Субъектно-субъектное взаимодействие в политических коммуникациях
1. Общие положения. Создание и изменение имиджа предполагает передачу информации, или коммуникативный процесс. А поскольку аудиторию имиджа составляют социальные группы, то коммуникативные процессы, используемые при создании и изменении образа, являются ретиальными, т.е. такими, при которых сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Когда аудиторию имиджа составляют большие социальные группы, в качестве каналов передачи сведений используются СМИ. Говоря о беспрецедентном развитии средств массовой коммуникации на рубеже третьего тысячелетия, дающих возможность через передачу информации любого объема в любую точку земного шара оказывать существенное воздействие на миллионы людей, Н. Н. Богомолова указывает на основные социально-психологические функции массовой коммуникации, открывающие новые грани в понимании особенностей формирования имиджа:
· Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид — общество);
· Функция аффилиации, социальной идентификации (индивид — группа);
· Функция контакта с другим человеком (индивид — другой индивид);
· Функция самоутверждения (самопознания и самореализации) (индивид — он сам)».
2. Основные черты политического имиджа:
1. Индивидуально-личностные черты: исключительность ("эксклюзивность"), уверенность в себе и в своем деле (до самоуверенности), сила.
2.Социальные черты: позиция "служителя общества", забота о людях, хорошее знание их проблем, стремление улучшать жизнь.
3.Личностно-энергетические черты: энтузиазм, бодрость, оптимизм, провоцирование положительных эмоций.
4.Социально-энергетические черты: умение влиять на людей, решительность, энергия, воля, напористость.
5. Социально-нравственные черты: высокие моральные качества, соответствие "общественному идеалу"».
Эффективная реализация целей политического PR в русле массовых коммуникаций предусматривает осуществление ряда функциональных задач, вытекающих из психологических функций самой массовой коммуникации.
Во-первых, она способствует общению социальных индивидов, их организации в массовую аудиторию, формированию «массы как субъекта социально-политического действия».
Во-вторых, массовая коммуникация решает задачу формирования и поддержания эмоционального уровня и психологического настроя аудитории PR-воздействия.
В-третьих, технологический потенциал коммуникации дает возможность проецировать на всех реципиентов необходимую информацию в необходимом временном режиме, создавая основу для формирования единых моделей восприятия и оценки передаваемых сообщений.
В-четвертых, массовая коммуникация оказывает мотивирующее ' и стимулирующее воздействие на реакцию массового политического сознания и конкретных целевых аудиторий. И, наконец; коммуникация оказывает влияние на формирование тех психологических особенностей восприятия сообщений, которые связаны с характером политической социализации аудитории.
В контексте массовой коммуникации важное значение имеет социальное познание политического имиджа, где особую детерминирующую роль играют когнитивные закономерности его восприятия.
3. Принципы восприятия политического имиджа.Действительно, когнитивные закономерности восприятия политического имиджа обусловливают не только социально-перцептивное внимание к внешним чертам имиджа политика, но и представления о его социально-политических взглядах, программе, ценностях и идеалах. Неизменно значимыми факторами «образа-знания» являются биографические данные субъекта политического имиджа (СПИ) и его семейный статус, отношение к семейным ценностям. На основании того, что имидж — это символический образ субъекта, в структуре политического имиджа серьезную роль играет «образ-значение» воспринимаемого СПИ, который превращает символическую структуру имиджа в смысловые характеристики и имиджевые значения. Среди них могут быть и физические автонимные символы, дающие представление о внешности субъекта-прообраза, стиле его поведения и речи, и предметные символы (предметы материальной обстановки, атрибуты одежды и др.), и вербальные символы (выступления СПИ, его лозунги, формулировки, рассказы о нем). Все это многообразие чувственно воспринимаемых символьных знаков, создающих в своей совокупности значимый образ неповторимой личности, корреспондирует с тем образом политика, который бы отвечал социальным ожиданиям и потребностям аудитории. На этом этапе к «образу-знанию» и «образу-значению» в структуре политического имиджа могут присоединиться такие его характеристики, как приоритетность профессионализма среди деятельностных качеств СПИ, ролевая и личностная устойчивость субъекта имиджа, высокая значимость для СПИ стратегических целей и задач, связанных с профессиональной управленческой деятельностью, приоритет интересов аудитории имиджа над личными интересами. Последний элемент рассматриваемой структуры — «образ-прогноз» — связан с оценкой вероятности адекватного восприятия образа политика массовой аудиторией и эффективности взаимосвязи такого восприятия и поведения аудитории ПИ.
Не вызывает сомнения, что в политических коммуникациях принимают участие различные субъекты политического имиджа и большие социальные группы. В процессе этих коммуникаций имеет значение влияние на поведение субъектов и групп массового сознания, а также воз
действие на него политических лидеров, профессиональных имиджмейкеров и других лиц через средства массовой коммуникации и личные
контакты. Путем межличностного контакта субъекты политического
имиджа вступают в непосредственное взаимодействие с партнерами по
общению, которые сами являются субъектами (активными, деятельны
ми, сознательными индивидами) в определенной сфере социальной реальности.
Повышение эффективности политических имиджевых коммуникаций предусматривает учет структуры политического имиджа, представляющей собой динамичное образование. Многогранный материал по структуре ПИ предлагают известные практики и теоретики политической рекламы, акцентируя внимание на одновременном функционировании в политических коммуникациях образа-знания, образа-значения, образа потребного будущего и образа-прогноза субъектов политических имиджей. Такое представление позволяет рассматривать структуру имиджа, прежде всего, на уровне индивидуального субъекта политики, но дает возможность обратиться к особенностям первого структурного элемента имиджа — «образа-знания».
Изучая образы власти у российской аудитории, группа исследователей под руководством Е. Б. Шестопал обратила внимание на перенос респондентами установок, ценностей, образов, сформированных в неполитических сферах, на сферу политики по мере «вхождения» в нее респондентов. Авторы указывают: «Как бы мы ни относились к психоаналитическим концепциям политической социализации, никаких других теоретических идей, удовлетворительно объясняющих формирование образов власти, в литературе не предложено».
Рассматривая имидж страны как разновидность политического имиджа, Э. А. Галумов указывает: «Государство имеет несколько объективных имиджей: экономический, социальный, гуманитарный, политический, культурный, экологический и т.д., каждый из которых может быть как положительным, так и отрицательным». Кроме того, учитывая динамический характер имиджа, в его структуру могут включаться «первичный имидж страны» как: целостное представление о ней, возникающее у отечественной и зарубежной общественности в результате первичного знакомства с ним». При этом политическая деятельность государства как внутри страны, так и в международном сообществе обогащает первичный имидж страны определенными чертами и признаками, адаптирует ряд его первоначальных характеристик и приводит к образованию «вторичного имиджа страны».
Определенным шагом к расширенной трактовке данного феномена выступает фиксация имиджа как образа, возникающего в процессе социального познания, процессе отражения неких имиджевых характеристик субъектами восприятия с учетом привнесения в воспринимаемый образ некоего творческого начала, связанного с прошлым опытом человека, его ценностями, установками, мотивами, эмпатией, предрассудками и др. Так, Ольшанский одним из компонентов имиджа как символического образа считает «результат активной собственной психической работы аудитории или отдельного субъекта восприятия по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязывания извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений». Важность активности субъекта восприятия не вызывает сомнений, и ее признание дает более полную картину анализируемого феномена, однако перспектива более точного и плодотворного для целей продуктивной политической деятельности трактовки имиджа лежит в русле понимания роли интерсубъектного взаимодействия в формировании и функционировании эффективного имиджа субъектов политической практики. Более того, «рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального целого, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление политическими субъектами своих разнообразных ролей и функций». Учет специфического характера интерсубъектного взаимодействия в политических коммуникациях не снижает значимости целенаправленной активности субъектов в этой сфере и роли политического имиджа как компонента эффективного контакта политических субъектов.
4. Субъектно-субъектное взаимодействие в политических коммуникациях.Говоря о субъект-субъектном взаимодействии в политических коммуникациях, отметим, что инвариантом в этом контексте выступает трактовка субъекта- имиджа, воспринимающего, информирующего или передающего имиджевую информацию. Используя понятие «субъект имиджа» в широком смысле, мы понимаем под ним любого субъекта, участвующего в имиджевом взаимодействии. Это может быть:
· субъект-прообраз имиджа, взятый с точки зрения своих родовых, видовых и индивидуальных характеристик (индивидных, личностных и субъектно-деятельностных), отображаемых в имидже и познаваемых посредством его восприятия другими субъектами;
· субъект, развивающий деятельность по созданию имиджа (своего собственного или другого субъекта), с учетом объективных характеристик СПИ, особенностей восприятия аудитории имиджа, а также деятель-ностно-коммуникативной ситуации;
· субъект, воспринимающий имидж.
Употребляя понятие «субъект имиджа» в широком смысле, мы рассматриваем имидж в контексте социального взаимодействия. Такое рассмотрение имиджа позволяет понять его с точки зрения социального влияния, управления, психологического воздействия, что представляет особую актуальность в политической имиджелогии.
Субъектно-деятельностный аспект имиджа включает те деятельностные характеристики субъекта, которые влияют на продуктивность имиджеобразующей деятельности, в их число входят специальные знания и навыки, необходимые для создания имиджа, владения стратегиями и технологиями создания публичного образа.
Понимание необходимости рационализации и оптимизации подходов и решений по формированию и функционированию политического имиджа, учет особенностей СПИ, значимость интерсубъектного взаимодействия представляют, с одной стороны, плодотворный результат научного анализа в рамках политической имиджелогии, а с другой стороны — совокупность поисковых представлений, отражающих политическую динамику и требующих углубления аналитических подходов и нахождения эффективных научно-практических решений. На основе проведенного анализа и в целях его конкретизации в рамках политической имиджелогии можно дать наиболее общее определение политического имиджа как символического образа политического субъекта, возникающего и функционирующего во взаимодействии субъекта-прообраза имиджа и субъектов, составляющих его аудиторию. Одним из наиболее существенных прикладных направлений исследования с целью применения в реальной деятельности институтов власти и других субъектов политического имиджа является поиск ответа на злободневные вопросы о том, как решить проблему и реализовать цели конкретного субъекта-политического имиджа, увязать задачи его предметно-практической деятельности и его образ.
Политические коммуникации представляют собой особый способ организации политического поведения как результата имиджевых коммуникаций. «Массовая коммуникация — особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения» среди индивидов и социальных групп, которые объективно не связаны между собой деятельностными и ценностно-ори-ентационными связями. При этом может достигаться эффект «массовиза-ции» сознания и поведения людей, в результате чего при передаче имиджевого сообщения оно достигает массовой аудитории, хотя и неоднородной по своему составу и по своим реакциям. В результате это сообщение воспринимается большими социальными группами, и из индивидуального политического имиджа ПИ становится достоянием общественного сознания, а отсюда и компонентом социально-политической реальности.
В контексте политической имиджелогии большое значение имеет то, что специалисты по связям с общественностью, по организации и регулированию массовых политических коммуникаций подчеркивают особую роль источника или коммуникатора в PR -воздействии, которыми могут выступать различные субъекты политики (от правительства страны до индивидуальных политических субъектов), профессиональные институты и организации (информационные и рекламные агентства), медиа-структуры (издательства и т.д.) и др. Определяющую роль здесь играют функции коммуникатора в процессе массовой коммуникации:
1) определение коммуникационной политики и контроль над ее осуществлением;
2) сбор информации;
3) обработка информации;
4) создание «сообщения», определение его окончательного содержания;
5) принятие ответственности за «сообщение» («сообщение» идет от имени источника в широчайших вариантах: от «Я считаю...» до «ТАСС уполномочен заявить...». Фактически источник «подписывает» выпускаемое в титрах «сообщение»);
6) выпуск «в свет» (в тираж, в эфир) данного «сообщения».
На эффективность воздействия имиджевого «сообщения» на массовую аудиторию, на характер ее восприятия оказывает влияние уровень подготовки и реализации политической коммуникации с учетом перечисленных функций коммуникатора, который в большинстве случаев выступает как субъект РК-воздействия.
На восприятие массовой аудиторией политического имиджа оказывают влияние все рассматриваемые факторы, что приводит к дифференциации образов субъекта политического имиджа в массовом сознании. В результате процесса восприятия символического образа СПИ возникают индивидуальные и социальные представления о нем, зависящие от ряда объективных (политический режим, экономический рейтинг государства, определяющее общественное мнение, культурно-исторические, национальные и религиозные традиции, социальный статус субъекта восприятия, тендерная специфика, возрастные различия и др.), а также субъективных (установки и мотивации субъектов восприятия, их психологические особенности, личностные характеристики и др.) факторов.
Следует сказать, что к манипуляциям в образах современной политики у многих ученых отношение отрицательное, как к неизбежному злу. Однако, думается, что такая трактовка значения манипуляций в политической имеджеологии является односторонней и упрощенной. Как было показано выше, способность к манипуляциям сформирована у человека в процессе антропогенеза, она является прирожденной и носит нейтральный, даже позитивный, жизнеутверждающий характер. Все дело, очевидно, в целях и задачах, которые обуславливают то или иное применение манипуляций. Ведь, к примеру, и ядерная энергия в качестве природной силы может быть применена и в атомной бомбе, и в мирной электростанции.
Кроме того, если манипуляции не нарушают заветы нравственности (не лги, не лжесвидетельствуй, не унижай, не эксплуатируй недостатки, пороки людей и т.д.), права и свободы человека, то в качестве дополнительного средства в построении образов современной политики они вполне допустимы. Благодаря им политика становится более творческой и эффективной, ее имиджи яркими и впечатляющими, конкурентная борь-; ба за власть острой и интеллектуальной, оттачивающей критическое | отношение людей к политическим персоналиям и реалиям.