Сравните стратификацию советского и совр. российского общества. Результаты сравнения занесите в таблицу
Критерии | Советское общество | Современное российское общество |
Доминирующий тип стратификации | ||
Уровень дифференциации доходов | ||
Характер правящей элиты | ||
Средний класс | ||
Отношения классов к собственности | ||
Престиж профессий | ||
Уровень бедности | ||
Уровень безработицы | ||
Мобильность населения |
Как связаны понятия: «бедность», «правовой нигилизм», «политический кризис»? В чем заключается суть феномена «ловушки нищеты»?
Вопрос-рассуждение. Каким образом бедность влияет на политическую активность населения. Всегда ли здесь проявляется прямая связь. Обоснуйте ответ, приведите примеры.
Существует точка зрения, согласно которой политическая власть в тоталитарной системе никогда не заинтересована в увеличении образованных людей. Можно ли согласиться с данным подходом. Обоснуйте свою позицию?
Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщил на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Согласны ли Вы с подобной логикой? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «против» такой идеи.
Темы докладов: 1) Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит? 2) Харизматическое лидерство
3) Российская история с точки зрения циркуляции политических элит. 4) Политико-психологические концепции лидерства
5) Политические портреты современных российских лидеров. 6) Социальные группы и политическое поведение
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям: политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, конвенциональное участие, политический терроризм, политический протест, политическая культура, типы политической культуры, (патриархальная, подданническая, активистская), политический стереотип, политический миф, политическая социализация.
2. Сравните политическое участие при тоталитаризме и демократии по следующим критериям:
Критерии политического участия | Тоталитаризм | Демократия |
1) Уровень участия | ||
2) Возможные мотивы участия | ||
3) Формы политического участия | ||
4) Тип участия (преимущественно мобилизированный или автономный) |
Почему лица с более высоким уровнем образования демонстрируют большую политическую активность?
Определите ряд причин, обусловливающих меньшее политическое участие женщин по сравнению с мужчинами.
Приведите примеры конвенциональных и неконвенциональных форм политического протеста.
6. Раскройте содержание таких функций политической культуры как
А) идентификация Б) Ориентация В) Адаптация и социализация Г) Интеграция Д) Коммуникация
Назовите основные государственные символы РФ. Объясните их смысл.
8.В политической науке существуют две противоположные точки зрения относительно российской политической культуры. Согласно одной из них, политическая культура России носит авторитарный и автаркический характер. Она практически не подвержена никаким изменениям и поэтому любые реформы обречены на провал.
Согласно другому подходу, русская политическая культура постепенно меняется. На характер ее изменений влияние оказали индустриализация, урбанизация, рост образования, изменение структуры занятости, развитие коммуникативных технологий. В конечном итоге российская культура вынуждена будет заимствовать и интегрировать большинство западных ценностей.
Дайте оценку данным подходам. Выскажите свое мнение относительно характера развития политической культуры.
9. На основе собственных знаний, материалов прессы приведите примеры наиболее крупных политических событий нашей страны за последние два-три года. Ответ обоснуйте.
Темы докладов 1) Мотивационные основы власти 2) Социальные группы и политическое поведение
3) Поведенческие концепции власти 4) Проблема политической культуры в истории политической мысли
5) Сравнительный анализ политических культур: Запад – Восток – Россия. 6)Концепции политического участия
7) Советская политическая культура: сущность и типологические особенности. 8) Абсентеизм как тип политического поведения
9) Политическая культура российского общества: традиции и инновации. 9) Особенности политического участия молодежи.
11) Основные факторы и причины социального протеста 12) Теория рационального выбора: обоснование и критика
13) Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним.
Модуль 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Тема (в соответствии с тематическим планом): 8-10 Всего 16 ч. (лк. – 10 ч.: сем. – 6 ч.)
№ | Название темы | Лк. | Сем. |
Тема 5. Сущность и содержание политического процесса | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 6. Основные проблемы и тенденции современного мирового политического процесса. Тест | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 3. Международные политические отношения и внешняя политика | 2 ч. | 2 ч. |
Тема 8. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям: политическое развитие, политическая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», кризис модернизации, политический менеджмент и маркетинг, политические коммуникации, «масс-медиа», избирательная система, активное и пассивное избирательное право, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, кризис легитимности, конституционный кризис, правительственный кризис, кризис идентичности, кризис политического участия, этнополитический кризис