Типология политической культуры
Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т. д., политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства.
Марксистская концепция исходила из того, что типология культуры, а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемой обществом исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), а также от социально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура может быть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем, господствующей культурой в обществе, согласно марксизму, является культура господствующего в стране класса.
В западной политологии получила наибольшее признание классификация политических культур, обладающих общезначимыми свойствами, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура»[137], вышедшей в 1963 г. Они выделяют три типа политической культуры: провинциалистскую (традиционную илипатриархальную), подданническую, партиципаторную или политическую культуру участия (активистскую).
Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентации на специализированные политические объекты» достигает нуля. Преобладание этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин, где не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.
Подданническаяполитическая культура характеризуется высокой частотностью ориентации в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов, что образует три типа смешанных политических культур: провинциалистско - подданническую культуру, подданнически – партиципаторную, провинциалистско-партиципаторную.
Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности, характеризующаяся рационально-активным поведением граждан, которое соответствует демократической политической системе. Первоначально такая культура, по их мнению, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор следующих качеств:
1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;
2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;
3) чувство гордости за политические институты своей нации;
4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;
8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;
10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственности, - замечали они, - активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия» [138].
Помимо общих типологий существуют и специфические.Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и «правил игры», и. соответственно, наличия и специфики субкультур.
У. Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры фрагментарную и интегрированную.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культурахарактеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.
Английский политолог Д. Каванах выделяет гомогенную, фрагментарную, смешанную и искусственно гомогенную политические культуры.
Гомогенная политическая культура характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Фрагментарная- конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Смешанная политическая культура - наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенная - апатичностью (подданническим характером) [139].