Новые тенденции в развитии современных международных отношений
От того, как будут складываться международные отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким вступит мир в XXI в. По этой причине ученые стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.
Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдав-ский отмечают разделенность мира на две части - зоны мира, благосостояния и демократии и зоны войны, брожения и развития. Большинство людей, по мнению авторов, проживает в зонах брожения, в которых преобладают бедность, анархия и тирания.
В зоны мира, благосостояния и демократии входят 25 стран: страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15% населения земного шара. В этих зонах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядовых граждан по историческим меркам весьма высок (от 10 тыс. до 30 тыс. долл. годового душевого потребления валового национального продукта), а продолжительность жизни - не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию качественной наукоемкой экономики.
Сегодня постиндустриальные экономики характеризуются использованием компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии выдвинули вперед такие понятия, как тонкость, гибкость и способность к творчеству, оттеснив на задний план массовость и власть. Здесь успех определяется умением договариваться, финансировать и торговать, а также налаживать высокоадаптивное и эффективное производство. Наиболее верный путь к успеху -убеждение, а не принуждение. В условиях качественной экономики сами люди, а не вещи становятся главной ценностью. Отсюда следует, что неразумно жертвовать людьми во имя завоевания территорий и источников сырья, поскольку люди представляют собой большую ценность, чем эти приобретения.
Не со всеми доводами авторов данной концепции можно согласиться безоговорочно. Так, следует признать, что богатст-
во, демократия и мир неразрывно связаны друг с другом, хотя из этого правила есть исключения. Достаточно заметить, что в мире имеется 8 стран, богатых нефтью (это страны Персидского залива) с населением по 1 млн. в каждой. Их называют «богатыми», но их богатство не связано с высокой производительностью труда их населения, оно не ассоциируется с демократией. И, наоборот, полдюжины малых стран мира, ставших богатыми, не имея нефти или других природных ископаемых, является демократическими.
Альтернативная точка зрения на развитие современных международных отношений представлена упоминавшимся ранее американским социологом Ф. Фукуямой,автором концепции «конца истории». Он считает, что в XXI век мир войдет разделенным на две части: развитый «центр» и навеки отсталую «периферию». Естественно, «центр» представляют про-мышленно развитые страны Запада, а отсталую «периферию» -государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и страны Востока. Тем самым Ф. Фукуяма пытается доказать неоспоримые, с его точки зрения, преимущества стран либеральной цивилизации, их монопольное право «делать историю». Задача «периферии» - поставлять «центру» энергоносители и выступать в качестве свалки для ядовитых отходов. В обмен на это развитые страны будут представлять отсталым государствам гуманитарную помощь. Таким образом, по мнению Ф. Фукуямы,будет достигаться стабильность международных отношений.
Представляется, что Ф. Фукуяма переоценивает уровень развития и степень интегрированности западных стран. Во многом их интегрировашюсть и сплоченность бьша обусловлена наличием общего врага в лице социалистических стран. Борьба с коммунистической угрозой заставляла западные страны забывать Ъ разногласиях в собственном лагере, например, о противоречиях между Западной Европой и США, США и Япони ей и т. д. Теперь, когда «общего врага» уже нет. что может играть роль объединяющего начала и стимула для развития западных стран? На этот вопрос автор ответа не дает.
Россия в системе современных международных отношений
После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Если до этого момента всеобщая безопасность была основана на принципе
ядерного сдерживания и равновесия сил двух военных блоков, то после роспуска Варшавского Договора соотношение сил изменилось в пользу НАТО. Его границы, если желание о вступлении в него ряда Прибалтийских государства и некоторых государств Восточной Европы исполнится, достигнут государственных рубежей России. В таком случае Россия фактически одна будет противостоять военной мощи НАТО.
Нынешняя ситуация требует от России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Однако сделать это непросто. Во-первых, в результате ряда непродуманных шагов в самом начале реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией - это наличие у нее ядерного оружия.
Во-вторых, снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса».
Однако, памятуя о наличии ядерного оружия, западные аналитики все больше склоняются к мысли о постепенной интеграции России и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный порядок с прозрачными государственными границами и свободой транснациональных связей. Именно такой порядок, по мнению Дж. Сороса,позволит объединить Западную Европу и бывшие социалистические страны, включая Россию.
Но сохранение и развитие России как экономической, политической и культурно-психологической целостности возможно обеспечить лишь усилиями ее народа, а не за счет гуманитарной, финансовой и иной помощи западных стран. Только экономическое процветание, политическая стабильность, нравственное здоровье российского общества способны гарантировать ее национальную безопасность и возвращение ей высокого международного авторитета. Престиж России на международной арене во многом зависит от успеха экономических, политических и социокультурных преобразований внутри страны, достижения согласия и мира между ее народами.
Логические задания и проблемные вопросы.
1. Сравните два подхода к определению сущности международной поли тики:
а) «Международная политика есть искусство осуществления влияния, манипулирования или контроля главных групп в мире, чтобы дости гать целей вопреки противодействию других» (К. Райт);
б) «Суть международной политики есть конфликт и его урегулирова ние между группами людей, которые не признают общей верховной власти» (У. и А. Фокс).
Какой из этих подходов, на Ваш взгляд, ближе к истине?
2. 26-й президент США Т. Рузвельт заметил однажды, что для государст ва безнравственно видеть лишь свои собственные интересы. Как Вы думаете, должна ли международная политика быть нравственной, должна она подчиняться моральным принципам или следовать только интересам государства?
3. Раньше международные отношения основывались на доктрине «ядерного сдерживания» СССР и США, двух военных блоков, теперь СССР как государство отсутствует: выше ли стала, на Ваш взгляд, ме ждународная безопасность? Аргументируйте свой ответ.
4. Какое значение в международных отношениях имеет такой фактор, как нефть? Приведите примеры воздействия этого фактора на изме нение международных отношений.
Заключение
Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, офаничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.
Двойственность, «двуликость» политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, устанавливает порядок и справедливость, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, -это «двуликий Янус» (древнеримский бог с двумя лицами, направленными в противоположную сторону: одно - в будущее, другое - в прошлое).
Для того, чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя кстати уместно замечание французского социолога О. Конта:«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать». Надеемся, что данный учебник по курсу политологии будет способствовать установлению в России гражданского мира, взаимопонимания, терпимости, культуры власти и демократии.
Словарь терминов
АБСЕНТЕИЗМ- форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти.
АБСОЛЮТИЗМ- форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).
АВТОНОМИЯ- право самостоятельного управления какой-либо, частью государства, закрепленное в Конституции.
АВТОРИТАРИЗМ- политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является переходным по своему характеру, занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами, содержит в себе их черты. При авторитаризме допускается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится распространить тотальный контро'ль над обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы.
АНАРХИЗМ- леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анар-
хистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. В рамках анархизма существовали различные течения (анархосиндикалисты, анархо-коммунисты и др.). В современных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.
БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ- форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.
БЮРОКРАТИЯ- слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т. д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов бблыпих групп людей.
ГОСУДАРСТВО - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и управляющая с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической "системы. Различают государство правовое,ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реализацию прав и свобод личности; и государство социальное,стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы госу-
дарства, как монархия и республика; по характеру распределения .власти на территории - унитарное, федеративное и конфедеративное государство.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - организованные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.
ДЕМОКРАТИЯ - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы, как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.
ДИКТАТУРА- неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно диктатура противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.
ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.
ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ- совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.
КОММУНИЗМ - разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на оанове принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.
КОНСЕРВАТИЗМ - идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т. д.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - политике -правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.
КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ- состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статусы в свою пользу.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.
ЛЕГИТИМНОСТЬ - признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.
ЛИБЕРАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.
ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ- личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы, благодаря наличию у нее политической власти.
ЛОББИ- разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.
МЕНТАЛЬНОСТЬ- совокупность устойчивых представлений группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.
МОНАРХИЯ- форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т. д.).
НАЦИОНАЛИЗМ- разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ- сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.
ОЛИГАРХИЯ- власть небольшой группы богатых людей.
ОХЛОКРАТИЯ- власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.
ПЛЮРАЛИЗМ- принцип организации общества, основанный "на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.
ПОЛИАРХИЯ- форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влиягаш (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина - современный американский политолог Р. Даль.
ПОЛИТИКА- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
ПОПУЛИЗМ - разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для популизма характерны демагогия, обещания, простые решения.
ПРОПАГАНДА - распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев населения для формирования у них определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т. д.
ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность различных взаимодействий по реализации своих интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.
РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.
РЕСПУБЛИКА- форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ- совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействий между ними, посредством которых происходит реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.
ТОТАЛИТАРИЗМ - тип политического режима, предполагающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности человека.
РАСИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию какой-либо этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.
ХАРИЗМА - понятие, обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.
ЭЛЕКТОРАТ - круг лиц, обладающих правом голоса на выборах.
ЭЛИТА - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Объект, предмет и метод политологии 7
Глава I. Политика: природа, социальный смысл
и содержание..................................................................... 7
1. Значение термина «политика»............................................................... .7
2. Происхождение политики...................................................................... 9
3. Содержание и структура политики: теоретические подходы............. 12
4. Функции политики................................................................................ 17
5. Взаимосвязь политики и других сфер общества:
теория и практика..................................................................................... 19
Глава II. Теория власти и властных отношений............. 28
1. Природа власти..................................................................................... 28
2. Ресурсы власти...................................................................................... 35
3. Легитимность власти и ее типология................................................... 37
Глава III. Политология как наука.................................... 44
1. Возникновение политической науки................................................... 44
2. Эволюция западной политической мысли:
этапы и тенденции..................................................................................... 48
Начальный этап......................................................................................... 50
Этап рационализации................................................................................ 59
Завершающий этап.................................................................................... 67
3. Политическая мысль России............................................................... 69
4. Предмет современной политологии.................................................... 78
5. Методы, закономерности и функции политологии............................ 83
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ Власть и общество: механизм
и формы взаимодействия.......................................... 90
Глава IV. Теория политической системы....................... 92
1. Политика в контексте системного анализа......................................... 92
2. Структура и функции политической системы.................................. 101
3. Типология политических систем................................................ ~.... 106
Глава V. Социологические основы политики............... 110
1. Гражданское общество: основные интерпретации и
реальное содержание.............................................................................. 112
2. Формы взаимоотношения государства
и гражданского общества....................................................................... 120
3. Особенности формирования гражданского общества
в России................................................................................................... 124
Глава VI. Политический режим.................................... 126
1. Определение понятия «политический режим»
и его компонентов.................................................................................. 127
2. Государство: признаки, формы, типология...................................... 138
3. Типы политических режимов............................................................ 144
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ Политическая стратификация......... 161
Глава VII. Политические элиты............................................ 162
1. Теория элиты макиавеллистской школы.......................................... 162
2. Современные теории элиты............................................................... 171
3. Системы отбора и факторы социальной результативности элит..... 179
Глава VIII. Политическое лидерство............................ 184
1. Теория лидерства: природа и подходы............................................. 185
2. Типология лидеров и их функции..................................................... 194
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ Политические силы.................. 203
Глава IX. Партии и партийные системы................................ 204
1. Политическая партия: отличительные признаки, происхождение и подходы 204
2. Типология партий............................................................................... 210
3. Функции партий.................................................................................. 216
4. Партийные системы............................................................................ 219
Глава X. Группы давления............................................ 223
1. Содержание понятия и типы групп давления................................... 223
2. Функции групп давления................................................................... 237
3. Типы и средства воздействия групп давления................................. 238
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ Личность и политика............... 245
Глава XI. Политическая социализация......................... 246
1. Содержание концепции политической социализации....................... 246
2. Типы политической социализации..................................................... 256
Глава XII. Политическая культура....................................... ..260
1. Концепция политической культуры................................................. 261
2. Особенности политической культуры России:
3. Возможности модернизации............................................................. 267
Глава XIII. Политические идеологии........................... 282
1. Возникновение идеологии, ее содержание и назначение................. 283
2. Типы идеологий.................................................................................. 287
3. Либерализм......................................................................................... 289
4. Консерватизм..................................................................................... 290
5. Коммунизм......................................................................................... 291
6. Фашизм............................................................................................... 292
7. Социал-демократизм......................................................................... 294
Глава XIV. Политическое развитие........................................................... 302
1. Теория политической модернизации.............................................. ..304
2. Кризисы политического развития..................................................... 308
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. Современный политический
процесс в России........................................................ 315
Глава XV. Россия на пути к свободе и демократии: характер общества и его способность к модернизации 316
1. Переход к современному обществу: методология анализа,
логика и проблемы.................................................................................. 316
Содержание модернизации как процесса.............................................. 316
Модели модернизации: мировой опыт................................................. 321
2. Специфика модернизации посткоммунистических режимов.......... 332
Стратегия модернизации посткоммунистических режимов:
механизм и ресурсы................................................................................ 332
Модернизация российского общества: исторический опыт
и перспективы......................................................................................... 337
Глава XVI. Особенности и динамика политического
процесса в России.......................................................... 344
1. Политический процесс: содержание и типология............................. 345
2. Специфика политического процесса в России.................................. 356
Субъекты политического процесса в России........................................ 365
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. Мировая политика
и международные отношения................................. 379
Глава XVII. Международная политика......................... 380
1. Политика и международные отношения.......................................... 381
Международные отношения и международная политика................... 381
Природа международной политики...................................................... 382
Содержание и принципы международной политики............................ 384
2. Теория и практика международных отношений............................... 385
Типология международных отношений................................................ 385
Особенности современного этапа международных отношений.......... 388
Новые тенденции в развитии современных международных
отношений............................................................................................... 389
Россия в системе современных международных отношений............. 390
Заключение.................................................................... 392
Словарь терминов.......................................................... 393