Основные законы геополитики, Методы и функции геополитики
Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических, военных и других систем. Главным законом, который более всего привлекает внимание исследователей этой науки, по мнению видных специалистов, является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций.Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхен, X. Макиндер (1861—1947) и К. Хаусхофер (1869—1946), русские исследователи этой проблемы НЯ. Данилевский и В.П. Семенов-Тян-Шанский (1870—1942), П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе — торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген).
В качестве производного основного закона геополитики — дуализма талассократии и теллурократии можно с определенной долей условности назвать закон синтеза суши и моря — «береговая зона».Это тоже ключевое понятие в геополитике. «Береговая зона», или Rimland — фрагмент талассократии или теллурократии. Влияние моря и предопределяет в «береговой зоне» более активное развитие, чем на суше, поэтому она — более сложное и культурное образование. Rimland напоминает одновременно, как считает А. Дугин, «остров и корабль», а с другой стороны — «Империю и Дом». Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений и процессов. Как правило, эти методы разрабатывались в других науках: политической географии, истории, социологии, политологии и т.д. В принципе это могут быть любые методы, применяемые наукой: системный, деятельностный, сравнительный, исторический, нормативно-ценностный, функциональный, к которому примыкает структурно-функциональный анализ, институциональный, антропологический, общелогические методы и методы эмпирических исследований и др.
Системный метод в качестве основного принципа берет структурно-функциональный подход, которым хорошо владели К. Маркс (1818—1883), Т. Пирсоне (1902—1979) и другие экономисты, социологи, политологи. Принято считать, что системный подход в социологии и политологии детально разработан в 50— 60-х годах нынешнего века Т. Парсонсом. Суть этого метода — в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности, геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. Любая система стремится к самосохранению (геополитическая не исключение) и выполняет определенные функции, среди них важнейшей является распределение ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.
Сравнительный метод широко распространен во многих науках об обществе: в истории, социологии, географии и политологии. Его использовали Платон, Аристотель и другие мыслители Античного мира и Древнего Рима. В социологию его ввел французский философ О. Конт (1798—1857). Исторический метод также издавна применяется во всех общественных науках. Он требует изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Этот метод в геополитике, как и в философии, социологии, истории, политологии, — один из важнейших.
Итак, геополитика — это наука о больших пространствах, о глобальных политических, экономических и других процессах и искусстве управления ими.
Лекция 2. История формирования геополитических взглядов и подходов от древности до Нового времени
1. Геополитическое мышление в Китае
2. Античная и средневековая политическая мысль
3. Геополитическое мышление в Новое время
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.
1. Геополитическое мышление в Китае
Еще мыслители Древнего мира задумывались над влиянием окружающей географической среды на политическую жизнь человека. Они обнаруживали прямую связь между природно-климатическими условиями жизни, типом хозяйственной деятельности, внутриполитическим положением и характером взаимоотношений с соседями по поводу обмена с ними имеющимися ограниченными ресурсами.
Предшественниками геополитики считаются Геродот и Аристотель, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье, Ж. Боден и Ф. Бродель... Причем ее не следует считать достижением только европейской цивилизации. Созвучные идеи можно обнаружить, например, у Конфуция:"Не приведи бог жить в интересное время" - говорит старый мудрый китаец. Другой китайский мыслитель Сун Ци еще в VI в. до н. э., оставил описание шести типов местности и девяти типов пространства, которые должен знать стратег для успешного ведения военной политики.
Для того, чтобы получить представление об исторических истоках геополитической мысли в Китае, необходимо кратко ознакомиться, по крайней мере, с одним из ключевых аспектов китайской геополитической традиции. Китай был первым государством, в котором сформировались некоторые из концепций геополитики. Более 2300 лет назад (примерно в V столетии до н.э.) в Китае появился первый обширный труд по военной стратегии "Искусство войны" («Бинфа»), написанный Сунь Цзы. Он оказался не просто трактатом по военной стратегии и ведению войны, в нём также исследуется тесная взаимосвязь между ведением военных действий, политикой, экономикой, дипломатией, географией и астрономией, что и является основным предметом геополитики. Кроме "Искусства войны" Сунь Цзы в древнем Китае вышли в свет и другие ценные труды. С того времени многие из этих трудов были позабыты и никогда не изучались так подробно, как «Искусство войны» Сунь Цзы, на котором и будет сконцентрировано наше внимание. В течение всей истории Китая «Искусство войны» оставалось самой полной книгой по геополитике и военной стратегии, которая в течение многих веков влияла на решения военачальников и императоров. Труд Сунь Цзы был переведён на многие языки: русский, испанский, французский, немецкий, японский и английский.
В работах Сунь Цзы отражены не только подробности ведения войны, но и общие методы и идеалы, принятые в Китае. Кроме того, на его идеи очень повлияли представления Конфуция и Лао Цзы о благодеяниях и всеобщем благополучии. Так, в основном разделе книги Сунь Цзы писал: «Искусство войны напоминает воду: вода течет вниз, избегая возвышенностей, заполняет пустоты и избегает сопротивления. Так же как вода приспосабливается к неровностям земной поверхности, так армия должна планировать свою победу, учитывая состояние неприятеля». Этот фрагмент демонстрирует сходство его подхода с идеями философа-даоиста Лао Цзы, оказавшего на Сунь Цзы заметное воздействие. Так, Лао Цзы писал: «Высшее благо подобно воде, которая питает мириады существ и не поражает. Она помещается там, где нет людей и тем похожа на Дао.» Именно мысль о гибкости в методах ведения войны, взятая из философии Лао Цзы, была положена в основу учения Сунь Цзы: война может быть выиграна, если удастся «течь над противником» без прямого столкновения. Сочинение «Искусство войны» — это относительно краткий трактат, включающий 13 глав и насчитывающий лишь 31 страницу в английском переводе. Он представляет собой, главным образом, теоретические разработки ключевых принципов о геополитике и стратегии, не являясь подробным практическим руководством. В приложении этого трактата к предмету, нами рассматриваемому, в нём можно выделить четыре ключевых момента, или принципа. Первый и самый важный принцип гласит, что война — весьма печальное и серьёзное дело, которое следует подробнейшим образом изучить во всех аспектах с тем, чтобы избежать истинного конфликта или свести к минимуму его крайне отрицательный эффект. Сунь Цзы писал: «Война жизненно важна для государства, это вопрос жизни или смерти, путь к выживанию или краху. Отсюда крайне важно изучать её очень тщательно». Таким образом, наилучший вариант разрешения возникших раздоров — это мирный путь.
Второй важнейший принцип заключается в том, что вследствие больших затрат на ведение войны её следует по возможности избегать. Как указывал Сунь Цзы: «...в процессе войны стоимость материалов, таких как клей или лак, стоимость колесниц или доспехов, будет равняться тысяче золотых слитков.»12 Таким образом, наилучшая политика — это взятие города нетронутым. Погибнуть — худшее, что может произойти. Захватить вражескую армию целиком — важнее, чем уничтожить её. Взять целиком полк, батальон или отделение — лучше, чем разбить их». Таким образом, оптимальная геополитическая стратегия — это победа в вооружённых конфликтах, используя все средства, за исключением военных. Таким образом, он завоёвывает своего врага уже побеждённым».
В своем трактате Сунь Цзы отмечал: "Прежде всего, любой конфликт следует рассмотреть в условиях воздействия пяти основных факторов и сделать сравнения с противоположных точек зрения для оценки конечного результата. Первый из этих пяти факторов — политика; второй — климатические условия; третий — географическое расположение; четвёртый — руководство; пятый — план (доктрина)».
2. Античная и средневековая политическая мысль
В V в. до н. э. греческий философ Исократ, выступая за прекращение постоянных войн между греческими полисами, в качестве условия объединения Эллады предлагал перенести войну в Азию. Та уже давно привлекала греков слухами о несметных сокровищах Персии. В этой связи широко использовалось уже существовавшее понятие греческого мира и создавался негативный образ Востока, враждебного Элладе. Согласно этим взглядам, весь мир делился на эллинов а варваров, между которыми лежала непреодолимая пропасть. Для усиления враждебного отношения греков к варварам широко использовалась политическая пропаганда событий греко-персидских войн.
Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встречаем у Геродота, Гиппократа, Фукидида и других античных авторов. Полибий (ок. 200—ок. 120 до н.э.), например, объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством туманного и холодного климата:
По этой... причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий8.
Аристотель (384—322 до н.э.) в труде «Политика» подчеркивал особенность геополитического положения острова Крит: Аристотель, доказывая преимущества греков перед варварами, делал упор на то, что жители холодных стран храбры, но лишены выдумки и технической изобретательности, поэтому не способны управлять своими соседями и, следовательно, нуждаются в политическом руководстве.
Интересные и имеющие отношение к геополитике суждения высказывал и Ибн Хальдуна (XVI век), который связывал между собой духовные силы человеческих объединений (социальных общностей, в современной терминологии), их способность или неспособность к сплочению и борьбе за завоевание и сохранение могущественной империи и те импульсы, которые происходят из природной среды.
3. Геополитическое мышление в Новое время
В эпоху Позднего Средневековья в своей книге «Государь» Никколо Макиавелли (1469- 1527) развил представления Древнего Рима о геополитических интересах государства. Он писал, что «страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное» и рекомендовал государям лишь «учитывать свои возможности» и не «стремиться к завоеваниям какой угодно ценой». Несовпадение возможностей и цены при завоевании, предупреждал Макиавелли, может дорого обойтись завоевателю.
Он предлагал при завоевании страны строго придерживаться определенных правил: учреждать на ее территории колонии, «покровительствовать слабым, не давая им войти в силу; обуздывать сильных» и принимать меры к тому, чтобы на завоеванную территорию «не проникло влияние могущественных чужеземцев». В противном случае завоевателю грозила полная потеря всего завоеванного.
Европейская эпоха великих географических открытий явилась новым этапом развития идей географического детерминизма. Французский философ Жан Боден 1566 г. «Метод легкого способа изучения истории» – т.е. возможность объяснения развития государств от географической среды.
Жан Воден (1530—1596) в работе «Шесть книг о государстве» (1577 г.) вновь поднял интерес к проблеме географического детерминизма. Различия и изменения в государственном устройстве он объяснял тремя причинами: Божественной Волей, человеческим произволом и влиянием природы. На первое место по силе влияния природы он ставил географические причины, а наибольшее значение среди всех географических факторов придавал климату.
Шарль Монтескье «О духе законов» – о влиянии климата и географической среды на развитие государств и народов.
Идеи географического детерминизма нашли широкое распространение в XVIII—XIX вв. Особенно популярны они были во Франции. В работе «О духе законов» (1748 г.) французский просветитель, философ Шарль Монтескье (1689—1755) главную причину в законодательном устройстве государств вслед за Бо-деном видел в особенностях климата. В холодном климате, полагал Монтескье, люди более нравственны. В умеренном люди нравственно неустойчивы, потому что недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость. А жаркий климат ослабляет характер людей, что, по мысли Монтескье, привело к развитию рабства.
Основными противоборствующими силами были на европейском континенте Британия и Германия. Их притязания нуждались в идеологическом обосновании. Именно на этой почве выросли два основных направления классической геополитики —германоцентристское, континентальное и англо-американское, атлантическое.
Лекция 3. Основные классические геополитические теории. Политическая география и геополитика.