, которая существенно отличается от советской, хотя опирается на многие традиции, заложенные в период СССР. Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса. При этом ее геостратегия не страдает экспансионизмом.

Современный внешнеполитический курс России определяется задачами, обеспечивающими позитивные перспективы России (геополитические успехи):

1. Политика на западном направлении становится более проевропейской, чем проамериканской. Делается акцент на сближение России с Германией, Францией и другими ведущими державами Евросоюза.

2. Формируется азиатская политика, устраняющая односторонний прозападный уклон. Повышение внимания к Азии ведет к формированию общих позиций с Китаем, Индией, исламским миром по вопросу о формировании многополярного мира.

3. Интеграция с ближним зарубежьем приобретает осмысленность и целенаправленность, сопровождается усилением влияния на постсоветском пространстве, однако такая политика сталкивается и будет сталкиваться с противодействием ряда южных соседей России, США, имеющих экспансионистские устремления в отношении республик бывшего СССР.

4. Россия всё более приобщается к процессам урегулирования и разрешения международных конфликтов в качестве посредника, арбитра и миротворца (Югославия, Ближний Восток, Таджикистан, Абхазия и др.).

5. РФ стремится усилить свою роль в преодолении экологических, природных катастроф и участвовать в помощи пострадавшим как самостоятельно, так и в рамках различных международных организаций и проектов.

6. Наше государство все более демонстрирует геополитический, по сути, подход к своей внешней политике. Оно вклинивается в региональные системы баланса сил и формирует собственные альянсы.

7. Россия пытается расширять масштабы своей геополитической активности, чтобы в перспективе вернуть себе статус мировой державы.[312]

Ключевым же направлением российской внешней политики все равно будет оставаться европейское направление. Однако, тяготея к Европе, Россия не может и не хочет раствориться в «общеевропейском доме», это не позволено ей в силу географических масштабов и культурного своеобразия. Поэтому, Россия будет продолжать активную азиатскую политику, направленную на поиск новых партнеров и союзников через обновление и развитие как двусторонних отношений (например, усиление российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, культурной и других сферах, российско-индийских связей в научной, космической, военно-технической и других областях, российско-иранское взаимодействие по вопросам военно-технического, экономического, геополитического характера), так и через расширение и оптимизацию многосторонних связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья в рамках международных организаций (например, ШОС основанной на оси Москва – Астана – Пекин, также включающая Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и перспективно расширяющаяся с возможным участием Пакистана, Индии, Ирана и т.д.). Подобная политика позволит России сохранить статус евразийской державы, создать экономически единое пространство на Востоке в перспективе адекватное ЕС.

Меняются отношения России с США, несмотря на сохраняющиеся противоречия, особенно после поддержки Россией антитеррористической операции США в Афганистане. У России возникла уникальная возможность проявить себя в качестве Великой державы, сохранившей значительный вес в решении вопросов национальной и международной безопасности.[313]

Важным фактором, определяющим геополитическое будущее России, является внутренняя политика государства в экономической, административно-управленческой, собственно политической, национально-региональной и других сферах. Взятый президентом РФ В.В. Путиным курс на удвоение ВВП позволит (в случае его реализации) сохранить доверие к России мирового сообщества и повысить ее рейтинг в международных отношения как достойного уважения партнера. Надежной базой для укрепления авторитета России и сохранения ею единого пространства является создание и поддержание единого правового поля на всей территории страны.

Государственная политика становится в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Укрепление регионов, не противопоставляющих себя центру, ведет к приоритету общенациональных ценностей и приблизит в перспективе реализацию главной задачи – возрождению великой и сильной державы с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.[314] Укрепление вертикали власти в условиях наличия и сохранения угроз безопасности России будет лишь способствовать реализации вышеуказанных тенденций.

Одной из важнейших внутренних угроз геополитической безопасности России на протяжении последних лет является тенденция территориальной дезинтеграции. Поэтому, наряду с ростом самостоятельности регионов, делегированием им полномочий, связанных с возрастанием внутренних факторов развития, государству необходимо обеспечивать соблюдение ключевого конституционного принципа – единства государственного строя.

Современная региональная политика России складывается из двух моментов:

1. конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами федерации и центральными структурами, символизирующими федерацию в целом);

2. согласование интересов территорий с различными статусами: краев, национальных республик и областей, различных этнических групп. [315]

Позитивные геополитические перспективы России непосредственно связаны с проведением последовательной политики, направленной на консолидацию центра и регионов при безусловном учете их возможностей и особенностей. Политика, направленная на укрупнение регионов (объединение Пермской области с Коми-Пермяцким АО, Красноярского края с двумя АО, Камчатской области с Корякским АО и т. д.) способствует, с одной стороны, возрастанию внутренних возможностей и мощи территорий в составе РФ, постепенному преодолению их разностатусности и, с другой стороны, позволяет центру проводить более управляемую политику в отношении регионов, обеспечивает целостность политического и экономического пространства России.

В ближайшие 10-15 лет Россию будет сопровождать череда геополитических успехов и неудач, соотношение которых будет зависеть от объективных и субъективных причин, внутренних и внешних факторов развития России, но, прежде всего, от степени рациональности внутренней и внешней политики Российского руководства и ее определенностью национально-государственными интересами страны.

В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах выработки Россией своей стратегической линии, от выбора которой во многом зависят геополитические перспективы России:

1. Первый вариант связан с попытками сохранения статуса великой державы и с политикой, направленной на расширение зон влияния и контроля над другими государствами. Такой вариант возможен на основе использования военной мощи, а также распространения определенных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических, национал-патриотических и др.)

2. Второй вариант предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В этом случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства. При этом варианте влияние страны обеспечивается налаживанием ее взаимовыгодных отношений с соседями при собственном доминирующем статусе и сопровождается сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

3. Третий вариант предполагает, что Россия будет занимать сугубо прагматическую позицию во внешнеполитических отношениях основанную на принципиальной равноудаленности от различных центров сил и прагматическом сближении или удалении от конкретных коалиций и государств по принципу: «У России нет постоянных друзей и постоянных противников, у России есть постоянные интересы».

В реальном политическом будущем российского государства, вероятно, переплетутся элементы всех трех вариантов, что и должно обеспечить преобладание геополитических успехов над геополитическими неудачами.

В итоге можно вывести своеобразную формулу геополитической перспективы России: «либо Россия будет великой, либо ее вовсе не будет». Поэтому направленность общих усилий Российского общества и государства однозначна – сохранение территориальной целостности, укрепление единства центра и регионов, консолидация всех социальных сил общества, возрастание авторитета РФ на международной арене, недопущение решения ни одной значимой проблемы международных отношений без учета мнения Российского государства.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «процесс» и «политический процесс».

2. Каковы основные стадии политического процесса?

3. Укажите критерии типологизации политических процессов?

4. Каковы особенности эволюционной формы развития общего политиче­ского процесса?

5. В чем заключается сущность революционной формы общего политиче­ского процесса?

6. Раскройте содержание кризисной формы развития общего политического процесса.

7. Каковы основные стадии политического процесса?

8. В чем заключается сущность политического участия?

9. Каковы формы и разновидности политического участия?

Литература

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. – Ставрополь, 1996.

2. Археменко А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне // Вестник Московского университета. Сер. 12. «Политические науки». 1999. № 1.

3. Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистика.: Курс лекций. Вып. 3. – М., 2004.

4. Глухова А.В. Политичекие конфликты: основания, типология, динамика. – М., 2000.

5. Глухова А.В. Политические процессы и политические процедуры. – Воронеж, 2000.

6. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М., 1997.

7. Дегтярев А.А. Основы политической науки. - М.,1998.

8. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.

9. Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. – М., 2002.

10. Косов Г. В. Политическое пространство как релятивная реальность: сущность, структура, типы, генезис // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник статей. М. – Ставрополь, 2004. - С. 107-115.

11. Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003.

12. Косов Г.В. Политический процесс и его экологизация // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. Вып. XIII. - М., 2004.

13. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / Ин-т «Открытое общество». – М., 1997.

14. Мартынов А.В. Системная трансформация и реалии постсоциалистического мира. – М., 2004.

15. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - М., 1999.

16. Милецкий В.П. Российская модернизация. - СПб.,1997.

17. Модернизация и глобализация: образы России в ХХI веке. – М., 2002.

18. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – М., 2003.

19. Пеньков В. Ф. Политический процесс и политическая культура. - М., 2000.

20. Политическое развитие и модернизация: современные исследования. – М., 2003.

21. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М., 2001.

22. Плотинский Ю. Модели социальных процессов. – М., 2001.

23. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. Бестужева-Лада. – М., 1982.

24. Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // ПОЛИС. – 1996, - №4.

25. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. – М., 2002.

26. Симонов К. Политический анализ. – М., 2002.

27. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. – М., 2004.

28. Социально-политическое прогнозирование. – Мн., 2001.

29. Трошихин В. В., Теплов В. И. Культура политического процесса. - М., 2001.

30. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах – М., 2004.

31. Штомка П. Социология социальных изменений. - М.,1996.

Шутов А.Ю. Политический процесс. – М., 1994.

Наши рекомендации