Особенности эволюции российской политической элиты
Общество Советского Союза представляло собой достаточно сложную систему, включающую два основных стержня: в социально-экономической сфере – корпоративно-отраслевую структуру, в политической – кадрово-организационный механизм КПСС. И то, и другое объединялось, комбинировалось в общую систему приверженностью идеологическим ценностям.
Политическую элиту в СССР иногда называли номенклатурой. Это была довольно монолитная группа и все ее члены утверждались в ЦК КПСС. В этом смысле вся советская элита была партийной, т.е. политической. Внутри номенклатуры были две основные группы: партийно-комсомольские функционеры и технократы (хозяйственники, директора, министры).
Закономерно не только то, что Советский Союз развалился, но и то, что это, катастрофическое событие вызвало поначалу минимальный социальный протест. Но одной из причин такого положения являлось то, что большинство советской номенклатуры в целом сохранили и даже укрепили свое политическое и экономическое [c.623] положение. Так по данным исследования, проведенным сектором изучения элиты Института социологии РАН, более 75% политической и 61% бизнес-элиты – выходцы из старой советской номенклатуры. Новая политическая элита состоит в основном из бывших партийных и советских работников, а новая экономическая элита рекрутировала кадры из комсомольцев и хозяйственников. Об этом говорят и данные, представленные в таблице.
Большинство высших руководителей страны поднялись на политический Олимп в 1990-1991 гг. в период формирования в рамках СССР самостоятельного российского государства. В 1992-1993 гг. высшая политическая элита продолжала активно генерироваться в основном за счет новых руководителей правительства. Только три представителя первого эшелона нынешней власти до 1990 года занимали крупные посты в структурах бывшего СССР (Б.Н.Ельцин, В.С.Черномырдин, В.В.Геращенко).
РЕКРУТАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛИТЫ ИЗ СОВЕТСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
(В % ПО СТОЛБЦУ)
Окружение президента | Лидеры партий | Региональная элита | Правительство | Бизнес- элита | |
Всего из советской номенклатуры | 75,0 | 57,1 | 82,3 | 74,3 | 61,0 |
в том числе из: | |||||
партийной | 21,2 | 65,0 | 17,8 | 13,1 | |
комсомольской | 5,0 | 1,8 | 37,7 | ||
советской | 63,6 | 25,0 | 78,6 | 26,9 | 3,3 |
хозяйственной | 9,1 | 5,0 | 42,3 | 37,7 | |
другой | 6,1 | 10,0 | 30,8 | 8,2 |
(См.: Финансовая олигархия в России. // Известия. – 1996. – 10 января).
Среди представителей первого эшелона власти 63% сделали политическую карьеру через “команду Ельцина”, 46% – Верховный Совет, 26% – через различные партии и движения, 17% – через местные органы власти и 14% – через “команду Горбачева”. Среди представителей второго [c.624] эшелона власти через эти главные “кадровые кузницы” политической элиты прошли соответственно 62, 39, 32, 11, 17%. (См.: Политическая элита России. // Независимая газета. – 1993. – 10 декабря.)
В политической карьере современных государственных деятелей наблюдается определенная цикличность. Их путь на вершины власти начинается с победы в избирательной кампании. Получив статус народного избранника, молодой политик затем попадает в сферу и в поле влияния различных органов власти и занимает руководящий пост и место в команде того или иного лидера. Для дальнейшего самосохранения и самоутверждения в политической системе он создает “под себя” партию или движение (или примыкает к лидерам уже существующих структур). Опираясь на свое служебное положение и на свою партию, он начинает подготовку к новой избирательной кампании уже с прицелом на высшие государственные посты.
Однако при анализе эволюции политической элиты нельзя не учитывать того обстоятельства, что в эпоху рыночных реформ высший управленческий аппарат оказался еще слабее, чем раньше, защищен от коррупции. Уже давно развеялся миф, что вместо коммунистов к власти в стране придут честные люди. И в настоящее время в острой, порой жестокой и кровавой борьбе идет активный процесс формирования новой российской политической элиты. Можно отнести к современной правящей элите руководящее ядро бывшего общественно-политического движения “Демократическая Россия”, представителей партии “Наш дом – Россия” и др. Однако в последнее время, особенно в канун кризисов (октябрь 1993) и выборов органов власти в 1995 году все более решительно заявляют о себе контрэлитарные группы.
В 1995 году в России шли два противоположных процесса: в политике продолжали функционировать демократические механизмы формирования власти, в экономике происходила концентрация финансового капитала на фоне промышленного регресса. В результате чего: демократические выборы обеспечили победу коммунистов и либеральных демократов, а контроль над экономикой оказался в руках финансовой олигархии. Однако следует учитывать, что реальная власть находится в руках [c.625] исполнительных органов и они очень тесно связаны с финансово-промышленными и крупными коммерческими структурами. Вполне очевидно, что данное противоречие разрешиться позднее в результате противоборства элиты и контрэлиты.
Сегодня в Российской Федерации по-прежнему отсутствует эффективная кадровая динамика, вертикальные каналы поступления адекватной информации и согласованные модели принятия решений и в конечном счете формирующая устойчивый общенациональный политический истеблишмент. Естественно, в этой ситуации и не могли и не могут быть выработаны какие-либо новые организационные модели, обеспечивающие воспроизводство и функционирование нового политического истеблишмента, способного объединить весь сложный спектр постсоветских элит. Потому не могло не произойти и кризисного усложнения в образовании новых элит.
Для нас, прежде всего, представляет интерес эволюция российских региональных элит в пограничных пространствах Российской Федерации, поэтому рассмотрим это более подробно.[c.626]