Политическая мысль средневековья и эпохи возрождения
В период Средневековья в различных странах происходят политические процессы: первоначально создаются достаточно крупные, но слабо интегрированные монархии, которые затем распадаются на раздробленные политические образования, затем наступает фаза расцвета сословно-представительных монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий. Католическая церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы этого периода. Политическая наука в руках церкви стала простой отраслью богословия, догматы религии приобрели форму законов. Шла ожесточенная борьба между духовной и светской властью, вопрос о приоритете одной из них стал центральным вопросом политических доктрин. Обе стороны икали и находили аргументы в свою пользу в Библии.
Западноевропейскую политическую мысль Средневековья нельзя представить без Фомы Аквинского (1226-1274 гг.). Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах – ученный в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различные сущности, происхождения (формы) и использования государственной власти. Отношения господства и подчинения – сущность власти, такой порядок – от Бога. Конкретные формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. Фома Аквинский вернул в научный оборот понятие «естественный закон».
В целом европейское Средневековье не изобиловало сколько-нибудь значительными политическими теориями; они появились лишь в эпоху Возрождения и позднее. Но во времена Средневековья творил мыслитель, которого ныне считают предвестником современной политической науки. Это был арабский ученный Ибн Хальдун (1332-1406), открытый европейской мыслью очень поздно, лишь в XIX веке.
Основной труд Ибн Хальдуна – «Введение в историю» – представляет собой изложение науки об обществе как таковом. Рассматривая в этой работе различия между человеком и другими живыми существами, Ибн Хальдун считает, что одним из таких различий является то, что человек испытывает потребность во власти. Анализируя общественную связь явлений, он видит в ней отражение условий, в которых живет племя. По мыли Ибн Хальдуна, общественная связи едва ли не в идеальном виде наблюдается у кочевников. Она является условием возникновения политической борьбы. Таким же образом Ибн Хальдун дает социологическое объяснение политической власти, формам политической жизни, выводя из их социальной жизни, а последнюю – из условий жизни людей. Ссылаясь на свою теорию общественной связи, Ибн Хальдун трактует и эволюцию политической власти. У кочевников пустыни источник власти традиционного вождя морален, поскольку исходит из общественной связи. Однако постепенно власть вождя может возрастать за счет применения силы. Контакты и конфликты с другими племенами приводят либо к равновесию сил, либо к завоеваниям и расширению государства. В расширяющихся границах государства оказывается все большее число племен, которые в конечном счете могут свергнуть господствующую династию, после чего история циклично повторяется. Учение Ибн Хальдуна содержит еще две политические идеи: идею конфликта между общественными группами, согласно которой конфликт есть движущая сила развития, а также идею кругооборота руководящих групп. Некоторым образом Ибн Хальдун предвосхищает Людвига Гумпловича, с одной стороны, и Парето, с другой.
В XIV-XV вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Ее деятели в различных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и др. Возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого времени противопоставляют веру в человека-творца. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.
Великий флорентиец эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика несовместимы. Макиавелли фактически впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и в знаменитой книге «Государь» дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти.
XVI век в Европе стал временем возникновения новых политических идей. Т. Мор становится родоначальником социалистической идеологии, в своеобразной религиозной интерпретации эти идеи присутствуют и в воззрениях Т. Мюнцера. Французский мыслитель Ж. Боден сформулировал идею государственного суверенитета.
Век XVII в Европе начался голландской революцией. Знаменитый голландский мыслитель Гуго Гроций (1538-1645) считается одним из создателей концепций «естественного права» и «общественного договора», которые становятся основой политических доктрин. Он считал, что существуют незыблемые естественные права человека, которые не могут быть изменены даже Богом: право быть свободным в своих действиях и убеждениях, право владения и распоряжения частной собственностью, равноправие с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности и др. Гроций понимает государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы.