Выделяют три основных группы закономерностей

Закономерности политологии

1) Политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки, в частности:

— зависимость политики и системы политической, государственной власти от экономических процессов;

— обратное влияние политики на экономические процессы.

2) Политико-социальные закономерности, характеризующие развитие политической власти как особой социальной системы. К этой группе относится, например, укрепление стабильности - основная закономерность системы политической власти.

3) Политико-психологические закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью (напр., приоритет прав личности над правами государства - закономерность демократического государства).

Центральной методологической проблемой политологии является познание и определение политических закономерностей (законов).

Исходя их того, что предметом политологии является политическая власть, изучаемые ею закономерности непосредственно связаны с формированием, развитием и функционированием этой власти. Эти закономерности могут быть объединены в несколько групп. В качестве критериев выделения таких групп используются самые различные характеристики политической власти. Если основание классификации положить основные сферы общественной жизни, в которых проявляется политическая власть, то можно выделить три группы закономерностей политологии.

1- я группа — закономерности, проявляющиеся в экономической сфере жизни общества. Они отражают соотношение между экономикой и политикой. В этом случае политическая власть обусловлена развитием экономических процессов. Экономические интересы являются социальной причиной политической деятельности, политического процесса. Возникновение политической власти неразрывно связано с экономической властью.

2- я группа — закономерности, действующие в социальной сфере общественной жизни. Эти закономерности характеризуют развитие политической власти как одной из социальных систем общества.

3- я группа — закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью. В политологии существуют и другие системы законов (закономерностей):

— закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;

— закономерности становления, функционирования и изменения политической власти;

— закономерности функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности).

Наряду с этими общими законами политологии выделяются и конкретные закономерности:

— приоритет прав личности над правами государства;

— верховенство закона в политической жизни;

— разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной);

— политический плюрализм (равноправное функционирование и развитие политических партий и общественно-политических движений в рамках парламентской демократии)

— обеспечение политической стабильности и надежной безопасности и др.

Методы

Изучение проблем политологии опирается на примение разнообразных методов и техники исследований, используемых различными общественными и естественными науками, а именно: системный, исторический, сравнительный, структурно-функциональный, эмпирический, бихевиористический, модернистский, конкретно- социологических исследований, политического моделирования и другие.

Системный метод предполагает комплексный анализ сложнейших механизмов функционирования современных многофакторных политических явлений, организаций, институтов. Вероятность и возможность использования этого метода создаются в силу сложности самого содержания политических отношений, сложности и взаимодействия различных общественных факторов, оказывающих влияние на них. Проводимые исследования политики не учитывают иногда многообразия динамики и противоречий в рамках всей системы политических отношений. Такой подход к проблеме объективно ведет к раздельному изучению различных политических структур и институтов, без учета реального влияния друг на друга всех звеньев политической системы общества. Системный метод анализа общественно-политических процессов требует детального изучения их составных компонентов, структуры, функционирования, интеграции и целостности, внутренней коммуникации, хронологического развития и т. д.

Исторический метол играет важную роль в научном познании политических систем, политики и политических явлений. Он предполагает изучение исторических процессов и истории политики, причин того или иного строения и функционирования политических систем и их элементов и т. д.

Суть исторического метода состоит в том, чтобы, раскрывая диалектику реальных политических процессов, трактовать политические системы, институты и процессы не как неизменные данные, а в их конкретных исторических взаимосвязях, с точки зрения их генезиса в прошлом и тенденций развития в будущем. Историзм как методологический принцип объединяет в себе и исторический взгляд на вещи, и исторический метод их познания. Исторический метод отличается универсальностью, гибкостью и динамизмом, способностью входить в структуру сравнительного, структурно-функционального и других методов.

Усложнение происходящих в современном мире политических процессов, многообразие политических форм можно осмыслить на теоретическом уровне лишь при условии их сравнения и сопоставления, построения аналитических сравнительных моделей, классифицирующих и группирующих политические явления по определенным критериям и признакам.

Сравнительный анализ ориентирует ученого на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох, так как различия между исторически разнотипными политическими системами возможны лишь в случае существования у них определенных общих, системных признаков, на основе которых возможно сравнение их индивидуальных черт; на выявление специфики политической жизни во всем многообразии ее форм. Только соединение сравнительного анализа со всеми существующими сейчас методами и приемами исследования способно сегодня обеспечить совершенствование теории политики.

Структурно-функциональный метод — одна из важнейших форм применения системного подхода в исследовании социально-политических явлений и процессов. Его можно определить как прием изысканий, заключающийся в расчленении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и определении места и роли всех составных частей в функционировании объекта как целого, при сохранении им своей целостности во взаимодействии с внешней средой.

Э м п и р и ч ее ки й метод исходит из того, что чувствен и опыт — единственный источник знаний, которые обосновываются в опыте и посредством опыта. Ограниченность этого метода в том, что он, преувеличивая роль чувственного опыта, недооценивает роль научных абстракций и теорий в познании и отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления.

Суть бихевиористического метода заключается в наблюдении поведения личности и социальных групп. Его исходными принципами являются, во-первых, действия людей, направленные на достижение своих политических целей, во-вторых, исследования эмпирических фактов, соотвествующим образом обработанных.

Делая упор на изучение поведения индивида в тех или иных ситуациях, бихевиоризм игнорирует большие группы и классы как объекты изучения. И в этом — е го главный недостаток

Метод модернизма состоит в том, что, не отвергая полностью бихевиористический метод, он стремится преодолеть недостатки и крайности последнего силами естественных и точных наук, широко применяя теоретические и эмпирические методы биологии, кибернетики, физики и особенно математики. Ограниченность этого метода в том, что он абсолютизирует средства науки, формализуя тем самым политический анализ.

Метод конкретно-социологических исследований заключается в анализе и объяснении конкретных политических явлений, особенностей функционирования тех или иных конкретных политических систем, их конкретной эволюции, традиций, политической культуры и т. п. Данный метод применяется главным образом для изучения относительно недавних или современных политических явлений.

Метод моделирования в области изучения политики и политических явлений имеет своей целью обобщение и фиксацию регистрируемых связей и изменений, а затем их упорядочение, типологизацию, допустимые трансформации и согласованные изменения для установления инструментального соответствия между теоретической гипотезой и наблюдаемыми фактами.

В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. В ней приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры. Конкретно прикладная (малая) политология рассматривает основных участников политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, региональные (территориальные) группы, религиозно-этнические и социально-экономические группы; роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. Рассматривается политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике; применение структурно-логической модели общества в анализе конкретной политической ситуации; уровень силы участников политических событий, их интересы, связанные с завоеванием и удержанием политической власти; расстановка общественно- политических сил и ее основные методики; новые информационные технологии в политике, моделирование политических процессов, компьютерные технологии в политике, политическое прогнозирование; выборы в органы политической власти и технология избирательной кампании; управление политическими событиями и политический риск (методы оценки), алгоритм принятия политического решения. Сюда же входит логическая игра "Стратегия "неуязвимости" (с позиции структурно-логической модели “восемь колес"), необходимость ее учета при стратегическом планировании и принятии решений. Учет "окон уязвимости" при выборе стратегии общественного развития с учетом состояния политической обстановки. Изучается практика применения таких методик, как политический мониторинг, контент-анализ и др.

В структуре политологии выделяется фундаментальная и прикладная политология. Если исследования фундаментальной политологии направлены на развитие политологической науки, то задача прикладных политологических исследований - содействие решению какой-либо конкретной политической проблемы. Прикладная политология тесно связана с эмпирическими исследованиями, но не совпадает с ними полностью, ибо часто решение практической политической проблемы требует серьезных теоретических изысканий. Главное отличие прикладных политологических исследований состоит в тог, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, в равной мере применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы, рекомендации, прогнозы развития ситуации конкретным участником политического процесса.

Выводы и рекомендации прикладной политологии, во-первых, адресуются лицам, обладающим властными полномочиями и непосредственно определяющим реальную политику, во-вторых, ориентированы на внедрение в общественное мнение с целью добиться определенной направленности политического процесса.

Работают в сфере прикладной политологии не столько теоретики, сколы о практические аналитики, эксперты, советники политических деятелей, пиермены («пиарщики» или, другими словами, специалисты в области связей с общественностью), работники партийных аппаратов и другие лица непосредственно связанные с выработкой политической линии лидеров или органов управления. Во многих странах существуют специальные аналитические центры, экспертные советы, отделы, институты, где вырабатываются рекомендации по принятию тех или иных решений, подготавливаются информационные справки, документы для звеньев государственного управления, партий и т.д. Есть такие организации, которые решают подобные проблемы на и международном уровне.

Основными сферами применения прикладных политологических исследований являются:

· разработка программ деятельности правительства в том или ином направлении (в области здравоохранения, образования, обороны, инвестиций и т.п.);

· уточнение текущих и перспективных целей в сфере политики;

· распределение полномочий между различными государственными органами, преобразование их структуры;

· прогнозирование изменения политической ситуации;

· предотвращение или разрешение конфликтов и достижение необходимого обществу консенсуса;

· выработка рекомендаций при ведении переговоров;

· проведение избирательных кампаний (рекомендации по характеру финансирования избирательной кампании, выбору важнейших тем для предвыборной борьбы, по ведению агитации и т.п.);

· выработка и принятие политических решений (разработка критериев выделения политически значимых общественных проблем, обеспечение необходимой информацией, формулировка вариантов альтернативных решений и др.)

Прикладная и фундаментальная политология взаимно обогащают друг друга, составляя единое целое - политическую науку.

Наши рекомендации